Дело №2-1103/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2017 года город Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Яровицыной Д.А.,
при секретаре Ванюта Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рочева А.И. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
установил:
Рочев А.И. обратился в суд с иском к администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее по тексту - Администрация) о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что обратился к ответчику с заявлениями о признании его малоимущим с целью принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также о постановке его на учет для получения жилого помещения на условиях социального найма. Постановлением ответчика №1075 от 06.09.2017 он признан малоимущим, при этом постановлением №1076 ему отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма со ссылкой на то, что он не является жителем МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». С указанным отказом он не согласен, считая его незаконным, поскольку в связи с наличием имеющегося у него заболевания, которое требует постоянного медицинского наблюдения, он с января 2016 года постоянно проживает на территории г. Нарьян-Мара. Полагает, что оснований для принятия постановления №1076 у ответчика отсутствовали, в связи с чем просит признать отказ в постановке его на учет незаконным, возложить на ответчика обязанность поставить его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В судебном заседании Рочев А.И. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Мосеева О.В. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. Указала, что истцу обосновано отказано в поставке на учете, поскольку было установлено, что он не является жителем МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», при этом место жительства истца является <адрес>, где он обеспечен жильем.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях ) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Статьей 52 ЖК РФ определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии их на учет не по месту своего жительства (часть 3).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).
Для граждан, проживающих на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предоставляется муниципальная услуга «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма», которая утверждена административным регламентом (постановление от 28 мая 2012 г. N 1098).
Таким образом, законом и административным регламентом установлено право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту жительства гражданина.
Судом установлено, что Рочев А.И. обратился 27.07.2017 в Администрацию с заявлениями о признании его малоимущим с целью принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также о постановке его на учет для получения жилого помещения на условиях социального найма. В качестве основания для постановки на учет указал на необходимость постоянного наблюдения врачей и отсутствие жилья.
Постановлением №1075 от 06.09.2017 Рочев А.И. признан малоимущим с целью принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако постановлением №1076 истцу отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Основанием, послужившим к отказу в постановке истца на учет явилось, предоставление документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку Рочев А.И. не является жителем МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Заявляя требование о признании отказа в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным, Рочев А.И. ссылается на то обстоятельство, что не смотря на то, что он зарегистрирован по адресу: НАО, <адрес>, однако фактически с января 2016 года постоянно проживает на территории г. Нарьян-Мара.
Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 2 этого же Закона, место пребывания определено как гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в ст. 20 ГК РФ, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), так и в других нормативных актах.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал, что факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей. Регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановление от 24 ноября 1995 года и другие).
Из указанного следует, что регистрация не входит в понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, а является административным актом и лишь одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания.
Из материалов дела следует, что Рочев А.И. зарегистрирован по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, указанный жилой дом принадлежит на праве личной собственности Рочевой А.В. (открытое наследство с 10.06.2005), что следует из справки администрации МО «Хоседа-Хардский сельсовет».
Судом установлено и указанное подтверждается материалами дела, что истец, имея постоянную регистрацию по месту жительства на территории <адрес>, фактически по адресу регистрации не проживает.
Так, начиная с января 2016 года Рочев А.И. проживал на территории г. Нарьян-Мара по различным адресам (с января по март 2016 по адресу: <адрес>, с марта 2016 года по июль 2017 по адресу: <адрес>) указанное подтверждается перепиской между истцом и различными государственными организациями.
В настоящий момент, истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>А, <адрес>, где зарегистрирован по месту пребывания с 19.07.2017 по 13.07.2018.
Факт того, что истец с января 2016 года проживает на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» подтверждается также выпиской из амбулаторной карты, из которой следует, что Рочева А.И., с указанного времени наблюдается у врачей ГБУЗ НАО «Ненецкая окружная больница» и которых часто посещает.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Анализируя представленные доказательства, в их совокупности, дав им оценку применительно к требованиям статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что сама по себе регистрация Рочева А.И. в пос. Харута не является безусловным основанием для признания указанного жилого помещения местом жительства, тогда как фактически судом установлено, что истец на протяжении практически двух лет проживает в г. Нарьян-Маре, иного как того требует ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Поскольку единственным основанием для отказа истцу в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма являлся факт того, что Рочев А.И. не является жителем МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», что не нашло свое подтверждение в процессе рассмотрения дела, то суд приходит к выводу, что постановление №1076 от 06.09.2017 является незаконным, при этом суд полагает необходимым возложить на Администрацию обязанность принять Рочева А.И. на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Рочева А.И. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 06 сентября 2017 года №1076 об отказе Рочеву А.И. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» принять Рочева А.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.А.Яровицына
Копия верна
Судья Д.А.Яровицына
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2017 года