УИД: 32RS0015-01-2024-001287-09
Дело №2-1000/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2024 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Боженовой Т.В.,
при секретаре Зябко Е.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора города Клинцы Середа Е.А.,
представителя ответчика ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» Брилькова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению «Клинцовский индустриально- педагогический колледж», Департаменту образования и науки <адрес> о понуждении к совершению действий в целях устранения нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж», Департаменту образования и науки <адрес> о понуждении к совершению действий в целях устранения нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений <адрес>. Указанной проверкой было установлено, что общежитие № ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» в нарушение Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Просвещения РФ, не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией. В связи с чем прокуратурой <адрес> вынесено предупреждение об устранении допущенных нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму. До настоящего времени указанные нарушения не устранены. Поскольку непринятие ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» мер по устранению выявленных нарушений требований безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, заместитель прокурора <адрес> просит суд возложить на Департамент образования и науки <адрес> обязанность, в целях устранения нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму, обеспечить финансирование ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» в течение 3 месяцев с момента финансирования департаментом образования и науки <адрес> обязанность оборудовать объект общежитие № ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж», расположенное по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте ( территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании представитель истца –помощник прокурора <адрес> Середа Е.А. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» Брильков Н.Н. исковые требования заместителя прокурора признал, пояснил, что в настоящее время ведутся работы по оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией на объекте общежитии № ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» отправлены письма в Департамент образования и науки <адрес> с просьбой о выделении денежных средств, им было поручено подготовить проектно-сметную документацию на установку системы оповещения и управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях с дальнейшей сдачей этой документации на экспертную проверку, был заключен договор по разработке проекта по составлению рабочей документации, таким образом учреждением принимаются меры по устранению допущенных нарушений.
Представитель ответчика Департамента образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела без его участия, указав, что финансирование ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» не производится в связи с не направлением ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» в адрес департамента необходимого комплекта документов, предусмотренных п. 2.2 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным департаменту образования и наука <адрес>, утвержденного приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ0 года №.
Суд, с согласия участников судебного заседания, считает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Как указано в пункте "а" части 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из основных направлений противодействия терроризму является деятельность по его предупреждению, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму», Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно- энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Пунктом 1 Требований предусмотрено, что Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Подпунктом "е" пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), определяется перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Разделом III Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) в зависимости от категории опасности образовательного учреждения.
Согласно пп. «д» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, общежитие № ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж», расположенное по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении данного учреждения и является объектом, отнесенным к четвертой категории опасности, что следует из Акта обследования и категорирования объектов (территорий) образования.
В нарушение пп. «д» п. 24 Требований данный объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В связи с выявленными нарушениями антитеррористической защищенности объекта ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес директора образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму.
В результате допущенных нарушений в общежитии № ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж», расположенном по адресу: <адрес> не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Из пункта 1.5 Устава ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж», утвержденного приказом Департамента образования и науки <адрес> № ДД.ММ.ГГГГ, следует, что учредителем ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж» является <адрес>, функции и полномочия которого осуществляет Департамент образования и науки <адрес>.
Учитывая значительный объем денежных средств, необходимый для установки системы оповещения и управления эвакуацией объекта, образовательная организация не имеет возможности самостоятельно исполнить требования к антитеррористической защищенности, в части оборудования объекта общежитие № ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж» системой оповещения и управления эвакуацией.
Согласно п. 4.4 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов образовательного учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления и/или на праве бессрочного (постоянного) пользования; бюджетное поступления в виде субсидий; средства от оказания платных услуг и выполнения платных работ; средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры города директору департамента образования и науки <адрес> направлено письмо о выделении денежных средств на установку системы оповещения и управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях в целях исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж», в том числе общежития №.
На данное обращение департаментом направлен ответ о готовности рассмотреть возможность выделения целевой субсидии при условии предоставлении полного комплекта документов.
Однако, до настоящего времени система оповещения и управления эвакуацией на объекте общежитие № ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж» не установлена.
Как следует из пояснений представителя ответчика ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж», ответа ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж» на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж» приняты меры для подготовки к установлению системы оповещения и управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях, в том числе в общежитии № ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж», подготовлена проектно- сметная документация, заключен договор по разработке проекта по составлению рабочей документации.
Вместе с тем, непринятие ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» мер по устранению выявленных нарушений требований безопасности и антитеррористической защищенности образовательной организации, а также необеспечение финансирования выполнения указанных мероприятий департаментом образования и науки брянской области не позволяет обеспечить соблюдение интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на безопасное пребывание в образовательном учреждении.
Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж» является <адрес> в лице Департамента науки и образования <адрес>, следовательно, образовательная организация реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств из бюджета <адрес>.
Таким образом, Департамент науки и образования <адрес> как главный распорядитель бюджетных средств, учредитель и собственник имущества данной образовательной организации, законодательно наделенный соответствующими полномочиями по решению вопросов в области противодействия терроризму, обязан профинансировать вышеуказанные мероприятия.
Учитывая объем мероприятий, а также принимая во внимание необходимость предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций, с целью обеспечения безопасности пребывание на объекте, относящемся к четвертой категории опасности, суд считает разумным возложить на Департамент образования и науки <адрес> обязанность, в целях устранения нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму, обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию общежитя №ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж», расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуациив течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязать ГАПОУ «Клинцовский индустриально- педагогический колледж» в течение 3 месяцев с момента финансирования департаментом образования и науки <адрес> обязанность оборудовать объект общежитие №ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж», расположенное по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах исковое заявление заместителя прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ №░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.