Дело № 2а- 5323/2021
24 RS0046-01-2021-005510-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2021 года город Красноярск
Свердловский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.Н.
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш., Г., действующей от имени собственников помещений в многоквартирном доме, к Администрации <адрес>, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> о признании решений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Ш., Г., действующая от имени собственников помещений в многоквартирном доме, обратились в суд с административным иском к Администрации <адрес>, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> о признании решений незаконными, мотивируя тем, что с целью формирования земельного участка под МКД с учетом придомовой территории обратились в органы местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, однако ДД.ММ.ГГГГ получили отказ № Ш -1289 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах Ж 2 и Ж 3 и частичным расположением за границами красных линий, утверждённых в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа Красноярск.
Не согласившись с принятым решением, полагая, что оно нарушает права жителей на оформление земельного участка под многоквартирным жилым домом и придомовой территории. Заявитель обратился с жалобой к Главе <адрес> и письмом от ДД.ММ.ГГГГ № г-2002/2021 от Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> получил ответ на жалобу которым отказано в рассмотрении вопроса о формировании земельного участка по аналогичным причинам изложенным в ответе от ДД.ММ.ГГГГ.
Просят признать незаконными решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и возложить обязанность на администрацию <адрес> в срок не превышающий шесть месяцев с даты вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок площадью 2778 кв.м. под многоквартирным домом по адресу <адрес>; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700235:10, поскольку не смотря на то, что он поставлен на кадастровый учет, его нельзя считать образованным, так как границы его по сведениям ЕГРН не установлены, установить границы без утверждения проекта межевания территории, внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Красноярск и в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа Красноярск, площадь земельного участка не соответствует требованиям жилищного законодательства, так как земельный участок 1340 кв.м. кадастровый № возможно сформировать только под многоквартирным домом, без придомовой территории, без детской и спортивной площадки, без элементов озеленения и благоустройства.
Ш. в зал суда не явился, извещен о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Г. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по изложенным основаниям, пояснила, что права граждан, являющихся собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес> нарушены принятыми ответчиком решениями. Поскольку ответчик будучи органом местного самоуправления в рамках поданного заявления об утверждении схемы расположения земельного участка должен был совершить действия по снятию с кадастрового учета земельного участка расположенного непосредственно под жилым домом и формированию земельного участка с учетом придомовой территории, для чего внести изменения в Правила землепользования и застройки городского округа Красноярск и в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа Красноярск. Просит удовлетворить заявленные административные исковые требования.
Представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> В., действующая на основании соответствующей доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что решение об отказе в утверждении схемы принято уполномоченным органом на законных основаниях, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700235:10, расположенный непосредственно под жилым домом, стоит на кадастровом учете, при определении границ, в силу положений действующего законодательства перейдет бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений с многоквартирном доме. Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы не предусмотрена процедура утверждения границ земельного участка. Документация по планировке и межеванию территории на которой расположен земельный участок с указанным кадастровым номером не утверждалась. Испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах и частично за границами красных линий. Просит отказать в удовлетворении иска.
Иные участники процесса в зал суда не явились, извещены о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Принимая настоящее решение, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными.
Судом установлено, что Ш. является собственником нежилого помещения № в многоквартирном <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, Г. общим собранием собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ наделена полномочиями на обращение от их имени в органы местного самоуправления и суды для реализации решения общего собрания по постановке на кадастровый учет и снятии с кадастрового учета земельного участка по указанному адресу, что подтверждается протоколом общего собрания. Земельный участок с кадастровым номером кадастровым номером № площадью 1340 кв.м. занимаемый жилым домом по <адрес>, находится на кадастровом учете со статусом записи об объекте недвижимости: актуальные, ранее учтенные.
ДД.ММ.ГГГГ Ш. и Г. обратились в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 2778 кв.м., расположенного в городе Красноярске по <адрес> целях размещения многоквартирного дома с учетом придомовой территории, кадастровый номер земельного участка № предоставив схему расположения земельного участка.
Решением ДМИиЗО, изложенным в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-1289, административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ поскольку схема разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, содержит указание на земельный участок с кадастровым номером № границы которого подлежат уточнению, испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах : зоне застройки среднеэтажными многоквартирными, блокированными жилыми домами (Ж-2), зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3), в территориальной зоне Ж-2 не предусмотрено размещение земельных участков для среднеэтажной жилой застройки. Кроме того, схема не соответствует утверждённому проекту планировки территории, поскольку испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования, а также частично пересекает объект капитального строительства – автодорогу с кадастровым номером №, переданный в оперативное управление МКУ УДИБ.
ДД.ММ.ГГГГ представитель Г. обратилась с просьбой на имя главы <адрес> решить вопрос по формированию земельного участка под МКД с учетом придомовой территории.
Ответом ДМИиЗО Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Г-2902/21 заявителю разъяснено, что образование земельного участка в испрашиваемых границах в настоящее время не возможно по причинам, изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с ответами, административные истцы обратились в суд.
В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - Схема), которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги по утверждению Схемы, утвержденный распоряжением администрации <адрес> от 07.11.2011 № 1311-ж (далее - Регламент), устанавливает порядок и стандарт предоставления департаментом муниципальной услуги по утверждению Схемы.
Муниципальная услуга по утверждению Схемы предоставляется в случаях необходимости образования земельного участка или земельных участков в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон) в целях:
1) образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования;
2) образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования;
3) образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если многоквартирный дом не расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, и при отсутствии утвержденного проекта межевания территории;
4) перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой;
5) образования земельного участка для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
6) образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае если отсутствует утвержденный проект межевания территории;
7) исполнения вступивших в законную силу решений суда, обязывающих департамент утвердить Схему.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в утверждении Схемы, в случае если имеются основания для отказа в утверждении Схемы, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, одним из которых является, случай при котором Схема разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
На основании п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ. другими федеральными законами.
На основании ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, является общей долевой собственностью всех собственников помещений.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков, расположенных в границах элемента планировочной структуры (микрорайон, квартал), застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Документация по планировке и межеванию территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 24:5 0:070023 5:10, согласно пояснений представителя административного ответчика не утверждалась.
Пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Правилами землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № В-122 (далее - Правила), в целях определения территориальных зон, установлено в пределах границ <адрес> территориальное планирование, зонирование территории города.
В судебном заседании установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне застройки среднеэтажными многоквартирными, блокированными жилыми домами (Ж-2), зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3), что подтверждается сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
В территориальной зоне (Ж-2) не предусмотрено размещение земельных участков для среднеэтажной жилой застройки (код. 2.5).
На основании п.п. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении Схемы является несоответствие Схемы утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Подготовка Схемы осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, зданий, сооружении.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что согласно сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа <адрес>.
Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа <адрес> утвержден постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Эту же норму содержит Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее-Закон). Согласно п. 8 ст. 28 Закона отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Из положений части 1 статьи 41, частей 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Однако это не исключает возможность определения в публичных интересах новых границ территорий общего пользования путем установления проектом планировки и межевания красных линий. Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № (2017)).
Из положений части 1 статьи 41, частей 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Однако это не исключает возможность определения в публичных интересах новых границ территорий общего пользования путем установления проектом планировки и межевания красных линий.
Учитывая понятие территории общего пользования, данное в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № (2017).
Подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки города, документации по планировке территорий, местных нормативов градостроительного проектирования, в соответствии с положением, утвержденным распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, обеспечивает управление архитектуры администрации <адрес>.
В судебном заседании установлено, что с заявлением о внесении изменений в утвержденный проект улично-дорожной сети <адрес> в порядке ч. 21 статьи 45 Градостроительного кодекса административный истец не обращался, фактически его требования заявлены в обход установленной процедуры образования земельных участков при наличии утвержденной документации по планировке территории.
Кроме того, из представленной административным ответчиком схемы следует, что границы испрашиваемого земельного участка частично пересекают объект капитального строительства (автодорога) с кадастровым номером №, переданный в оперативное управление МКУ «УДИБ».
Оценивая изложенные обстоятельства и представленные ответчиком доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения приняты административным ответчиком в пределах полномочий при наличии правовых оснований для отказа в утверждении схемы земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, частично за пределами красных линий, имеет в составе состоящий на кадастровом учете земельный участок, административным регламентом предоставления муниципальной услуги по утверждению Схемы не предусмотрена процедура утверждения Схемы земельного участка, границы которого подлежат уточнению, а также частично пересекает граница объекта недвижимости - автодороги. При таких обстоятельствах административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Ш., Г., действующей от имени собственников помещений в многоквартирном доме, к Администрации <адрес>, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> о признании решений незаконными.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд города Красноярска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.
Решение в окончательной форме принято 24 ноября 2021.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.