Решение по делу № 33-4353/2020 от 02.12.2020

Дело № 2-1266/2020 (33-4353/2020) судья Панасюк Т. Я.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2020 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Буланкиной Л. Г.,

судей Рязанцева В. О., Василевского С. В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алексеевой А. В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании, по докладу судьи Рязанцева В. О., дело по апелляционной жалобе Смирновой Т. А. на решение Центрального районного суда г. Твери от 14 сентября 2020 года, которым постановлено:

«в удовлетворении заявленных исковых требований Смирновой Т. А. к Министерству строительства Тверской области о возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат - отказать»,

установила:

Смирнова Т. А. обратилась в суд в иском к Министерству строительства Тверской области, в котором просила обязать ответчика выдать не позднее 31.12.2021 государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, на состав семьи - 4 человека по основному мероприятию «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приближенных к ним местностей».

В обоснование заявленных исковых требований указано, что приказом администрации Московского района г.Твери от 21.05.2018 №115 истец и члены её семьи в количестве 4 человек приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как семья, относящаяся к категории граждан, прибывших из районов Крайнего Севера.

Постановлением администрации г. Твери от 30.07.2018 №905 «О включении в число участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «государственной программы Российской Федерации. «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»», истец включена в указанную программу по обеспечению жильем бывших жителей Крайнего Севера с составом семьи 4 человека.

Не имея своего жилья, истец неоднократно обращалась к ответчику с просьбой предоставить ей жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, однако до настоящего времени жилищный сертификат истцу и членам её семьи не предоставлен.

Постановлением Правительства Тверской области от 10.02.2017
№27-пп уполномоченным органом, осуществляющим на территории Тверской области организацию работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы определено Министерство строительства Тверской области.

Истцом 27.06.2018 подано в администрацию г. Твери заявление об участии в ведомственной целевой программе в 2019 году для получения жилищного сертификата для граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Аналогичное заявление истцом было подано 26.02.2019 на получение жилищного сертификата в 2020 году.

Кроме того, истцом неоднократно подавались различные заявления и обращения, как ответчику, так и в администрацию г. Твери с просьбой предоставить истцу и членам её семьи государственный жилищный сертификат на 4 человека для приобретения жилья, однако они остались без внимания, государственный жилищный сертификат истцом не получен до настоящего времени.

Истец в сводный список получателей сертификатов в 2019 году не включалась, также как и на 2020 год.

Ответчиком нарушается право истца на получение в 2020 году государственного жилищного сертификата на приобретение жилья по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено право граждан, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилищных субсидий и не получавших субсидии на эти цели.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец отвечает предъявляемым требованиям, в связи с чем, ответчик обязан предоставить истцу и членам её семьи государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в 2020 году.

Определением суда от 02.07.2020, вынесенным при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмет спора, привлечены администрация г.Твери и члены семьи истца Смирнов Ал. С, Смирнов Ан. С, Львова Е. С.

Определениями суда, занесёнными в протокол судебного заседания от 12.08.2020, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены ФКУ «Объединённая дирекция» Минстроя России, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, Министерство финансов России в лице УФК России по Тверской области, администрация Московского района в г.Твери, департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери.

Истец Смирнова Т. А. и её представитель Москвин В. В. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объёме, просили их удовлетворить. В части указания срока предоставления государственного жилищного сертификата просили рассмотреть и ранее указанный срок и срок, указанный в уточнённом иске.

Третьи лица Смирнов Ан. С. и Смирнов Ал. С., участвовавший в судебном заседании до перерыва, поддержали позицию истца, полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Министерства строительства Тверской области Громова С. В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений на иск.

Представители третьих лиц администрации города Твери и департамента ЖКХ и строительства администрации города Твери на основании доверенностей Воробьёва А. А., участвовавшая в рассмотрении дела до перерыва, и Малиновская А. В., участвовавшая в рассмотрении дела после перерыва, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований ввиду отсутствия к тому законных оснований.

Представитель третьего лица администрации Московского района в
г. Твери Тверской области Саркисян Р. В., участвовавший в судебном заседании до перерыва, указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска.

Представители третьих лиц ФКУ «Объединённая дирекция Минстроя России», Министерства строительства России, Министерства финансов России, надлежащим образом извещённых о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие.

Судом постановлено вышеприведенное решение, которое
Смирнова Т. А. просит проверить в полном объеме, в том числе на соответствие процессуальному законодательству, привлечь к участию в деле в качестве надлежащего ответчика (соответчика) Правительство Российской Федерации, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в том числе к Правительству Российской Федерации.

В обоснование жалобы указано, что в судебных заседаниях по данному делу было выяснено, что денежные средства на реализацию целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы для Министерства строительства Тверской области и в частности на обеспечение жилищными сертификатами переселенцев с Крайнего Севера выделяются исключительно из федерального бюджета.

В судебных заседаниях сторона истца доказывала, что нарушение прав истца на получение в 2020 году жилищного сертификата произошло в первую очередь из-за того, что в нарушение действующей Методики распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденной постановлением от 16.07.2003 № 433 Правительства Российской Федерации, именно Правительство своим распоряжением от 18.01.2020 №33-р «Об утверждении графика выпуска и распределения в 2020 года государственных сертификатов рисках реализации целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации» обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», выделило Тверской области на 2020 год только один жилищный сертификат, тем самым нарушив права истца на получение жилищного сертификата в 2020 году на приобретение жилья как лица, выехавшего из районов Крайнего Севера.

В этой связи сторона истца в судебном заседании 14.09.2020 ходатайствовала о привлечении к участию в деле, в качестве соответчика Правительства Российской Федерации и представила в суд уточненное исковое заявление в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с исковыми требованиями в том числе и к Правительству Российской Федерации.

Между тем, судья отказала в привлечении к участию в деле в качестве соответчика Правительства Российской Федерации и отказала в принятии к производству пункта 2 уточненного искового заявления, приняв к производству только пункт 1 указанного уточнённого искового заявления, что является грубейшим нарушением статей 39, 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Так как в судебном заседании выяснилось, что надлежащим ответчиком по делу должно быть Правительство Российской Федерации, то суд первой инстанции должен был привлечь его к участию в деле, чего сделано не было, приняв таким образом решение с нарушениями норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Указывает, что при правильном распределении Правительством Российской Федерации жилищных сертификатов и денежных средств на них в 2020 году то Тверская область должна была бы получить около 20 сертификатов, а не один.

Суд данные доводы стороны истца проигнорировал, ограничившись рассмотрением иска только к Министерству строительства Тверской области, которое не нарушало прав истца, чем лишил истца права на увеличение исковых требований и права предъявления уточненного иска.

Министерством строительства Тверской области поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых излагается порядок обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и указывается, что на настоящий момент истец является участником мероприятия и включена Министерством строительства Тверской области в сводный список получателей сертификата в порядке очерёдности. Основания для внеочередного предоставления социальной выплаты отсутствуют.

Указывает, что судом вынесено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены или изменения не имеется.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец
Смирнова Т. А., её представитель Москвин В. В. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили суд обжалуемое решение отменить, принять по делу новое об удовлетворении заявленных исковых требований, поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика Министерства строительства Тверской области Гусева С. В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г. Твери, департамента ЖКХ и строительства администрации г. Твери
Малиновская А. В. возражала против апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание, при надлежащем извещении, не явились.

В соответствии с частью 1 статьи 327, частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таких оснований судом апелляционной инстанции не установлено.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами исковое заявление предъявлено Смирновой Т. А. как лицом имеющим право на получение жилищных субсидий в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Суд первой инстанции установил, что истец и члены её семьи имеют право на получение социальной выплаты в числе граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при этом проанализировав положения вышеприведенного Федерального закона, положения части 4 статьи 8 Федерального закона от 02.12.2019 №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», приняв во внимание распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.01.2020 №33-р и приказ Минстроя России от 31.03.2020 №178/пр, установив, что для категории граждан, к которым отнесена истец, с учётом распределения по субъектам Российской Федерации сертификатов и денежных средств, для Тверской области в 2020 году предусмотрен 1 государственный жилищный сертификат с размером социальной выплаты 2260800 руб., пришел к выводу, что исходя из законодательно определённого порядка распределения и предоставления социальных выплат рассматриваемой категории граждан, учитывая очерёдность предоставления государственных жилищных сертификатов исходя из даты принятия на учёт и объёма предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета, оснований для предоставления семье Смирновой Т. А. государственного жилищного сертификата в 2020 году не имелось, равно как и не имеется оснований для вывода о нарушении прав Смирновой Т. А. непредоставлением государственного жилищного сертификата в 2021 году.

Поданная истцом апелляционная жалоба фактически представляет собой возражения, поданные в порядке установленном частью 3 статьи 331 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относительно протокольного определения суда от 08.09.2020 об отказе в принятии к производству суда уточненного иска с требованиями о возложении на Правительство Российской Федерации и ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства России обязанности выделить Тверской области денежные средства из Федерального бюджета в 2021 году на обеспечение истца и членов её семьи жилищным сертификатом на покупку жилья как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Заявляя вышеуказанные исковые требования, сторона истца указала, что Правительством Российской Федерации 18.01.2020 издано распоряжение №33-р «Об утверждении графика выпуска и распределения в 2020 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которое противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2013 №433, что в свою очередь повлекло нарушение прав истца на получение государственного жилищного сертификата.

Статья 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации способствует реализации конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются, главным образом, по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.

Часть первая указанной процессуальной нормы позволяет лицу обратившемуся в суд изменить или предмет или основание заявленного иска. Иное по существу, означало бы предъявление нового иска.

Отказывая в принятии уточненного искового заявления в вышеуказанной части, суд первой инстанции установив, что данное заявление направлено на изменение как предмета и так оснований иска, обоснованно указал, что данные требования не подлежит принятию к производству суда.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку заявление об уточнении исковых требований фактически влечет изменение материально-правового требования и обстоятельств, на которых истец его основывает (несоответствие ненормативного правового акта Правительства Российской Федерации (распоряжение от 18.01.2020 №33-р) действующему законодательству.

Отказ суда в принятии утоненного иска Смирновой Т. А. не препятствует истцу обратиться в суд с самостоятельным заявлением в установленном законом порядке.

Таким образом, мотивы, по которым суд первой инстанции отказал в принятии уточненного искового требования отвечает задачам гражданского судопроизводства (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и не влечет за собой нарушения права истца на судебную защиту.

Основания для рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции, с привлечением к участию в деле в качестве ответчика Правительства Российской Федерации – отсутствуют.

В иной части решение суда не обжалуется, основании для его проверки в полном объеме с выходом за переделы доводов жалобы не имеется.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Твери от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирновой Т. А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-4353/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смирнова Т.А.
Ответчики
Министерство строительства Тверской области
Другие
Министерство финансов РФ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России
Администрация Московского района в городе Твери
Администрация города Твери
Смирнов Ан.С.
Смирнов Ал.С.
Львова Е.С.
Суд
Тверской областной суд
Судья
Рязанцев Вячеслав Олегович
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
10.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2020Передано в экспедицию
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее