РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Нижний Ингаш 2 августа 2024 года
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Абрамовой Т.М., при секретаре Красновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-297/2024 (УИД 24RS0038-01-2024-000371-89) по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края об обязании устранить нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к ответчику, в котором просит обязать администрацию Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края устранить нарушения требований:
- п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», посредством обеспечения осуществления деятельности по подаче питьевой воды только при обязательном наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов – скважин по адресам: Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Алексеевка, ул. Первомайская, 7Б; Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Александровка, ул. Центральная, 1Б;
- п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», посредством обеспечения разработки проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения – скважин по адресам: Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Алексеевка, ул. Первомайская, 7Б; Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Александровка, ул. Центральная, 1Б, и утверждения указанного проекта в установленном порядке.
Установить срок исполнения вышеуказанных нарушений – один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обнаружено, что при осуществлении холодного водоснабжения на территории д. Александровка, д. Алексеевка Нижнеингашского района Красноярского края допускается несоблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Холодное водоснабжение на территории д. Александровка, д. Алексеевка Нижнеингашского района Красноярского края осуществляет администрация Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края. Во исполнение плана мероприятий по реализации федерального проекта «Чистая вода», национального проекта «Экология» на 2019-2024 годы. Управлением в адрес администрации Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края направлен запрос о предоставлении сведений об источниках водоснабжения согласно таблице, с учетом информации о соблюдении законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении водоснабжения на территории д. Александровка, д. Алексеевка Нижнеингашского района Красноярского края, исх. № 24-03-01/02-588-2024 от 04.06.2024. Согласно информации Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края исх. 119 от 06.06.2024 с приложением копии свидетельства о государственной регистрации права от 21.11.2011 на скважину по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Алексеевка, ул. Первомайская, 7Б, копии свидетельства о государственной регистрации права от 21.11.2011 на скважину по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Александровка, ул. Центральная, 1Б, реестра муниципального имущества объектов водоснабжения на территории д. Александровка, д. Алексеевка Нижнеингашского района Красноярского края на источниках водоснабжения, расположенных по адресам: Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Алексеевка, ул. Первомайская, 7Б; Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Александровка, ул. Центральная, 1Б, осуществляет деятельность по холодному водоснабжению администрация Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края. Из полученных сведений следует, что администрация Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края осуществляет деятельность с нарушением санитарного законодательства. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу ст. 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Во исполнение п.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использовании водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения. Это же условие использования водного объекта распространяется на подземные источники водоснабжения, в том числе скважины. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается органами Роспотребнадзора по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, которая проводится организациями, аккредитованными в установленном порядке на соответствующий вид деятельности. Пунктами 1.2, 1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установлено, что указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В соответствии с Положением о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 224, в Российской Федерации ведется реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в том числе в форме электронной базы данных, защищенной от повреждения и несанкционированного доступа. Установлено, что осуществление холодного водоснабжения в д. Александровка и д. Алексеевка Нижнеингашского района Красноярского края с использованием скважин по адресам: Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Алексеевка, ул. Первомайская, 7Б; Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Александровка, ул. Центральная, 1Б, эксплуатируемых администрацией Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, осуществляется в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения, что является нарушением п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Для скважин по вышеуказанным адресам отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов проекта зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения, что является нарушением требований п.4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Указанная информация подтверждается письмом администрации Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края вх. № 24-22302-2024 от 06.06.2024, в соответствии с которым проекты зон санитарной охраны для скважин по адресам: Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Алексеевка, ул. Первомайская, 7Б; Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Александровка, ул. Центральная, 1Б, отсутствуют; сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения отсутствуют. Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организация зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территории трех поясов зоны санитарной охраны. Кроме того, зоны санитарной охраны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий (ст. 105 Земельного кодекса РФ) и сведения о них должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Решение об установлении, изменении зон санитарной охраны на территории Красноярского края принимаются министерством экологии Красноярского края, согласно Порядку утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в ее границах санитарным правилам. Несоблюдение администрацией Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края требований санитарного законодательства при обеспечении безопасности систем питьевого водоснабжения, не исключает возникновение массовых инфекционных (неинфекционных) заболеваний населения, проживающего на территории д. Александровка, д. Алексеевка Нижнеингашского района Красноярского края, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу вредного воздействия на физическое и психологическое состояние человека, а также возникновения массовых инфекционных (неинфекционных) заболеваний населения, использующего питьевую воду в хозяйственно-бытовых целях. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данные положения Конституции РФ нашли прямое отражение в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регламентирующей права граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Хозяйственная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не должна нарушать права и законные интересы жителей. При осуществлении деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе нарушать санитарно-эпидемиологические требования, а также права граждан. Возникновение трудностей при исполнении требований действующего санитарного законодательства, является предпринимательским риском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Представитель истца, надлежащим образом уведомленный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
Представитель ответчика - администрации Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Глава администрации Былин Н.Н. представил в суд письменное заявление от 18.07.2024, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что заявленные требования признаёт в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме, так как принимает признание иска ответчиком – администрацией Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края в лице его главы Былина Н.Н., поскольку таковое не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить.
Обязать администрацию Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, ИНН 2428001066, ОГРН 1022400758126, устранить нарушения требований:
- п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», посредством обеспечения осуществления деятельности по подаче питьевой воды только при обязательном наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов – скважин по адресам: Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Алексеевка, ул. Первомайская, 7Б; Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Александровка, ул. Центральная, 1Б;
- п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», посредством обеспечения разработки проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения – скважин по адресам: Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Алексеевка, ул. Первомайская, 7Б; Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Александровка, ул. Центральная, 1Б, и утверждения указанного проекта в установленном порядке.
Обязать администрацию Александровского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края устранить данные нарушения в течение одного года с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Абрамова Т.М.