РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2019 года г. Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Чагочкиной М.В.,
при секретаре Игумновой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-106/2019 по иску Крутовой С. А. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 43» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Крутова С.А. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что она работает у ответчика МБОУ «СОШ № 43».
Она считает, что ответчик неверно начисляет ей заработную плату.
Просит:
Взыскать с МБОУ «СОШ № 43» и администрации г. Братска в ее пользу недоначисленную заработную плату за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, перерасчет по отпускным за 2017 год и 2018 год, и перерасчет по больничному листу за 2018 год, в размере 151 307 руб. 63 коп.
В судебное заседание истец Крутова С.А. не явилась, о дате рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 43» - Мальм А.Э., действующий на основании прав по занимаемой должности, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации муниципального образования г. Братска – Налоева Е.В., действующая на основании доверенности от 02 ноября 2017 года, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть в дело отсутствие представителя администрации.
Исследовав и тщательно проанализировав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а статья 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод является, в том числе и судебная защита права. Статьей 382 ТК РФ установлено, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
В силу ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает оплату труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1 также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствие с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Братск и Братский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Статьями 10, 11 Закона Российской Федерации «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
В силу пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» 28 января 1993 года главой Администрации Иркутской области издано Постановление № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», согласно которому с 01 января 1993 года районный коэффициент к заработной плате на территории г. Братска составляет 1,4.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Исходя из ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе, тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, муниципальными учреждениями обеспечиваются за счет средств местных бюджетов.
Положениями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
02 марта 2009 года МОУ «СОШ № 43», как работодатель, и Крутова С.А., как работник, заключили трудовой договор, по условиям которого она принята на работу сторожем (вахтером).
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, в том числе расчетные листки, в их совокупности и оценивая их по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит достоверно установленным, что истец состоял в трудовых отношениях с ответчиком в период, за который просит взыскать недоначисленную заработную плату. При расчете заработной платы на оклад истца начисляются компенсационные выплаты: районный коэффициент – 40%; надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 50%, а также иные надбавки и доплаты.
Данные обстоятельства никем не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
Истец полагает, что заработная плата ей начислялась неверно.
Судом установлено, что истец осуществляет трудовую деятельность в г. Братске, т.е. местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
С 26 января 2017 года на территории Иркутской области действовало Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Иркутской области», согласно которому размер минимальной заработной платы для работников муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области, в частности в г. Братске, с 01 июля 2017 года – 12 000 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Представителем МБОУ «СОШ № 43» заявлено ходатайство о пропуске срока для обращения с иском, данное ходатайство также поддержано представителем администрации г. Братска.
Истец в письменном дополнении к иску просила восстановить ей срок для обращения с иском в суд.
Исковое заявление Крутовой С.А. поступило в Падунский районный суд г. Братска Иркутской области 11 декабря 2018 года.
Согласно ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Таким образом, истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января по октябрь 2017 года, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований в данной части надлежит отказать. Отпускные в 2017 году Крутовой С.А. были начислены в августе и сентябре 2017 года, в связи с чем, срок исковой давности по требованию о взыскании недоначисленных отпускных за 2017 года также пропущен. Законных оснований для восстановления истцу срока разрешения индивидуального трудового спора не имеется.
Судом установлено, что северная надбавка и районный коэффициент должны начисляться на сумму минимального размера оплаты труда, установленного региональными соглашениями, действующими на территории Иркутской области в определенный период времени, в которую входят все иные выплаты, кроме указанных, что составит в г. Братске: с 01 июля 2017 года – 22 800 рублей (12 000 рублей + 40% + 50%).
В ноябре 2017 года Крутовой С.А. отработана полная ставка, следовательно, ее заработная плата не может быть ниже 22 800 рублей.
Согласно финансовой справке заработная плата Крутовой С.А. за ноябрь 2017 года составляет 12 000 руб. 01 коп. Таким образом, работодателем недоначислено за указанный месяц 10 799 руб. 99 коп. (22 800 рублей - 12 000 руб. 01 коп.).
В декабре 2017 года Крутовой С.А. отработана полная ставка, следовательно, ее заработная плата не может быть ниже 22 800 рублей.
Согласно финансовой справке заработная плата Крутовой С.А. за декабрь 2017 года составляет 12 000 рублей. Таким образом, работодателем недоначислено за указанный месяц 10 800 рублей (22 800 рублей – 12 000 рублей).
Общий размер недоначисленной Крутовой С.А. заработной платы за период с ноября по декабрь 2017 года составляет 21 599 руб. 99 коп. (10 799 руб. 99 коп. + 10 800 рублей).
Также Крутовой С.А. заявлено требование о взыскании недоначисленных отпускных за 2017 год и 2018 год.
Согласно ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно записке-расчет № 36 от 26 февраля 2018 года Крутовой С.А. была начислена заработная плата за период с марта 2017 года по февраль 2018 года в размере 137 829 рублей за 297,25 дней, отпускные начислены за 44 дня (период с 01 марта 2018 года по 14 апреля 2018 года) в размере 20 401 руб. 92 коп.
Судом установлено в настоящем судебном заседании, что с марта 2017 года по февраль 2018 года Крутовой С.А. была недоначислена заработная в размере 21 599 руб. 99 коп. (за ноябрь, декабрь 2017 года).
Таким образом, среднедневной заработок Крутовой С.А. составляет 536 руб. 35 коп. ((137 829 рублей + 21 599 руб. 99 коп.) : 297,25).
Учитывая вышеизложенное, размер недоначисленных Крутовой С.А. отпускных за 2018 год составит 3 197 руб. 48 коп. (536 руб. 35 коп. х 44 - 20 401 руб. 92 коп.).
Доказательств предоставления Крутовой С.А. больничного в 2018 году суду не представлено, в связи с чем, оснований для перерасчета больничного листа не имеется.
Принимая во внимание, что Крутовой С.А. заявлены исковые требования о взыскании недоначисленной заработной платы, отпускных в большем размере, чем рассчитано судом, то исковые требования подлежат частичному удовлетворению. В остальной части исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы, отпускных Крутовой С.А. в размере 126 510 руб. 16 коп. (151 307 руб. 63 коп. - 21 599 руб. 99 коп. - 3 197 руб. 48 коп.), необходимо отказать, поскольку суд не усматривает законных оснований для взыскания недоначисленной заработной платы, отпускных в большем размере.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Верховный Суд в пункте 63 Постановления Пленума от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Исходя из характера нарушения прав истца, принимая во внимание объём и характер нравственных страданий, причиненных Крутовой С.А. действиями работодателя, учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости компенсации истцу морального вреда в размере 500 рублей.
По смыслу п.п. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, освобождаются от уплаты судебных расходов.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, поэтому с МБОУ «СОШ № 43» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 1 243 руб. 92 коп., исчисленную в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации от суммы удовлетворенных исковых требований.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства в совокупности, с соблюдением норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Крутовой С. А. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 43» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 43» в пользу Крутовой С. А. недоначисленную заработную плату за период с ноября по декабрь 2017 года в размере 21 599 руб. 99 коп., отпускные в размере 3 197 руб. 48 коп., компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
В удовлетворении оставшихся исковых требований Крутовой С. А. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 43» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 43» в доход муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 1 243 руб. 92 коп.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья: М.В. Чагочкина