УИД: 03RS0007-01-2021-006737-86
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2-33/2022
28 февраля 2022 г. г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахаевой О.С.,
с участием прокурора Поздняковой Г.Ш.,
представителя истца адвоката Никитина Ю.М.,
представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Ишбердиной А.С.,
представителя Государственного унитарного предприятия «Башфармация» Республики Башкортостан Гареевой К.С.,
представителя ГБУЗ Республики Башкортостан Клиническая больница скорой медицинской помощи г.Уфы Кильметовой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рамазанова В. М. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Клиническая больница скорой медицинской помощи города Уфы, государственному унитарному предприятию «Башфармация» Республики Башкортостан о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Рамазанов М.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Клиническая больница скорой медицинской помощи города Уфы (ранее ГБУЗ Республики Башкортостан Поликлиника ... города Уфа), Государственному унитарному предприятию «Башфармация» Республики Башкортостан (далее ГУП «Башфармация» РБ) о компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что Рамазанову В.М. в период проживания в ... были поставлены диагнозы: .... Истец входит в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами согласно ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно выписке из истории болезни ... ГБУЗ «Городская больница ...» выдано заключение: двухсторонний .... Рекомендовано: оперативное лечение в центральных институтах травматологии и ортопедии России. Выдано направление по форме 057/У.
Согласно выписке из амбулаторной карты от < дата > комиссионным осмотром рекомендовано: ....
После возвращения в ... в < дата > г. истец встал на учет по месту регистрации в ГБУЗ РБ Поликлиника ... ..., где на основании ранее выданных медицинских рекомендаций в медучреждении ... истец обратился с просьбой выдать рецепты на жизненно важные лекарства, однако получил отказ. При этом его на комиссионный врачебный осмотр не вызывали, состояние здоровья без лекарств ухудшалось.
При неоднократном обращении в поликлинику с предоставлением врачам назначенных истцу лекарственных препаратов в его амбулаторной карте, а также выписках и заключениях врачебных комиссий, истцу было отказано в выдаче рецептов на эти лекарственные препараты, а именно нексиум, гордокс, димедрол; простакор, платифилин; кальцеминадванс, магнерот, нейрастин, терафлекс, донна; сулькирид, феназепам; прегабалин, кавинтон, папацетам, милдронат, мильгамма, комблепен, нейромультивит; трентал, медокалм, в связи с чем истец был лишен возможности принимать назначенную терапию, что в дальнейшем привело к общему ухудшению состояния здоровья, ему были причинены физические и нравственные страдания. В результате отсутствия необходимых лекарственных препаратов изначальный диагноз сахарный диабет второго типа перетек в сахарный диабет первого типа, возникли негативные психические расстройства, появились физические страдания и боли, которые невозможно облегчить без необходимых лекарственных препаратов.
< дата > врачом ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... П.С.А. истцу были выписаны рецепты на лекарство трамадол, димедрол, фенибут, а также платифиллин, дифенгидрамин, которые он предъявил на следующий день в аптеку .... Однако в наличии лекарства не оказались, а также спустя 10 дней их тоже не доставили в аптеку.
В течение нескольких месяцев истец обращался в различные инстанции для разрешения сложившейся ситуации, связанной с отказом в его лечении и непредставлении ему лекарственных препаратов, в том числе и в прокуратуру Республики Башкортостан.
В результате проведенной прокурорской проверки было установлен факт нарушений со стороны ответчиков в ненадлежащем обеспечении истца лекарственными препаратами, а именно трамадолом, фенибутом, платифиллином.
Вследствие бездействия ответчиков, выразившееся в несвоевременном предоставлении рецептов лекарственных средств здоровью истца был причинен вред, а также из-за отсутствия лечения и приема обезболивающих препаратов он испытывает сильные болевые приступы, отсутствие нормального сна из-за судорог, возникающих на фоне болевых ощущений, истцу причинен физические и моральный вред.
Рамазанов М.В. просит суд взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 4 000 000 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 руб., почтовые расходы в размере 613 руб. 92 коп., расходы по оплате услуг за копирование документов в размере 60 руб.
Истец Рамазанов М.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и месте рассмотрения дела. В судебном заседании < дата > показал, что в поликлинике ему не были выписаны рецепты на бесплатное получение трамадола, фенибута, платифиллина и димедрола, которые были назначены врачебной комиссией ГБУЗ РБ ГКБ ... ... и врачебной комиссией ... в < дата >. Заключения врачебных комиссий им были представлены в поликлинику. Вместо ... поликлиника выписала ему рецепт на препарат ..., который его организм не воспринимает, затем выписывали ... в маленьких количествах и в таблетках. На врачебную комиссию его вызывали только один раз в < дата > г.
Представитель истца Рамазанова Т.А. в судебном заседании < дата >, < дата > показала, что в < дата > г. они вместе с супругом Рамазановым В.М. ходили в поликлинику ..., написали заявление о прикреплении его к поликлинике, подошли к К.Н.В., представили врачам все медицинские документы, в т.ч. карточку из .... Врач П.С.А. выписала ... в таблетках, потому что ... не было. Потом Министерством здравоохранения Республики Башкортостан РБ была сделана заявка на ..., 2 упаковки ... пришли в аптеку. Она пришла за рецептом в поликлинику, супругу выписали рецепт, и она получила 2 упаковки .... Потом еще выписали ... в таблетках, больше лекарства они не получали. Ввиду того, что поликлиника ... долго не выписывала истцу обезболивающие препараты, у ее супруга ... перешел в первый тип. Поликлиника ... не выдавала направления на КТ и МРТ, которые истец не обязан проходить неоднократно, их заключения были представлены в поликлинику. Врачебную комиссию супруг прошел < дата > в ГБУЗ РБ ГКБ ... ..., от поликлиники приглашение на врачебную комиссию пришло на < дата >. Рецепты на лекарственные препараты ... были выписаны истцу, однако не были выданы аптекой, находились на отсрочке более двух месяцев. Супруг получил один раз ... таблетированный 8 упаковок и ... 8 упаковок. В < дата > г. она пришла в поликлинику, принесла все документы, в т.ч. результаты МРТ и КТ, пройденные в ГБУЗ РБ ГКБ ... ..., которые посмотрела врач К.Н.В. и выразила недоверие к ним. Рамазанова В.М. в поликлинике осматривал терапевт, выписывал рецепты, но Б.И.В. их уничтожала.
Представитель истца - адвокат Никитин Ю.М. в судебном заседании поддержал иск, указал, что в < дата > истец с супругой приходили в поликлинику на прием к врачам по поводу выписки лекарственных препаратов, в тот момент у истца начались сильные боли, ему нужен был ..., но они не могли попасть на прием либо истцу не выписывали препарат, в связи с чем были неоднократные обращения в Министерство здравоохранения РБ, в поликлинику. После чего ему выписали в апреле несколько упаковок .... Из расчета нуждаемости истца в указанном препарате 300 мг в сутки ему хватало этого количества на неделю. За период рассмотрения жалоб истца он прошел лечение в ГБУЗ РБ ГКБ ... ..., где ему было рекомендован, в том числе ... 400 мг в сутки. Таким образом, истец длительное время находился в стрессовой ситуации, испытывал сильнейшие боли, из-за отсутствия обезболивающих препаратов переживал. Лекарственные препараты, указанные в иске выдаче рецептов на которые поликлиникой было отказано истец получал в ....
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Ишбердина А.С. просила отказать в удовлетворении иска, показала, что в соответствии со ст.6 приказа Минздрава России от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи. По Рамазанову М.В. врачебная комиссия не проведена, одного рецепта на получение лекарства недостаточно.
Согласно Регламента взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Минздрава Республики Башкортостан от 18.06.2019 N 1079-Д при обращении пациента в медицинскую организацию в день обращения включают его в регистр, внося данные в РМИАС РБ в режиме реального времени. Врачи за 4 месяца не позднее 1 сентября до начала планового периода подготавливают заявку на плановый период. Поликлиника могла подать дополнительную заявку и приложить соответствующие документы.
В письменных возражениях Министерства здравоохранения Республики Башкортостан указано, что истцом не представлены доказательства по факту понесенных нравственного или физического страдания, просят в удовлетворении иска Рамазанова В.М. отказать (т.1, л.д.38-42).
Представитель ГУП «Башфармация» РБ Гареева К.С. просила отказать в удовлетворении иска, указав, что ГУП «Башфармация» РБ права истца не были нарушены.
Представитель ГБУЗ РБ Клиническая больница скорой медицинской помощи ... Кильметова Р.Р. просила отказать в удовлетворении иска, показала, что истцу оказывалась медицинская помощь, он отказался проходить врачебную комиссию. Некоторые рецепты на лекарственные препараты ..., ..., были сняты с обслуживания по актам ... от < дата > и ... от < дата >, поскольку они были выписаны в результате ошибки врача, рецепт на лекарство ... находился на отсрочке.
В письменных возражениях ГБУЗ Республики Башкортостан Поликлиника ... ... указано, что при прикреплении к ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... Рамазанов В.М. указал, что по его заболеваниям ... и ... требуются жизненно важные препараты. Ему было предложено передать амбулаторную карту в регистратуру поликлиники для изучения ранее поставленных диагнозах, методиках проводимого лечения, его корректировки. Рамазанов В.М. от всего отказывался, карту не предоставил. На основании установленных врачами поликлиники ... сведений о состоянии его здоровья с < дата > по < дата > ему были выписаны рецепты для обеспечения следующими лекарственными препаратами: ...
При этом лекарственные препараты по выписанным рецептам серии ... ... раствор для инъекций 50 мг/мл 2мл ... – 12 уп.; ... ... таблетки 250 ... – 3 уп.; ... – ... раствор для инъекций 50 2.0000 мг/мл 2 мл ... – 12 уп. находится на отсрочке в аптеке ... в связи с отсутствием препаратов.
Поликлиника предпринимала попытки произвести оценку состояния здоровья Рамазанова В.М. путем проведения врачебной комиссии. Согласно ст.37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии, от прохождения которой Рамазанов В.М. отказался, а также от прохождения КТ, что подтверждается протоколами ВК от < дата > ..., ВК от < дата > ..., акт от < дата >, направление ... на МРТ.
Все требования Рамазанова В.М. сводились к требованию выписки рецептов для обеспечения его сильнодействующими лекарственными препаратами без осмотра врача специалистами, без прохождения им врачебной комиссии.
После проведенной прокуратурой проверки < дата > и.о. главного врача ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... был издан приказ ...-а о наложении дисциплинарного взыскания на заведующую терапевтическим отделением ... поликлиники Г.С.Р., которая < дата > обратилась с заявлением в комиссию по трудовым спорам поликлиники с требованием об его отмене. < дата > решением комиссии по трудовым спорам просьба Г.С.Р. удовлетворена, приказ в части привлечения Г.С.Р. к дисциплинарной ответственности в виде замечания отменен, поскольку рассматриваемый приказ вынесен с нарушением положений ст.ст. 22, 192-193 ТК РФ в результате ошибочного толкований норм материального и процессуального права (т.1, л.д.129-134).
В дополнительных письменных возражениях указано, что лекарственные препараты не полученные истцом ... относятся к препаратам экстренной медицины для снятия болевого синдрома у пациента, заявка на их приобретение в Министерство здравоохранения РБ не подавалась, т.к. на момент оформления заявки в поликлинике ... отсутствовали пациенты, нуждающиеся в данных препаратах. В связи с тем, что истец отказывался от прохождения врачебной комиссии, потребность в них не была подтверждена врачами, дополнительная заявка на указанные лекарственные препараты в Министерство здравоохранения не подавалась. Лекарственный препарат ... не был получен истцом ввиду отсутствия в аптеке в период обращения пациента. Рецепты на неполученные препараты были сняты по актам ... от < дата > и ... от < дата >.
Свидетель И.О.Ю. показала, что работает в должности заведующей отделением эндокринологического отделения ГБУЗ РБ ГКБ ... ..., Рамазанов В.М. постоянно находился у них на лечении, знает его с < дата > г. В связи с его заболеванием истец нуждается в обезболивающих препаратах. Она принимала участие во врачебной комиссии как врач по сопутствующему заболеванию, участвовала в подписании назначения .... В системе ПроМед врач может увидеть все обследования, которые проводились с пациентом, по Рамазанову В.М. также выписной эпикриз, если он был внесен в систему. Считает, что боль, которую испытывает Рамазанов В.М. в связи с его заболеваниями является страданием, меняющим качество жизни. У него постоянно должны быть под рукой обезболивающие лекарства, поскольку болевые ощущения приводят к усилению осложнения сахарного диабета. Лекарственные средства ... и ... включены в стандарт лечения и для их назначения создавать врачебную комиссию необязательно, если только для изменения дозировки.
Выслушав стороны, заключение прокурора, считавшего подлежащими удовлетворению требования истца с учетом разумности и справедливости, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Положениями статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний, к числу которых отнесет сахарный диабет (коды заболеваний по международному классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Как предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено также ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Пунктами 1 и 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Федеральной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии с Федеральной программы гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как диабет.
В перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р, включены, в том числе лекарственные препараты платифиллин, дифенгидрамин, трамадол.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
В Перечне (раздел "категории заболеваний") поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года N 748 и Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1054н определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание диабет, при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
В Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации Стандарта первичной медико-санитарной помощи при посттравматическом коксартрозе, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1108н включен трамадол.
В силу п. п. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенный в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 настоящего Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Как предусмотрено ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (действовавшим на момент спорных правоотношений) (далее – Порядок), который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Процедура получения инвалидами лекарственных препаратов установлена п. п. 2.1 - 2.8 Порядка.
На основании п. 2.7 Порядка в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 июля 2006 г. (далее - Методические рекомендации).
Так, согласно пункту 1.16 Методических рекомендаций в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов и регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение). По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения. Все обращения аптечных учреждений по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются и анализируются фармацевтической организацией, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения.
В случае отсутствия лекарственного средства в фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в фармацевтическую организацию оптовой торговли, осуществляющую поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (пункт 1.17 Методических рекомендаций).
В случае отсутствия в фармацевтической организации оптовой торговли необходимого лекарственного средства фармацевтическая организация оптовой торговли обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней (пункт 1.18 Методических рекомендаций).
При отсутствии у фармацевтической организации оптовой торговли возможности поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки она информирует об этом фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение (с учетом срока, предусмотренного пунктом 1.18) пункт 19 Методических рекомендаций).
При отсутствии выписанных лекарственных средств на фармацевтическом рынке субъекта Российской Федерации, невозможности синонимической замены аптечное учреждение доводит информацию до фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, которая, в свою очередь информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, фармацевтическую организацию оптовой торговли и лечебно-профилактическое учреждение для принятия мер по обеспечению пациента необходимыми лекарственными средствами. При получении данной информации из аптечного учреждения врач лечебно-профилактического учреждения решает вопрос о замене лекарственного средства на аналогичное и, в случае необходимости, выписывает новый рецепт (пункт 1.20 Методических рекомендаций).
При отсутствии в аптечном учреждении определенных лекарственных средств, но при их наличии в других аптечных учреждениях, работающих по дополнительному лекарственному обеспечению, фармацевтическая организация, осуществляющая поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, оперативно перераспределяет необходимые лекарственные средства между ними (пункт 1.21 Методических рекомендаций).
Подп. 21 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 " О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" установлен перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно.
Согласно п. 4 указанного постановления Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, а при их отсутствии принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2020 N 805 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Разделом 5 названной программы предусмотрено, что за счет средств бюджета Республики Башкортостан осуществляется, в частности, организация обеспечения лекарственными препаратами согласно перечню лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием в случае возложения в установленном порядке на них полномочий лечащего врача, лицам, включенным в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (приложение N 7 к Программе), в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 апреля 2017 года N 169 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам и категориям граждан в части обеспечения препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи".
Разделом 6 названной программы предусмотрено, что за счет средств федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение, в частности, предоставления в установленном порядке бюджету Республики Башкортостан субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 г. N 310).
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 г. N 310).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, страдающим диабетом (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан относится к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < дата > N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абзац второй пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10).
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Из материалов дела следует и установлено, что Рамазанов В.М. является инвалидом ... группы бессрочно, инвалидность установлена повторно < дата > по общему заболеванию, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения (т.1, л.д.12).
Рамазанов В.М. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ... < дата > по < дата > (т.1, л.д.12, 17).
Согласно выписке из истории болезни ... ГБУЗ «Городская больница ...» Рамазанов В.М. обратился на прием к травматологу < дата > с жалобами, оформлен на группу инвалидности, с < дата > г. периодически из-за болевого синдрома назначались ...), < дата > в связи с не купируемыми болями в тазобедренных суставах назначен ... в таблетках. Последнее стационарное лечение в ОДП ... городской больницы ... с 10 по < дата > Выдано заключение: .... Рекомендовано: оперативное лечение в центральных институтах травматологии и ортопедии России. Выдано направление по форме 057/У. (т.1, л.д.18).
В соответствии с выпиской из амбулаторной карты от < дата > комиссионным осмотром установлен диагноз: 2.... Рекомендовано, в том числе для купирования болевого синдрома ... в дозе 300 мг/сут с последующим снижением дозы (т.1, л.д.94).
Из протокола врачебной комиссии ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... от < дата > ... следует, что Рамазанов В.М. был приглашен на врачебную комиссию < дата > к 14.00 час., однако он не явился по причине плохого самочувствия. На прием пришла его супруга с его медицинской документацией. Комиссия не была проведена ввиду отсутствия Рамазанова В.М., а также отсутствия у супруги нотариально заверенной доверенности на преставление его интересов (т.1, л.д.98).
< дата > Рамазанов М.В. обратился в прокуратуру Советского района г. Уфы, указав, что встав на учет в поликлинику ... в < дата > г. он не получает жизненно важные лекарства, будучи инвалидом ... группы и включенным в Федеральный регистр льготников. Назначение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи допускается в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии (п.5 ст.37 ФЗ-323 от < дата >). Ни одного официального приглашения на комиссию от поликлиники ему не поступало. Амбулаторной карте с прежнего места жительства отказываются верить и делать запрос медицинской комиссии (т.1, л.д.106).
< дата > по результатам обращения Рамазанова В.М. Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Башкортостан указано, что в связи с его обращением было направлено письмо в ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... с предложением провести врачебную комиссию. Согласно поступившей информации Рамазанов В.М. прикреплен к данному медицинскому учреждению с < дата > г., был один раз на приеме у участкового врача-терапевта < дата >. В представленном Рамазановым В.М. выписном эпикризе из медицинской карты ... гастроэнтерологического отделения ГБУЗ РБ ГКБ ... ... диагноз: ...), в рекомендациях указано: при болях в животе: ...) 200 мг 1 .../д до еды 2 недели, ... 1 мл п/к, при неэффективности – решение вопроса о назначении .... В представленной им медицинской карте лечебного учреждения ... отсутствовали заключения врачей специалистов о наличии выставленного диагноза. Но имелось заключение врачебной комиссии, в достоверности которой возникли сомнения ввиду отсутствия подписей всех членов комиссии, имелась только одна подпись врача. С целью корректировки лечения необходимо наблюдение у врача – эндокринолога, участкового врача-терапевта, врача ортопеда и периодическое обследование. Из пояснений поликлиники Рамазанов В.М. систематически требует выписать сильнодействующие обезболивающие препараты (настаивая на ... в ампулах в дозе не менее 300 мг/сут) в связи с заболеванием ..., но от осмотра, обследования КТ и МРТ отказывается, необходимые документы и результаты обследования по данному заболеванию не представляет. Рамазанов В.М. дважды был приглашен на врачебную комиссию заместителем главного врача по МЧ Б.И.В., первый раз в личной беседе, второй раз в телефонной беседе с его супругой. Было выбрано удобное для него время в 14.00 час. < дата >. Поскольку Рамазанов В.М. не явился на врачебную комиссию, а у супруги отсутствовала нотариально заверенная доверенность на представление его интересов, врачебная комиссия не была проведена. < дата > в адрес ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... из ГБУЗ «ГБ ... МЗ ...» поступил запрос в отношении выписанных и отпущенных Рамазанову В.М. льготных рецептов в 2021 г. в связи с его обращением в данное учреждение ... для получения лекарственных препаратов.
При обращении в ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... в < дата > г. Рамазанов В.М. был обеспечен лекарственными препаратами, включая:
< дата > –....;
< дата > – ....;
< дата > – ....;
< дата > – ....;
< дата > – ....
В соответствии с установленными требованиями законодательства на период лечения в стационаре выписка льготных рецептов не осуществляется. По данным РМИАС с < дата > Рамазанов В.М. находился на лечении в ГБУЗ РБ ГКБ ... ... в отделении гастроэнтерологии, а < дата > явился в ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... с требованием выдать ..., но получив отказ, устроил скандал. При отсутствии диагноза, установленного врачебной комиссией, и результатов исследований МРТ и КТ, ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... не представляется возможным выписать Рамазанову В.М. указанный лекарственный препарат (т.1, л.д.102-105, 111).
< дата > в ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... поступила жалоба Рамазанова В.М., в которой указано, что < дата > врачом данной поликлиники П.С.А. ему были выписаны рецепты на лекарства ... рецепты серии ... ..., которые он на следующий день предъявил в аптеку ... ..., однако в тот же день лекарства не были ему выданы (т.1, л.д.19).
< дата >, < дата > в ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... поступила жалоба Рамазанова В.М. на невыдачу аптекой ему лекарственных средств, выписанных ему < дата > и < дата >, а также об отказе в выдаче ему платного рецепта на обезболивающие препараты (т.1, л.д.109, 110).
< дата >, < дата > Рамазанов В.М. обратился прокурору Республики Башкортостан с заявлением, указав, что < дата > он обратился к главному врачу ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... К.Н.В. за решением вопроса о выписке ему платного рецепта обезболивающего препарата – ..., на который врачом П.С.А. был выписан рецепт < дата > на основании врачебной комиссии ГБУЗ РБ ГКБ ... ... от < дата >, однако до < дата > эти препараты не были ему выданы аптекой ... .... На аптеку им была подана жалоба в поликлинику < дата > (т.1, л.д.95, 112).
< дата > по результатам проведенной проверки исполнении требований законодательства о лекарственном обеспечении граждан по обращению Рамазанова В.М. прокурором Советского района г.Уфы внесено представление и.о. главного врача ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... о необходимости рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц, допустивших нарушения законодательства в соответствии со ст.193 ТК РФ к дисциплинарной ответственности и принятия мер к устранению выявленных и недопущению подобных нарушений впредь. В ходе проверки было установлен, что Рамазанов В.М. является инвалидом ... группы бессрочно, имеет заболевание ..., имеет право на получение государственной социально помощи в виде набора социальных услуг, куда включаются дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача. Рамазанову В.М. ввиду имеющегося у него заболевания согласно протоколу заседания врачебной комиссии ГБУЗ РБ ГКБ ... от < дата > ... рекомендован при появлении болевого синдрома препарат «...» 100 мг (0,05/2 мл) в/м, максимальная доза 400 в сутки. < дата > лечащим врачом ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... ему выданы рецепты: серии ... ... на «...» 50 мг/мл 2 мл ... уп.; серии ... на «...» таблетки 250 мг ... – 3 уп. < дата > – рецепты серии ... ... на «...» - 5 уп. Проверка показала, что указанные рецепты на лекарственные препараты находятся в аптеке ... на отсроченном обслуживании свыше двух месяцев. В < дата > г. согласно информации ГУП «Башфармация» для обеспечения льготных категорий граждан лекарственные препараты «...» на склад государственного предприятия не поступали. Таким образом, ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... не организовало обеспечение Рамазанова В.М. необходимыми лекарственными препаратами, в т.ч. путем направления сводной потребности в Министерство здравоохранения РБ, что в свою очередь повлекло нарушение его права на лекарственное обеспечение (т.1, л.д.127-128).
Решением комиссии по трудовым спорам ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... от < дата > заявление Г.С.Р. об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания удовлетворено, приказ ...-а ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... от < дата > в части привлечения Г.С.Р. к дисциплинарной ответственности в виде замечания отменен, поскольку приказ вынесен с нарушением положений ст.ст. 22, 192 – 193 ТК РФ в результате ошибочного толкования норм материального и процессуального права. Комиссия пришла к выводу, что Рамазанов В.М. не был обеспечен лекарственными препаратами по причинам не зависящим от исполнения должностных обязанностей Г.С.Р., в случае ненадлежащего исполнения уполномоченной фармацевтической организацией обязательств по обеспечению лекарственными препаратами граждан, имеющих право на их бесплатное получение, что привело к необходимости приобретения гражданином из числа названных лиц лекарственного препарата за счет собственных средств, понесенные таким гражданином расходы должны быть возмещены за счет фармацевтической организации (т.1, л.д.190-198).
Согласно ответу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Рамазанову В.М. от < дата > на его обращение от < дата > лекарственный препарат «...» в количестве 10 упаковок направлены и поступят в пункт отпуска - аптека ... согласно графику развоза ГУП «Башфармация» РБ < дата >. Учитывая месячную потребность в лекарственном препарате, его обеспечение будет до < дата > г. В письме от < дата > указан срок поступления лекарства < дата > (т.1, л.д.99, 107).
Из консультации эндокринолога заведующего гастроэнтерологического отделения И.О.Ю. от < дата > следует, что < дата > Рамазанову В.М. был поставлен диагноз: .... Осл.: .... Рекомендовано в том числе ... ... 16 ед. + ... по 4 ед п/к с последующей коррекцией доз по 2-4 ед до целевых значений; гликированный гемоглобин 1 раз в 3 мес.; при полинейропатической боли: ... 300 мг*2-6р/д, ... 100 мг/сут; ... 5 мг ? т утром под контролем АД; препараты альфа-липоевой кислоты (...) курсами (т.1, л.д.27).
Из ответа ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... от < дата > на запрос суда следует, что Рамазанову В.М. по его заболеваниям ... требуются жизненно важные препараты, также для корректировки лечения необходимо наблюдение у врача эндокринолога, участкового врача-терапевта, врача ортопеда и периодическое обследование, от всего истец отказывается, был один раз на приеме участкового врача-терапевта < дата >. Заместителем главного врача по МЧ Б.И.В. в личной беседе истцу было предложено обследования КТ и МРТ, от чего он отказался. Он систематически требует выписывать ему сильно действующие обезболивающие препараты в связи с его заболеванием ..., но на осмотр врачебной комиссии не является, от осмотра отказывается и предоставить документы и результаты обследования, свидетельствующие о наличии заболевания не может. Истец был дважды приглашен на врачебную комиссию, было выбрано удобное для него время 14.11 час. < дата >. В указанное время он не пришел, присутствовала его супруга, пояснившая, что ее супруг явиться не может из-за плохого самочувствия. При обращении в поликлинику истец ведет себя грубо, вызывающее, провоцирует конфликтную ситуацию. Рамазанов В.М. при обращении в поликлинику был обеспечен лекарственными препаратами:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
.... Рамазановым В.М. получен.
Для выписки сильнодействующих лекарств на < дата > Рамазанов В.М. письменным уведомлением приглашен на врачебную комиссию, однако врачебная комиссия не состоялась в связи с отказом истца. Рамазанов В.М. не был обеспечен лекарственными препаратами по причинам не зависящим от исполнения должностных обязанностей работниками поликлиники, в случае ненадлежащего исполнения уполномоченной фармацевтической организацией обязательств по обеспечению лекарственными препаратами пациента имеющего право на их бесплатное получение, понесенные таким гражданином расходы должны быть возмещены за счет фармацевтической организации. (т.1, л.д.34-37).
Рамазанов В.М. был приглашен на Врачебную комиссию ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... < дата > для решения вопроса о целесообразности назначения обезболивающей терапии, где на вопросы врачей не отвечал, копии предыдущих результатов обследований и выписок не представил, в ходе осмотра врачом-хирургом признаков обострения хронического панкреатита не выявлено, от дальнейшего обследования и осмотра отказался (т.1, л.д.93, 96, 97).
Из медицинской карты Рамазанова В.М. ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... следует что он был осмотрен врачом паллиативной медицинской помощи < дата > поставлен диагноз: ..., назначены и выписаны рецепты на следующие лекарственные препараты ... (серии ..., ..., ..., ...);
< дата > осмотр эндокринолога, жалоб не предъявил, требует выписать сахароснижающие препараты, назначены и выписаны рецепты на лекарственные препараты:
- ...
...
...
...
< дата > осмотр врача и эндокринолога, жалоб не предъявлено, требует выписать сахароснижающие препараты, назначены и выписаны рецепты на лекарственные препараты:
- ...
...);
< дата > осмотр эндокринолога, требует выписать сахароснижающие препараты, назначены и выписаны рецепты на лекарственный препарат - ...);
< дата > осмотра врача, назначен и выписан рецепт на ... раствор для инъекций 50 мг/мл 2 мл ... (серии ...);
< дата > осмотр эндокринолога, требует выписать сахароснижающие препараты, назначены и выписаны рецепты на ...).
В ходе осмотра врача паллиативной медицинской помощи, указано, что Рамазанов В.М. явился в кабинет врача с протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ РБ ГКБ ... требует выписать все лекарственные препараты согласно выписке и протоколу заседания, ведет себя неадекватно, от проведения осмотра отказывается, все лекарственные препараты были выписаны, выписаны рецепты на лекарственные препараты:
- ...
...
...
Протоколом врачебной комиссии по амбулаторно-поликлинической службе от < дата > ... назначен лекарственный препарат ... ..., ....
< дата > составлен акт ... в соответствии с которым Рамазанов В.М. ворвался в конференц зал во время селекторного совещания к главному врачу К.Н.В. и заместителю главного врача Б.И.В. с требованием предоставить врача и дополнительные рецепты на лекарственные препараты. На прием к специалистам не был записан, отказывается записаться.
< дата > осмотр врача эндокринолога, требование на выписку сахароснижающих препаратов, выписан рецепт на ... ... (серии ... ...).
< дата > составлен акт, в соответствии с которым Рамазанов В.М. с супругой явился < дата > в кабинет заведующей терапевтическим отделением Г.С.Р. с требованием выписать бесплатный рецепт на трамадол, пациент повышал голос, выражался нецензурной бранью, на прием к терапевту не записан.
< дата > составлен акт, в соответствии с которым Рамазанов В.М. явился в кабинет врача паллиативной помощи, требовал выписать платный рецепт на трамадол, был направлен к участковому терапевту, вел себя грубо.
Согласно выписному эпикризу из медицинской карты ... ГБУЗ РБ Городская клиническая больница ... Рамазанов В.М. поступил < дата > в гастроэнтерологического отделение.
Рамазанову В.М. < дата > выдано направление на исследование ГБУЗ РБ Больница скорой медицинской помощи ... на МРТ < дата >.
< дата > составлен акт ... о том, что Рамазанов В.М. ворвался в конференц-зал во время селекторного совещания к главному врачу К.Н.В. и заместителя главврача Б.И.В. с требованием предоставить врача и дополнительные рецепты на лекарственные препараты, на прием к специалистам не был записан, записываться отказывается.
Рамазанов В.М. с < дата > был приглашен на врачебную комиссию ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... < дата > для решения вопроса о целесообразности назначения обезболивающей терапии, на вопросы врачей о его физическом состоянии, анамнезе жизни и заболевания отвечал грубым отказом, настроен агрессивно, на просьбы предоставить копии предыдущих результатов обследований и выписок отказался. Был осмотрен врачом-хирургом, признаков обострения ... не выявлено, от дальнейшего обследования и осмотра отказался (... ... от < дата >).
В соответствии с протоколом врачебной комиссии от < дата > ... Рамазанов В.М. в связи с его обращением был приглашен на врачебную комиссию < дата > к 14.00 час., который на прием не явился по причине плохого самочувствия, пришла его супруга с медицинской документацией Рамазанова В.М. Проводить врачебную комиссию в его отсутствие не имеется возможности ввиду отсутствия пациент и на руках у его супруги нотариально заверенной доверенности на представление его интересов (т.1, л.д.135-189).
Согласно сведениям РМИАС Рамазанов В.М. прикреплен к ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... < дата >.
ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... Рамазанову В.М. были выписаны рецепты следующие рецепты на следующие лекарственные препараты:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...,
< дата > на ... раствор для внутреннего внутримышечного введения 1% 1 мл ... – 1 уп.; ... раствор для подкожного введения 2 мг/мл 1... – 4 уп. (на отсрочке); ... раствор для внутривенного внутримышечного введения 1% 1 мл ... – 5 уп. (т.1, 206-251, т.2 л.д. 1-12).
Согласно ответу ГУП «Башфармация» РБ от < дата > на судебный запрос для обеспечения льготных категорий граждан лекарственный препарат «Трамадол ...» на склад государственного предприятия в < дата > г. не поступал.
Пунктом 14 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан).
ГУП «Башфармация» РБ не осуществляет закупки лекарственных препаратов для отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний, имеющих право на меры социальной поддержки, а осуществляет приемку от организаций поставщиков, хранение, доставку, учет и отпуск лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний, имеющих право на меры социальной поддержки.
Рецепты сняты с обслуживания на следующие лекарства: ... ..., ... от < дата >, ... ... от < дата >, ... ..., ... от < дата >, ... ..., ... от < дата > (т.2, л.д.51-54).
Согласно ответу ГУП «Башфармация» РБ от < дата > на запрос прокуратуры Советского района г. Уфы для обеспечения льготных категорий граждан лекарственные препараты «...» на склад государственного предприятия в < дата > г. не поступали. Лекарственный препарат «...» под торговым наименованием «...» согласно приложений ... постановления Правительства РБ от < дата > ... «Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на < дата > год и плановый период < дата > и < дата > годов», не входит в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых гражданам по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Республики Башкортостан (л.д. 23, 24 надзорного производства ... ж – < дата >)
Согласно компьютерной карте Рамазанова В.М., представленной ГУП «Башфармация» прокуратуре, указано, что рецепты на лекарственные препараты ... ..., ... находятся на отсрочке, представленной суду - сняты с обслуживания; ... таблетки 250 мг ...) ... в списке прокуратуре – отсрочен, в списке суду - снят с обслуживания; ...) ..., ... в списке прокуратуре – снят с обслуживания; ... ..., ... в списке прокуратуре – отсрочен, в списке суду - снят с обслуживания.
Из представленных ГБУЗ РБ ГКБ ... ... медицинских карт следует, что Рамазанов В.М. находился на стационарном лечении:
- с < дата > < дата > в гастроэнтерологическом отделении, выписан с диагнозом: .... Рекомендовано продолжать лечение амбулаторно ..., при болях капс. ... 200 мг (...) 2 недели;
- с < дата > в гастроэнтерологическом отделении, выписан с диагнозом: .... Рекомендовано лечение продолжить амбулаторно ..., при болях в животе ...;
- с < дата > в гастроэнтерологическом отделении, выписан с диагнозом: .... Рекомендовано лечение продолжить амбулаторно ...;
- с < дата > < дата > в эндокринологическом отделении, выписан с диагнозом: .... Рекомендации: наблюдение эндокринолога, терапевта, травматолога по месту жительства; диета; ..., ... 10 мг; ... при полинейропатической боли; ...; препараты кальция; курсы препаратов альфа-липоевой кислоты, ангипротекторов, неотропов, метаболиков; рекомендации гастроэнтеролога;
- с < дата > < дата > в гастроэнтерологическом отделении, выписан с диагнозом: .... Рекомендовано диспансерное наблюдение участкового терапевта, гастроэнтеролога, эндокринолога; ...) 25 000 ед 1 к 3-5 р/... недели, при болях в животе ...) 200 мг 1 к *2 р/... недели, ... 1 мл п/к, при неэффективности – решение вопроса о назначении ...; ... 0,04 1 т 2 недели;
- с < дата > по < дата > в гастроэнтерологическом отделении, выписан с диагнозом: .... Рекомендовано наблюдение у терапевта, гастроэнтеролога, эндокринолога, невролога по месту жительства, консультация онколога; лечение продолжать амбулаторно: ...)
В медицинской карте ... также имеется протокол заседания врачебной комиссии ГБУЗ РБ ГКБ ... ... ... от < дата >, которым принято решение при появлении болевого синдрома Рамазанов В.М. нуждается в обезболивании препаратом ... 100мг (0,05/2мл) в/м, максимальная доза 400 мг в сутки. Вместе с тем данный протокол не подписан председателем и секретерам комиссии (медицинская карта ..., также в копиях т.1, л.д.28, 61, 62).
Из представленных представителем ответчика ГБУЗ РБ Клиническая больница скорой медицинской помощи ... Кильметовой Р.Р. актов ... от < дата > и ... от < дата > следует, что < дата > комиссией в составе зам. главного врача по медицинской части Б.И.В., зав. 1 терапевтическим отделением ЭВН Я.С.И., зав. отделением ПМСП Б.Е.В. ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... проведен анализ рецептов, по которым осуществляется отсроченное обслуживание, выписанные Рамазанову В.М. на препарат ... 1 % 1 мл ... серия ... ... и ... 1 % ... серия ... ..., о чем был составлен акт .... < дата > комиссией в составе зам. главного врача по медицинской части Б.И.В., зав. Каб. ЭВН Я.С.И., зав. терапевтическим отделением Габассовой С.Р. ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... проведен анализ рецептов, по которым осуществляется отсроченное обслуживание, выписанные в т.ч. Рамазанову В.М. на препараты ... 50 мг/мл 2 мл ... серия ... ...89, ... 50 мг/мл 2 мл ... серия ... ...95, ... 2 мг/мл 1 мл ... серия ... ...57, ... 2мг/мл 1 мл ... серия ... ...52, ... 250 мг ... серия ... ....
В обоснование иска Рамазановым В.М. указано, что в поликлинике ему было отказано в выдаче рецептов на лекарственные препараты: нексиум....
Вместе с тем из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что на лекарственные препараты платифилин < дата > были выписаны рецепты ... и ..., ...) ..., ....
Остальные указанные лекарственные препараты в перечень лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р, а также в перечень лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием в случае возложения в установленном порядке на них полномочий лечащего врача, лицам, включенным в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2020 N 805 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" не включены и не назначались для амбулаторного лечения истца по решению врачебной комиссии ГБУЗ Республики Башкортостан Поликлиника ... ..., в связи с чем обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, указанными лекарственными препаратами в рамках предоставления набора социальных услуг действующим законодательством не предусмотрено.
В обоснование иска также указано, что ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... П.С.А. истцу были выписаны рецепты на лекарственные препараты трамадол, дифенгидрамин (димедрол), фенибут, платифиллин, которыми истец не был обеспечен в установленном законом порядке.
Как было выше указано в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р, включены, в том числе лекарственные препараты ....
В Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации Стандарта первичной медико-санитарной помощи при посттравматическом коксартрозе, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1108н включен трамадол.
Действующим приказом Минздрава РФ от 17.05.2016 N 302н леарственный препарат ...) включена в стандарты специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ.
Из материалов дела следует, что Рамазанову В.М. ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... были выписаны рецепты на лекарственные препараты < дата > на трамадол раствор для инъекций рецепт серии ... ..., ... и аминофенилмасляная кислота (Фенибут таблетки 250 мг ...) серии ... ..., < дата > на платифиллин рецепты серии ... ..., ... и дифенгидрамин (димедрол) серии ... ..., ..., которые были предъявлены истцом в аптеку ..., поставлены на отсроченное обслуживание. В дальнейшем указанные лекарственные препараты истцом не получены. Таким образом, рецепты не были обеспечены по причине отсутствия лекарственных препаратов в аптечной сети.
В связи с необеспечением истца вышеуказанными лекарственными препаратами в установленные законодательством сроки, он обращался в различные органы и организации с заявлениями о нарушении его права на своевременное лекарственное обеспечение, ему были даны ответы на обращения, однако нарушение сроков выдачи лекарственных препаратов Рамазанова В.М. продолжалось.
Доводы представителя ответчика ГБУЗ РБ Клиническая больница скорой медицинской помощи ... Кильметовой Р.Р. о том, что некоторые рецепты на лекарственные препараты димедрол, платифиллин, были сняты с обслуживания по актам ... от < дата > и ... от < дата >, поскольку они были выписаны в результате ошибки врача не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не подтверждены доказательствами. Из представленных актов ... от < дата > и ... от < дата > следует, что комиссией ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... был проведен лишь анализ рецептов, по которым осуществляется отсроченное обслуживание, выписанные Рамазанову В.М. на препарат ... серия ... ..., серия ... ..., ... серия ... ..., серия ... ...95, ... серия ... ...57, серия ... ... и ... серия ... .... Доказательств ошибочности в выдаче рецептов и назначения указанных лекарственных препаратов Рамазанову В.М. суду не представлено.
Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий).
Как было указано выше, согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года N 310, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
Таким образом, обеспечение лекарственными препаратами Рамазанова В.М. возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, с которого подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Невыполнение Министерством здравоохранения Республики Башкортостан возложенных на него обязанностей по обеспечению истца лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов истца.
Министерство в соответствии с возложенными на него полномочиями организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, организует закупки указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан. Тем самым, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что, исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения лекарственными препаратами может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Учитывая характер причиненных Рамазанову В.М. нравственных страданий, вследствие отсутствия своевременного обеспечения необходимыми ему лекарственными препаратами: ... и возможным ухудшением состояния здоровья, физических страданий в виде болевых ощущений, также исходя из показания свидетеля И.О.Ю., перенесенной истцом стрессовой ситуацией, его опасений за состояние своего здоровья, характер допущенного Министерством здравоохранения Республики Башкортостан нарушения личных неимущественных прав истца, степень вины ответчика, не представившего доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению возложенной на него обязанности по обеспечению истца лекарственным препаратом по рецептам врача, ненадлежащее исполнение которой корреспондирует к возникновению обязанности компенсировать истцу в денежном выражении причиненный ему вред за нарушение личных неимущественных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также то обстоятельство, что размер компенсации морального вреда не поддается точному денежному подсчету и взыскивается с целью смягчения эмоционально-психологического состояния лица, которому он причинен, а также принцип разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Рамазанова В.М. компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
Доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан об отсутствии дополнительной заявки на обеспечение истца лекарственными препаратами в Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан на момент выписки рецептов, судом не принимаются, поскольку данное обстоятельство не должно ограничивать Рамазанова В.М. на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, иное повлекло бы нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что недопустимо, истцу были выписаны рецепты, по которым он должен был получить лекарственные препараты бесплатно. При этом необходимо отметить, что по рецептам иные лекарственные препараты и медицинские изделия Рамазановым В.М. были получены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск Рамазанова В. М. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Клиническая больница скорой медицинской помощи города Уфы, государственному унитарному предприятию «Башфармация» Республики Башкортостан о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Рамазанова В. М. компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
В удовлетворении исковых требований Рамазанова В. М. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Клиническая больница скорой медицинской помощи города Уфы, государственному унитарному предприятию «Башфармация» Республики Башкортостан о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Ф.Ф. Фархутдинова
Мотивированное решение изготовлено 05.03.2022.