ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 2-1406/2019
8г-22757/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 1 октября 2020 года
Резолютивная часть определения объявлена 24 сентября 2020 года.
Определение в полном объеме изготовлено 1 октября 2020 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С.,
судей Ивановой О.Н., Никольской О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 июня 2019 года (судья Вильховый И.Н) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 июня 2020 года (судьи Галимов А.И., Пономаренко А.В., Романова Л.В.) по иску заместителя прокурора г. Евпатории Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» о понуждении выполнить определенные действия, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С., объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации – прокурора Кириенко А.А. (удостоверение от 25 июня 2020 года), просившего в удовлетворении кассационной жалобы отказать,
установил:
заместитель прокурора города Евпатории Республики Крым в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» (далее по тексту - ГУП РК «Вода Крыма») о понуждении выполнить определенные действия.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 июня 2019 года исковые требования заместителя прокурора г. Евпатории Республики Крым Ермоленко А.В. в интересах неопределенного круга лиц к ГУП РК «Вода Крыма» о понуждении выполнить определенные действия, удовлетворены. Суд обязал ГУП РК «Вода Крыма» выполнить мероприятия, предусмотренные планом мероприятий по повышению эффективности деятельности в 2018 году, утвержденные приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 14 декабря 2017 года № 55/1 для ГУП РК «Вода Крыма», а именно: в сфере водоснабжения: ремонт скважин Чеботарского и Ивановского водозабора; ремонт ПНС г. Евпатории; ремонт насосного оборудования ВНС г. Евпатории, Ивановский и Чеботарский водозабор, Спутник-1, ВНС 10 и 10а; в сфере водоотведения: ремонт системы водоотведения пр. Победы, 68, 70; ул. Чапаева, 67, 73; ремонт КНС г. Евпатории и п. Мирный; ремонт КОС Донузлавского участка (п. Новоозерное); ремонт эл. оборудования КОС Донузлавского участка (п. Мирный); ремонт эл. оборудования КНС г. Евпатории (КНС «Солнечный», КНС «1-й мкрн». ГКНС г. Евпатория, КНС «Интернат», ГКНС «Мойнаки», КНС «Школа-15», КНС «Мясокомбинат», КНС «Днепр», КНС «Прометей»; ремонт электрооборудования КНС Донузлавского участка (КНС п. Новоозерное, ул. Героев десантников д.19.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 июня 2020 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 июня 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУП РК «Вода Крыма» - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ГУП РК «Вода Крыма» обратилось в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое постановление, которым отказать в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Евпатории Ермоленко А.В. к ГУП РК «Вода Крыма» в полном объеме.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что не согласен с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными и принятыми с нарушением норм материального и процессуального права. Судами допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В материалах дела отсутствует подтверждение того, что судом первой инстанции выполнены требования статьи 113 и части 3 статьи 133 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение. При рассмотрении дела были нарушены правила подсудности. Ввиду неполного исследования доказательств, представленных ответчиком, считает, что судом апелляционной инстанции односторонне рассмотрено настоящее дело и вынесено решение, которое не соответствует нормам действующего законодательства. Кроме того, указывает, что у ГУП РК «Вода Крыма» имелись объективные причины невыполнения программ в должном объеме, как то: действие производственной программы только в тот год, на который она утверждается; принятие новых территорий; недобросовестность поставщиков материалов; наличие дебиторской задолженности у Евпаторийского филиала ГУП РК «Вода Крыма» в сумме 63 млн рублей, что исключает наличие денежных средств в достаточном объеме для закупки необходимых материалов и выполнения запланированных мероприятий; устранение непредвиденных аварийных ситуаций с производством текущего ремонта на месте аварии, что также требует незапланированных расходов денежных средств и т.д.
В судебном заседании прокурор просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Евпатории в рамках надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Проведенной проверкой установлено, что приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 14 декабря 2017 года № 55/1 утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения КУП РК «Вода Крыма» на 2018 год в соответствии с приложением № 2,3.
В соответствии с указанными выше производственными программами Евпаторийским филиалом ГУП РК «Вода Крыма» в 2018 году в сфере водоснабжения должно было выполнить мероприятия по текущему ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий направленных на улучшение качества питьевой воды на сумму 6688,759 тыс. руб.
По материалам проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что ГУП РК «Вода Крыма» не понесены расходы, связанные с выполнением в 2018 году производственных программ, в размере 2895,244 тыс. рублей (водоснабжение) и 3065,567 тыс. рублей (водоотведение), учтенные при утверждении предприятию тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2018 год.
Согласно отчетам об исполнении производственных программ ГУП РК «Вода Крыма» за период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2018 года мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения не произведены либо произведены не в полном объеме, в частности в сфере водоснабжения: ремонт скважин Чеботарского и Ивановского водозабора; ремонт ПНС г. Евпатории; ремонт насосного оборудования ВНС г. Евпатории, Ивановский и Чеботарский водозабор, Спутник-1, ВНС 10 и 10а; в сфере водоотведения: ремонт системы водоотведения пр. Победы, 68, 70; ул. Чапаева, 67, 73; ремонт КНС г. Евпатории и п. Мирный; ремонт КОС Донузлавского участка (п. Новоозерное); ремонт эл. оборудования КОС Донузлавского участка (п. Мирный); ремонт эл. оборудования КНС г. Евпатории (КНС «Солнечный», КНС «1-й мкрн». ГКНС г. Евпатория, КНС «Интернат», ГКНС «Мойнаки», КНС «Школа-15», КНС «Мясокомбинат», КНС «Днепр», КНС «Прометей»; ремонт электрооборудования КНС Донузлавского участка (КНС п. Новоозерное, ул. Героев десантников д.19.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 16 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, применяются положения Федерального закона 7 декабря 2011года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Как установлено в статье 3 указанного закона, государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: 1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжении и водоотведения; 2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; 3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; 4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: 1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; 2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; 3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; 5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; 6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; 8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
При разработке производственной программы учитываются: 1) результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Производственная программа должна содержать: 1) перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке; 2) планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод); 3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; 4) график реализации мероприятий производственной программы; 5) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 6) иные сведения, предусмотренные порядком разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требованиями к составу производственных программ, которые утверждены Правительством Российской Федерации.
При том, производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности производственной программы организации.
Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее по тексту - Правила № 641) утверждены, в том числе правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Кроме того, Правилами № 641 определены требования к содержанию производственных программ, к их разработке, утверждению и корректировке, порядок рассмотрение разногласий при утверждении производственных программ, а также порядок осуществления контроля за выполнением производственных программ.
Так, в соответствии с пунктами 30, 31 Правил № 641 контроль за выполнением производственных программ осуществляется уполномоченным органом, который в свою очередь включает в себя ряд мероприятий, а именно: контроль сроков исполнения графиков реализации мероприятий производственных программ; контроль плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; контроль финансирования мероприятий, предусмотренных производственными программами но ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке; проведение проверок хода реализации производственных программ, в том числе мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке.
Пунктом 32 Правил № 641 установлено, что регулируемые организации ежегодно, до 1 апреля, представляют в уполномоченный орган отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения применяются соответственно для кот роля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств арендатора по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательств организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, но реализации инвестиционной программы, производственной программы, а также в целях регулирования тарифов.
Положения части 5 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регламентируют обязательное правило расчета тарифов в сфере водоснабжения (водоотведения) с учетом расходов организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), необходимых для реализации инвестиционной и производственной программ, а также целевых показателей деятельности таких организаций.
Пунктом 1 части 3 статьи 41 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке. Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.
Судом установлено, что финансовые затраты на неосуществленные ответчиком мероприятия были включены в тариф по водоснабжению, водоотведению, обслуживаемых ГУП РК «Вода Крыма», вместе с тем не были израсходованы на мероприятия по производственной программе.
ГУП РК «Вода Крыма» нарушило запланированный производственной программой комплекс мероприятий, не исполнило в полном объеме указанные мероприятия, в связи с чем суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная судебная коллегия, пришел к выводу о не незаконности бездействия ответчика по невыполнению запланированных мероприятий, поскольку на предприятии лежит обязанность по выполнению производственной программы в полном объеме, а не исполнение производственной программы приведет к ущемлению прав потребителей на получение коммунальных услуг в полном объеме, своевременно и надлежащего качества.
Кассационный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов.
Выводы судов по существу спора соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и применимым нормам материального права.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к повторению позиции ГУП РК «Вода Крыма» как стороны по делу, аргументация несостоятельности которой изложена в обжалуемых судебных актах, и оспариванию им судебной оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с указанными нормами процессуального права судом установлен перечень указанных выше имеющих значение для дела обстоятельств, должным образом распределено бремя доказывания между сторонами.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, нарушений принципов состязательности и равноправия сторон судом не допущено. Каких-либо данных, свидетельствующих об одностороннем рассмотрении дела, в материалах дела не имеется.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи О.Н. Иванова
О.Л. Никольская