Дело № 12-615/2024
УИД: 59RS0024-01-2024-000381-23
Р Е Ш Е Н И Е
07 октября 2024 года г. Пермь
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Долгих Ю.А.,
рассмотрев жалобу законного представителя администрации Красновишерского городского округа Главы городского округа Верещагина Е.В. на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Красновишерского городского округа,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № (в рамках исполнительного производства №-ИП), администрация Красновишерского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Законный представитель администрации Красновишерского городского округа - глава администрации Верещагин Е.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указав, что 12.01.2024 в адрес администрации Красновишерского городского округа поступил письменный отказ Паршаковой В.Н. от предложенного жилого помещения по адресу по адресу: <адрес>. В рамках исполнения решения Красновишерского районного суда Пермского края от 20.03.2014 по гражданскому делу № 2-502014 проводятся работы по оформлению документов для обращения в Красновишерский районный суд с заявлением об обязании Паршакову Валентину Николаевну заключить договор социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу.
Законный представитель администрации Красновишерского городского округа, защитник, должностное лицо в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Взыскатель по исполнительному производству Паршакова В.Н. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников производства по делу об административном правонарушении, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от которых не поступало, явка обязательной не признана.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении и исполнительное производство, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007) установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.11 ст.30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.
Статьей 113 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела установлено, что Красновишерским районным судом Пермского края на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, выпущен исполнительный лист, по которому на администрацию Усть-Язьвинского сельского поселения возложена обязанность предоставить Паршаковой Валентине Николаевне(далее Паршакова В.Н.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> благоустроенное жилое помещение применительно к условиям Верх-Язьвинского сельского поселения, отвечающее установленным требованиям в границах Верх-Язьвинского сельского поселения по договору социального найма.
Определением Красновишерского районного суда Пермского края от 10.08.2022, оставленным без изменения определением Пермского краевого суда от 18.10.2022 и определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2023, Паршаковой В.Н. восстановлен срок для предъявления к исполнению исполнительного листа, выданного на основании решения Красновишерского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
На основании указанного исполнительного листа, постановлением заместителя начальника отделения –заместителя старшего судебного пристава ОСП по Красновишерскому району ГУФССП России по Пермскому краю от 12.07.2023 возбуждено исполнительное производство №-ИП, которым должнику – администрации Красновишерского городского округа срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не установлен в соответствии с ч.14 ст. 30.
При этом в пункте 6 указанного постановления администрация Красновишерского городского округа предупреждена о том, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ.
В связи с неисполнением администрацией Красновишерского городского округа в добровольном порядке требований исполнительного документа в срок, 20.07.2023 заместителем начальника отделения–заместителем старшего судебного пристава ОСП по Красновишерскому району ГУФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с администрации Красновишерского городского округа исполнительского сбора в размере 50000 рублей, которым также установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до 31.08.2023.
Определением Красновишерского районного суда Пермского края от 07.11.2023 произведена замена должника администрации Верх-Язьвинского сельского поселения Красновишерского городского округа по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного по решению Красновишерского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Красновишерскому району ГУФССП России по Пермскому краю от 16.11.2023 по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП произведена замена должника Администрации Верх-Язьвенского сельского поселения ее правопреемником УФК по Пермскому краю (Администрация Красновишерского городского округа).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Красновишерскому району ГУФССП России по Пермскому краю от 04.04.2024 исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ передано в СОСП по Пермскому краю.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Пермскому краю от 22.04.2024 принято к исполнению исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП. Новый № ИП 70498/24/98059-ИП. В адрес администрации Красновишерского городского округа ведущим судебным приставом-исполнителем СОСП по Пермскому краю почтовым отправлением направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении решения суда в срок до 23.05.2024. В случае неисполнения вышеуказанного требования, в отношении администрации Красновишерского городского округа 24.05.2024 в 10.00 часов будет составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.15 КоАП РФ. Вышеуказанное требование получено должником почтовым отправлением 02.05.2024.
Между тем, в указанный срок и до настоящего времени решение Красновишерского районного суда Пермского края от 20.03.2014 не исполнено.
Судебным приставом-исполнителем СОСП по Пермскому краю ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ в присутствии свидетелей и в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ. Протокол получен администрацией Красновишерского городского округа ДД.ММ.ГГГГ (ШПИ №).
Врио заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России ФИО7 24.06.2024 вынесено определение о вызове на рассмотрение дела об административном правонарушении лиц, являющимися участниками производства по делу об административном правонарушении, на 26.06.2024 в 11:10 часов в СОСП по Пермскому краю по адресу: <адрес>. Определение получено администрацией Красновишерского городского округа 24.06.2024.
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Красновишерского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Вина администрации Красновишерского городского округа подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24.05.2024, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 12.07.2023, материалами исполнительного производства №-ИП и другими собранными по делу и исследованными доказательствами.
Указанные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ.
Требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя администрации Красновишерского городского округа Пермского края не нарушены.
В силу части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении администрация Красновишерского городского округа Пермского края извещена надлежащим образом.
Должностным лицом созданы необходимые условия для реализации лицом, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, права на защиту и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя администрации Красновишерского городского округа согласуется с требованиями части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24 марта 2005 года N 5.
Копия протокола направлена в адрес администрации Красновишерского городского округа почтовым отправлением и получена 17.06.2024.
Меры, принятые должностным лицом к извещению администрации Красновишерского городского округа о месте, дате и времени рассмотрения дела, так же соответствуют положениям части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценка виновности администрации Красновишерского городского округа в совершении вмененного административного правонарушения предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, ст. 26.1 настоящего Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, судьей не установлено.
Как должник по исполнительному производству администрация Красновишерского городского округа не только имеет права, но и несет обязанности в соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007, неисполнение которых влечет, в том числе, административную ответственность.
В силу статьи 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Как указано выше, требованием ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по Пермскому краю от 22.04.2024 администрации Красновишерского городского округа установлен новый срок для исполнения исполнительного документа - до 23.05.2024.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона об исполнительном производстве действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
Поскольку судебным приставом-исполнителем должнику установлена конкретная календарная дата исполнения требований исполнительного документа - до 23.05.2024, исходя из положений приведенных выше норм, соответствующее требование должно быть исполнено в день, непосредственно предшествующий указанной дате до двадцати четырех часов, то есть до двадцати четырех часов 22.05.2024.
Таким образом, доказательств того, что должником были приняты своевременно все зависящие от него и исчерпывающие меры, направленные на исполнение конкретного судебного решения во вновь установленный срок (до 23.05.2024), не представлено.
Материалами дела подтверждено, что у должника при должной степени заботливости и осмотрительности, направленного на исполнение судебного акта, имелась возможность совершить все необходимые для данной цели действия. Вместе с тем юридическое лицо допустило бездействие и, несмотря на длительность периода времени, истекшего с момента вступления судебного решения в законную силу, пренебрегло обязанностью его исполнить.
В этой связи, с учетом собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после направления требования, должностное лицо СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП пришло к обоснованному выводу о том, что заявителем совершено вмененное правонарушение.
Должностным лицом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства оценены в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ в их совокупности и с учетом установленных конкретных обстоятельств дела. Постановление должным образом мотивировано, вынесено в соответствии с положениями ст. ст. 29.1-29.11 указанного Кодекса.
Действия администрации Красновишерского городского округа верно квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Выводы о наличии в деянии администрации Красновишерского городского округа состава вменяемого правонарушения являются мотивированными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для иной оценки выводов должностного лица не имеется.
Постановление должностного лица содержит все необходимые сведения, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Постановление должностным лицом вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 указанного Кодекса и с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушений, не допущено.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, с учетом объекта посягательства и характера совершенного правонарушения, судом не установлено.
При таких обстоятельствах судья считает, что оснований, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется, в связи с чем, в удовлетворении жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Красновишерского городского округа, оставить без изменения, жалобу законного представителя администрации Красновишерского городского округа Главы администрации Красновишерского городского округа Верещагина Е.В., – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: Ю.А. Долгих