Дело №33-1269/2023 Докладчик: Клокова Н.В.
(суд 1 инст. №2-574/2022) Судья: Варламов Н.А.
УИД: 33RS0009-01-2022-000844-47
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Швецовой Н.Л.,
судей Клоковой Н.В., Сергеевой И.В.,
при секретаре Уваровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире
29 марта 2023 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Взорова С. Ю. на решение Камешковского районного суда Владимирской области от 6 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Клоковой Н.В., выслушав истца Взорова С.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Взоров С.Ю. обратился в суд с иском к ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» о признании незаконным отказа от **** **** в перерасчете размера пособия по безработице, о возложении обязанности произвести перерасчет пособия по безработице с учетом размера его заработной платы за 2021 г. и установить размер пособия по безработице исходя из среднего заработка за 2021 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В обоснование заявленных требований, поддержанных в ходе судебного разбирательства, указал, что с **** он являлся индивидуальным предпринимателем, оказывал услуги по перевозкам грузов автомобильным транспортом. В период своей индивидуальной трудовой деятельности им были оформлены патенты на право применения патентной системы налогообложения: **** от **** на период с **** по **** в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности – оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг (грузовой автомобиль **** государственный регистрационный знак: **** и **** от **** на период с **** по **** в отношении аналогичного вида деятельности (грузовой автомобиль ****, государственный регистрационный знак: ****). При этом по патенту **** налоговая база к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода составляла 170 000 руб. с уплатой суммы налога в размере 10 200 руб., по патенту **** руб. и 8 356 руб. соответственно. Все налоговые отчисления были оплачены в полном объеме. Индивидуальную предпринимательскую деятельность он прекратил ****
С **** он (Взоров С.Ю.) был зарегистрирован в ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» в целях поиска подходящей работы, с указанной даты признан безработным с назначением пособия по безработице в размере 1 500 руб., которое выплачивалось 3 месяца. С данным размером пособия по безработице он не согласен. Ссылаясь на положения п.1 ст.33, ст.34.2 Закона Российской Федерации от **** **** «О занятости населения в Российской Федерации», полагал, что для начисления пособия по безработице необходимо было принимать во внимание его годовой доход за 2021 г., который является его заработной платой, составляющий в совокупности 340000 руб. по 2 патентам. Он обратился к ответчику с просьбой произвести перерасчет начисленного с **** пособия по безработице. **** ответчик отказал ему в удовлетворении его заявления, указав, что на него не распространяется действие п.1 ст.33 и ст.34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», поскольку он являлся индивидуальным предпринимателем. Выражая несогласие с данным решением ответчика, полагая, что доход от предпринимательской деятельности является заработной платой, которая исчисляется исходя из размера задекларированного патентного дохода на 2021 г., он обратился в суд с настоящим иском.
Представитель ответчика ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» Фокина Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных Взоровым С.Ю. требований, полагала, что заявленные истцом требования не основаны на Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России №14 по Владимирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.45), в судебное заседание не явился.
Решением Камешковского районного суда Владимирской области от 6 декабря 2022 г. исковые требования Взорова С. Ю. к ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, содержащегося в ответе от **** ****, возложении обязанности производства перерасчета пособия по безработице, начисленного с ****, исходя из среднего заработка за 2021 год оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Взоров С.Ю. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в суде первой инстанции в качестве обоснования заявленных требований. Выводы суда о том, что доход от предпринимательской деятельности не является заработной платой индивидуального предпринимателя, считает ошибочным. Поскольку действующее законодательство в отношении индивидуальных предпринимателей не содержит правового регулирования в части начисления и выплаты заработной платы, полагает, что должны применяться нормы, регулирующие сходные отношения, а именно нормы Трудового кодекса Российской Федерации. Указывает, что судом не учтено, что он (Взоров С.Ю.) имеет статус предпенсионера и в соответствии с п.34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» имеет дополнительные гарантии социальной поддержки.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена стороны ответчика ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» его правопреемником ГКУ ВО «ЦЗН ****».
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГКУ ВО «ЦЗН ****», третьего лица - Межрайонной ИФНС России **** по ****, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством телефонограммы (л.д.75) и факсимильной связи (л.д.**** не явились, сведений об уважительности причин неявки суду апелляционной инстанции не представили, ходатайство об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу, на основании положений ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
В соответствии с ч.ч.1-2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив законность и обоснованность решения суда в рамках доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о занятости населения).
В статье 2 Закона о занятости населения перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона о занятости населения).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона о занятости населения, в соответствии с которой пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель (пункт 1).
Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1.1).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом (пункт 2).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона о занятости населения).
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.
Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы (службы) сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода (пункт 3).
Размеры пособия по безработице установлены статьями 33, 34 названного закона.
В соответствии с названными нормами пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанных в установленном порядке безработными, начисляется в первом 12-месячном периоде в процентном отношении к заработку, во втором 12-месячном периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента (ч. 1 ст. 33).
Согласно пункту 2 статьи 33 Закона о занятости населения размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, предшествовавших началу безработицы, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом (часть 1 статьи 34 Закона о занятости населения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. № 1940 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год» для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона о занятости населения, установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 руб., максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 руб. - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 руб. - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице; для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона о занятости населения, минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 1500 руб., максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 руб.
На основании пункта 1 статьи 34.2 Закона о занятости населения период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.
Из материалов дела следует, что истец Взоров С.Ю. является лицом предпенсионного возраста (61 год), страховую пенсию по старости не получает (л.д****
В период с **** по **** был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.****
**** Взоров С.Ю. в целях поиска работы обратился в ГКУ ВО «ЦЗН ****» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы, признании безработным и назначении пособия по безработице.
Приказом ГКУ ВО «ЦЗН ****» от **** **** Взорову С.Ю. был присвоен статус безработного, назначено пособие по безработице с **** на период с **** по **** (л.д.****
**** истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил произвести перерасчет начисленного ему пособия по безработице в соответствии с размером его годового дохода от предпринимательской деятельности за 2021 год – 340 000 руб. и установить ему размер пособия по безработице исходя из среднего заработка за 2021 год в порядке ст.33 Закона о занятости населения (л.д.****
Письмом от **** **** ГКУ ВО «ЦЗН ****» Взорову С.Ю. отказано в перерасчете пособия по безработице (л.д.****
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в установленный законом период времени до обращения к ответчику за получением спорного пособия истец в трудовых отношениях с работодателями не состоял, осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которую прекратил, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона о занятости населения ответчик обоснованно назначил Взорову С.Ю. пособие по безработице в размере минимальной величины - 1500 руб. сроком на 3 месяца. Указав при этом, что положения статьи 34.2 указанного Закона о дополнительных гарантиях социальной поддержки граждан предпенсионного возраста к истцу не применимы.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда правильными.
Размер средней зарплаты рассчитывается исключительно в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации № 1552 от 14 сентября 2021 г. «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)», на основе сведений о выплатах по последнему месту работы, которые запрашиваются центром занятости самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы (пункт 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. № 1909).
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица трудовой деятельностью, по смыслу трудового законодательства, не является.
Для граждан, осуществляющих трудовую и иную общественно-полезную деятельность, и признанных в установленном порядке безработными, законодателем установлены различные правила определения размера пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их на учет в качестве безработных в органах службы занятости - к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) либо к иным категориям.
Взоров С.Ю. перед постановкой на учет в органах службы занятости осуществлял предпринимательскую деятельность, которую прекратил ****, относится к категории граждан «прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке». На основании пункта 2 статьи 30 Закона о занятости ему было назначено пособие по безработице в минимальном размере – 1500 руб. сроком на 3 месяца с **** по **** в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Закона о занятости населения.
Из анализа положений статей 33 и 34.2 Закона о занятости населения следует, что пособие по безработице, устанавливаемое в процентном отношении к среднему заработку, то есть в размере, который может превышать минимальную величину этого пособия, безработные вправе получить при совокупности следующих условий: если они перед увольнением состояли в трудовых (служебных) отношениях и имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, если увольнение было осуществлено в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и если увольнение не связано с их виновными действиями. При отсутствии совокупности указанных условий пособие назначается в минимальном размере.
При изложенных обстоятельствах положения статей 34.2 и пункта 1 статьи 33 Закона о занятости населения к правоотношениям сторон не применимы, поскольку истец имел статус индивидуального предпринимателя.
Отождествление годового дохода от предпринимательской деятельности с заработной платой основано на ошибочном толковании истцом закона.
На основании изложенного судебная коллегия полагает выводы суда правильными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным. Нарушений судом норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Камешковского районного суда Владимирской области от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Взорова С. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Л. Швецова
Судьи И.В. Сергеева
Н.В. Клокова
Справка: апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
6 апреля 2023 г.