Судья Родионова Т.А.
Судья-докладчик Кислицына С.В. по делу № 33-7610/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Скубиевой И.В.,
судей Гуревской Л.С. и Кислицыной С.В.,
при секретаре Коротич Л.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес изъят>, действующего в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 к администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» об обязывании предоставить жилое помещение взамен аварийного и подлежащего сносу,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Нижнеилимского районного суда <адрес изъят> от Дата изъята ,
установила:
в обоснование заявленных требований истец указал, что в прокуратуру района поступило обращение от гр. ФИО2 о том, что жилое помещение, в котором она проживает, расположенное по адресу: <адрес изъят>, было признано аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии Номер изъят от 18.07.2013г.
В ходе проведения проверки установлено, что указанное жилое помещение было предоставлено ФИО10 на основании договора о передаче в арендное пользование жилого помещения работникам АОА треста «Запбамстроймеханизация» от 27.12.2000г. Номер изъят.
Согласно выписки из реестра объектов муниципальной собственности указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности МО «Железногорск-Илимское городское поселение».
Постановлением администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» от 02.08.2013г. Номер изъят жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят> признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, его восстановление, ремонт или реконструкция невозможны.
Вместе с тем, администрацией Железногорск-Илимского городского поселения истцам жилое помещение взамен признанного аварийным и подлежащим сносу предоставлено не было, чем были нарушены их жилищные права.
С учетом уточненных требований истец просил суд обязать администрацию муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» предоставить ФИО2, ФИО3, ФИО16 Ми.Д., ФИО16 Ма.Д., жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания, соответствующее санитарным и техническим нормам жилое, общей площадью не менее 36,7 кв.м., расположенное в границах Железногорск-Илимского городского поселения.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО8 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление необоснованно признаны судом несостоятельными.
Ссылается на отсутствие свободных жилых помещений на территории муниципального образования и дефицит бюджета, что свидетельствует о невозможности предоставления равноценного жилого помещения истцам или его приобретения.
Указывает, что администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» сможет предоставить истцам жилое помещение взамен аварийного только после реализации государственной программу <адрес изъят> «доступное жилье» на 2019-2024 годы.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор <адрес изъят> просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад по делу, объяснения прокурора ФИО9, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение по адресу: <адрес изъят> находится в муниципальной собственности МО «Железногорск-Илимское городское поселение», что подтверждается выпиской из реестра объектов муниципальной собственности МО «Железногорск-Илимское городское поселение» от 08.04.2019г.
На основании договора о передаче в арендное пользование жилого помещения работникам АОА треста «Запбамстроймеханизация» от 27.12.2000г. Номер изъят указанное жилое помещение было предоставлено гр. ФИО10
На основании решения Нижнеилимского районного суда <адрес изъят> от 28.04.2016г., ФИО2 признана членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес изъят> ФИО10, на момент вселения в жилое помещение по адресу: <адрес изъят> декабре 2000г.; за ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО1, признано право пользования на условиях социального найма жилым помещением по адресу: <адрес изъят>.
Решением Нижнеилимского районного суда от 24.10.2018г., ФИО10, признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес изъят>; с ФИО10 расторгнут договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>.
Заключением Номер изъят от 18.07.2013г. межведомственной комиссии жилой дом по адресу: <адрес изъят> признан аварийным и подлежащим сносу. Из заключения следует, что износ строительных конструкций и инженерных коммуникаций жилого дома составляет от 75 до 95%. Состояние строительных конструкций жилого дома оценивается как аварийное, техническое состояние существующих инженерных коммуникаций оценивается как аварийное. Капитальный ремонт экономически нецелесообразен.
Постановлением главы муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» Номер изъят от 02.08.2013г. <адрес изъят> признан аварийным и подлежащим сносу. Граждане проживающие в жилых помещениях жилого <адрес изъят> включены в список на переселение при администрации МО «Железногорск-Илимское городское поселение», жилые помещения взамен аварийных им должны были быть предоставлены до 31.12.2017г.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п.п.1,8,9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно ст.51 ЖК РФ, проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пункт 3 ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. Номер изъят.
Согласно разделу II Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от Дата изъята Номер изъят «Требования, которым должно отвечать жилое помещение» жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне; несущие и ограждающие конструкции жилого дома должны находиться в работоспособном состоянии; основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения; должно быть обеспечено инженерными системами.
Часть 1,2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно п.33 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования суд первой инстанции исходил из установленных фактов о том, что жилой дом, а, соответственно, и находящиеся в нем жилые помещения, по адресу: <адрес изъят>, признан аварийным и подлежащим сносу. Заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а также постановление Номер изъят от 02.08.2013г. о предоставлении лицам в нем проживающим жилых помещений до 31.12.2017г. кем-либо из заинтересованных лиц в установленном порядке не оспорены. Доказательств, свидетельствующих о пригодности для проживания указанного жилого дома и жилых помещений в нем, суду также не представлено.
Напротив, при проверке доводов апелляционной жалобы судебная коллегия, учитывая неполучение в установленном законом порядке доказательств по делу, в рамках полномочий, предоставленных суду апелляционной инстанции пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», приобщила к материалам дела перечень документов, который исследован в судебном заседании суда апелляционной инстанции с участием явившейся стороны.
Из акта визуального осмотра жилого дома, расположенного по адресу <адрес изъят> от 24.09.2019г. следует, что заведующим сектором строительства ОАиГ администрации Нижнеилимского муниципального района ФИО11 произведен осмотр указанного жилого дома, являющегося сборно-щитовым, из которого следует, что дом отключен от сетей электроснабжения, геометрия здания нарушена, стены отклонены от вертикали, имеется их значительный перекос, выпучивание, неравномерная осадка углов, поражение древесины гнилью. Снаружи дом обшит доской, листами фанеры и рубероидом, которые сильно изношены, древесина расслоилась, рубероид разрушился. Оконные и дверные проемы перекошены, местами отсутствует остекленение. Обнаружены уклоны и прогибы деревянных балок, следы многочисленных протечек. Листы шифера имеют сколы и трещины, неплотности прилегания друг к другу и обрешетке. Инженерные сети, подходящие к дому заржавели, отсутствуют участки трубопроводов и запорная арматура. Обнаруженные многочисленные дефекты и деформации свидетельствуют о дальнейшем разрушении дома. Выполнение ремонта экономически нецелесообразно. Из пояснения участвующего представителя истца ФИО9 следует, что отключение электроснабжения в данном доме выполнено по инициативе истца ФИО2, поскольку наличие электроснабжения создавало опасность проживанию в данном доме.
Частью 1 статьи 85 ЖК РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (п. 1); жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3).
Статьей 86 ЖК РФ на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение о сносе дома, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, возложена обязанность выселяемым из него гражданам предоставить другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
По общему правилу, установленному ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности МО «Железногорск-Илимское городское поселение» от 08.04.2019г., жилое помещение по адресу: <адрес изъят> имеет общую площадь 36,7 кв.м. Аналогичные сведения содержатся в договоре Номер изъят найма жилого помещения.
Постановлением Правительства от 31.10.2018г. Номер изъят-пп утверждена государственная программа <адрес изъят> ««Доступное жилье» на 2019-2024 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений <адрес изъят>». Из названной программы следует, что жилой дом по адресу: <адрес изъят> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными после Дата изъята и подлежащими сносу на территории <адрес изъят>, расселяемых с финансовой поддержкой государственной корпорации - фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Позиция Номер изъят.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014г., если при рассмотрении дела установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, правильно оценив имеющиеся по делу доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности как каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, суд пришел к правильному выводу, что требования прокурора <адрес изъят>, предъявленные в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО16 Ми.Д., ФИО16 Ма.Д., являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Более того заслуживает внимание тот факт, что спорное, признанное аварийным жилое помещение находится в <адрес изъят>, то есть местности в <адрес изъят>, приравненной к районам Крайнего Севера. Наличие аварийного состояния инженерных сетей (отсутствие участков трубопровода и запорной арматуры, проржавение), отключение помещения от электроснабжения, в совокупности с общим состоянием стен кровли и иных конструкций дома, особенно в зимний период времени, для которого характерны низкие температуры воздуха, свидетельствует о реальной опасности для жизни и здоровья лиц, проживающих в таком помещении.
В связи с чем судебная коллегия также считает установленным, что переселение истца и членов ее семьи-несовершеннолетних и малолетних детей необходимо в связи с тем, что в настоящее время жилое помещение может представлять реальную опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния дома и непригодности для проживания в нем.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку в Железногорск-Илимском городском поселении отсутствуют свободные жилые помещения и имеется дефицит бюджета, администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», а также возможность предоставить жилое помещение истцу и членам его семьи взамен аварийного только после реализации государственной программы <адрес изъят> «Доступное жилье», в связи с чем в настоящее время не представляется возможным предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и признаны необоснованными.
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В части же второй ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
При этом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Кроме того, в силу ст.49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. Номер изъят «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Исполнение органами местного самоуправления своих полномочий в пределах предоставленной законом компетенции должно осуществляться с обязательным соблюдением действующего законодательства в его совокупности, в т.ч. основных принципов и норм жилищного законодательства.
Так, отнесенные ст. 1 ЖК РФ к основным началам жилищного законодательства правовые принципы основаны на положениях Конституции РФ. Одними из таких принципов являются: обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище; безопасность жилища.
Обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, признанными аварийными и непригодными для проживания жилых помещений, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления, эта обязанность возложена на него действующим законодательством.
Принятие же государственных программ направлено на оказание дополнительной помощи в решении указанных социальных задач, но не является единственным способом выполнения своих обязанностей органом местного самоуправления.
В целом доводы апеллянтов сводятся к изложению позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Оснований для отмены решения суда по приводимым в апелляционной жалобе доводам нет.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 23 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Скубиева
Судьи Л.С. Гуревская
С.В. Кислицына