Судья Левичева О.Ю. 33а-1988/2018 049а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Емельянова В.А.,
судей Мирончика И.С., Жуля А.В.,
при секретаре Копейкиной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.
административное дело по административному исковому заявлению Главы администрации Ачинского района Красноярского края к Ачинскому межрайонному прокурору Красноярского края о признании незаконным представления от 27.07.2017 года «Об устранении нарушений бюджетного законодательства»,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Квашниной О.М.,
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 21 ноября 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Главы Ачинского района Красноярского края о признании представления Ачинского межрайонного прокурора от 27.07.2017 года «Об устранении нарушений бюджетного законодательства», внесенное Главе Ачинского района ФИО7 незаконным, оказать»
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Глава администрации Ачинского района Красноярского края обратился с административным иском о признании представления Ачинского межрайонного прокурора Красноярского края от 27.07.2017 «Об устранении нарушений бюджетного законодательства» незаконным.
Требования мотивированы тем, что глава Ачинского района Красноярского края, в соответствии с утвержденным Порядком «Осуществления полномочий контролером-ревизором администрации Ачинского района по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд» имел полномочия по принятию распоряжения от 31.05.2017 года № 302-р о проведении внеплановых проверок в МБДОУ «Белоярский детский сад», МБДОУ «Горный детский сад», МБОУ «Горная средняя школа». Основанием для принятия данного распоряжения явилось уведомление Ачинского районного Совета депутатов от 16.05.2017 года, в котором главе Ачинского района Красноярского края вменено неисполнение обязанностей по осуществлению мер по противодействию коррупции и предложено рассмотреть вопрос об удалении его в отставку. Кроме того в уведомлении содержалась информация о допущенных муниципальными учреждениями нарушениях законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Главы Ачинского района Красноярского края Квашнина О.М. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное и удовлетворить заявленные требования. Указывает, что представление прокурора от 27.02.2017 года нарушает право уполномоченного органа принимать самостоятельно решение в рамках своей компетенции на проведение внеплановых проверок с учетом той информации, которая поступила от представительного органа. Кроме того, в соответствии с законом контроль в сфере закупок осуществляет орган местного самоуправления муниципального района.
В возражениях на апелляционную жалобу Ачинский межрайонный прокурор Красноярского края Иванов С.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав прокурора, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Полномочия прокуратуры Российской Федерации в соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации определены Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно п.3 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии со ст.99 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контроль в сфере закупок осуществляют финансовые органы муниципальных образований.
Контроль в сфере закупок, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Статьей 269.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субьекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Постановлением администрации Ачинского района от 29.08.2016 года № 308-П утвержден «Порядок осуществления полномочий контролером-ревизором администрации Ачинского района по внутреннему муниципальному финансовому контролю и контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд» (далее Порядок).
В соответствии с пунктами 1 и 7 раздела 2 Порядка, планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления плана контрольной деятельности контролера-ревизора на очередной финансовый год, который подписывается контролером-ревизором и утверждается Главой Ачинского района не позднее 30 января года, на который он составляется.
Пунктом 9 раздела 2 Порядка предусмотрено, что внеплановым контрольным мероприятием является мероприятие, не предусмотренное планом контрольной деятельности.
В соответствии с пунктом 10 раздела 2 Порядка, контролером-ревизором проводятся внеплановые контрольные мероприятия на основании решения Главы Ачинского района, принятого в связи с поступлением обращений правоохранительных органов и органов прокуратуры, граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, указывающих на нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетное законодательство.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Главы Ачинского района от 31.05.2017 года № 302-р (с учетом его изменений, внесенных распоряжением от 28.06.2017 г. № 356-р) контролеру-ревизору администрации Ачинского района поручено провести внеплановую документарную проверку МБДОУ «Белоярский детский сад», МБДОУ «Горный детский сад», МБОУ «Горная средняя школа», на предмет соблюдения законодательства, при осуществлении закупок на поставку продуктов питания в данных образовательных организациях (л.д.86-88).
Основанием для издания данного распоряжения послужило поступившее в адрес Главы Ачинского района уведомление Ачинского районного Совета депутатов от 16.05.2017 года № 164, о том, что 16.05.2017 года в Ачинский районный Совет депутатов внесено обращение депутатов данного Совета об удалении Главы Ачинского района в отставку (л.д.115).
Данное уведомление, а также приложенные к нему документы (л.д.116-122) сведений о нарушениях со стороны МБДОУ «Белоярский детский сад», МБДОУ «Горный детский сад», МБОУ «Горная средняя школа» законодательства, при осуществлении закупок на поставку продуктов питания в данных образовательных организациях, не содержали.
Учитывая, что при издании распоряжения от 31.05.2017 года № 302-р Главой Ачинского района нарушены положения пункта 10 раздела 2 Порядка, поскольку в уведомлении Ачинского районного Совета депутатов от 16.05.2017 года № 164 отсутствовала информация о нарушении законодательства, при осуществлении закупок на поставку продуктов питания в МБДОУ «Белоярский детский сад», МБДОУ «Горный детский сад», МБОУ «Горная средняя школа», а следовательно у Главы Ачинского района отсутствовали основания для издания данного распоряжения, то 27.02.2017 года за № 7-01-2017 Ачинским межрайонным прокурором в адрес Главы Ачинского района внесено представление, об устранении нарушений законодательства.
Согласно данного представления, прокурор требовал принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, и к недопущению подобного нарушения впредь.
Отказывая в признании оспариваемого представления прокурора незаконным, суд правомерно пришел к выводу, что распоряжение Главы Ачинского района от 31.05.2017 года № 302-р о проведении внеплановой проверки осуществления закупок на поставку продуктов питания в МБДОУ «Белоярский детский сад», МБДОУ «Горный детский сад», МБОУ «Горная средняя школа», принято в отсутствие достаточных законных оснований, поскольку в уведомлении Ачинского районного Совета депутатов, а также в приложенных к нему документах отсутствовала информация о допущенных данными муниципальными учреждениями законодательства, при осуществлении закупок на поставку продуктов питания, в связи с чем, прокурор в соответствии со ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» правомерно внес оспариваемое представление.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и соответствуют указанными нормам права регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы о том, что нарушено право Главы района принимать самостоятельно решение в рамках своей компетенции на проведение внеплановых проверок отклоняются судебной коллегией, поскольку, доказательств того, что основанием для вынесения главой Ачинского района Красноярского края распоряжения № 302-р явилось наличие сведений о нарушениях со стороны МБДОУ «Белоярский детский сад», МБДОУ «Горный детский сад», МБОУ «Горная средняя школа» законодательства, при осуществлении закупок на поставку продуктов питания в данных образовательных организациях не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в п.3 обращения депутатов Ачинского районного Совета депутатов от 16.05.2017 года (л.д.118) отсутствует указание на нарушение МБДОУ «Белоярский детский сад», МБДОУ «Горный детский сад», МБОУ «Горная средняя школа» законодательства, при осуществлении закупок на поставку продуктов питания.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, исследовал их, верно применил нормы материального права и не допустил нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену постановленного судом решения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: