Судья Прохорчук В.В. Дело № 33а-2718/2017 Категория 015а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 октября 2017 года город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Т.А.,
судей Дудкиной Т.Н., Кондрак Н.И.,
при секретаре Михайловой В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам А.В. и ее представителя О.Ю. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 июня 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска А.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, о признании отказа незаконным и о понуждении совершить определенные действия, отказать.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
В мае 2017 г. А.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ в определении вида разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на основании заявления от 03.02.2017 г. № №; обязать административного ответчика определить вид разрешенного использования и категорию земель данного земельного участка в следующем порядке: категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка код 2.1.1.
Требования административного иска мотивированы тем, что 03.02.2017 г. А.В. обратилась к административному ответчику с заявлением об определении вида разрешенного использования и категории земель в отношении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказал истцу в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка. Основанием для отказа послужило Постановление Правительства Севастополя от 14.12.2015 г. № 1210-ПП «Об утверждении Временного порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя», в то время как истец обращалась к административному ответчику с заявлением в порядке Постановления Правительства Севастополя от 28.03.2016 г. № 228-ПП (в ред. от 22.09.2016 г.) «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя». С таким основанием отказа А.В. не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее права.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционных жалобах административный истец и ее представитель просят решение суда первой инстанции отменить, постановить по делу новое решение, которым удовлетворить требования административного заявления в полном объеме. Полагают, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка собранным по делу доказательствам, не учтено заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, в котором административный орган считает допустимым определение такого вида разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, как малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1.); не применены нормы права, подлежащие применению.
Письменных возражений от административного ответчика на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представители административного истца ФИО11 И.И., И.Э. доводы апелляционных жалоб поддержали по изложенным в них основаниям.
Представитель административного ответчика Е.П. против удовлетворения жалоб возражала ввиду законности и обоснованности решения районного суда.
Административный истец А.В., ее представитель О.Ю., представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Заинтересованное лицо в заявлении от 29.09.2017г. ходатайствует о рассмотрении жалоб в их отсутствие, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке, имеются.
Признавая законным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выраженный в сообщении № от ДД.ММ.ГГГГ в определении вида разрешенного использования и категории земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, суд первой инстанции исходил из того, что А.В. фактически обратилась с заявлением не об определении вида разрешенного использования и категории, а с заявлением об изменении имеющегося у принадлежащего ей земельного участка вида разрешенного использования, не в уполномоченный административный орган и минуя установленную Постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2015 г. № 1210-ПП процедуру.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами районного суда в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, А.В. на основании государственного акта от 24.11.2009 года является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> га, разрешенное использование: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно кадастровому паспорту от 26.06.2015г., данный земельный участок имеет кадастровый № и разрешенное использование: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Категория земель не установлена.
Таким образом, из названных документов следует, что в государственный кадастр недвижимости РФ сведения в графу «вид разрешенного использования» внесены в отношении спорного земельного участка, исходя из вида использования, установленного в соответствии с земельным законодательством Украины, из правоустанавливающего документа, выданного уполномоченным органом Украины, без соотнесения его с российским законом. Категория земель не установлена вообще.
ДД.ММ.ГГГГ А.В. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об определении категории земель и вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка как «малоэтажная многоквартирная застройка» в порядке Постановления Правительства Севастополя от 28.03.2016 г. № 228-ПП (в ред. от 22.09.2016 г.) «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя».
Сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя отказал истцу в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка со ссылкой на Постановление Правительства Севастополя от 14.12.2015 г. № 1210-ПП «Об утверждении Временного порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя», поскольку в данном случае необходимо осуществить изменение вида разрешенного использования земельного участка, а с таким заявлением и приложением необходимых документов А.В. должна обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя. При этом, вопрос об определении категории земель разрешен не был.
Судебная коллегия полагает, данный отказ нельзя признать законным, он противоречит действовавшему в период возникновения спорных правоотношений законодательству.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации по следующему правилу: 1) жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов. При этом, до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
В соответствии со статьей 6 данного закона города Севастополя разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
В свою очередь, с целью урегулирования правоотношений по определению видов разрешенного использования и категории земель Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 г. № 228-ПП утвержден «Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя» (далее - Порядок), согласно подпункту 3 пункта 2, пункту 4, пункту 5 которого (в ред. от 22.09.2016г.) виды разрешенного использования земельного участка определяются, в том числе, путем принятия уполномоченным органом отдельного правового акта на основании заявления правообладателя в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка, а также в соответствии с прилагаемой к Порядку таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков, категорий земель. При этом, учитывая многообразие формулировок видов использования земельного участка, установленных согласно земельному законодательству Украины, определение вида разрешенного использования и категории земель должно производиться путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельного участка.
Определение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с настоящим Порядком не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.
В материалы дела представлен в отношении спорного земельного участка кадастровый паспорт от 26.06.2015г., согласно разделу 11 которого в государственный кадастр недвижимости РФ вид разрешенного использования внесен в соответствии с земельным законодательством Украины из правоустанавливающего документа, выданного уполномоченным органом Украины. Данные о категории земель отсутствуют.
Следовательно, указанные сведения в отношении земельного участка истца были внесены до принятия Постановления Правительства Севастополя от 28.03.2016 г. № 228-ПП.
Также следует отметить, что после обращения А.В. с заявлением об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в соответствии с пунктом 8 Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, с целью получения сведений относительно видов функционального использования спорного земельного участка, определенного градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ, направлял запрос в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя для предоставления соответствующего заключения, то есть, фактически начал процедуру определения вида разрешенного использования и категории земель в рамках Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя.
При таких обстоятельствах, выводы административного органа, а также суда первой инстанции о том, что в данном случае А.В. просит изменить вид разрешенного использования земельного участка, в связи с чем она должна обратиться в иной уполномоченный орган – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, несостоятельны, противоречат фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционных жалоб о том, что в данном случае нельзя считать определенным вид разрешенного использования спорного земельного участка применительно к Земельному кодексу Российской Федерации, Закону города Севастополя от 25.07.2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
В связи с этим истец имеет право обратиться в уполномоченный исполнительный орган государственной власти с заявлением именно об определении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 г. № 228-ПП, по результатам рассмотрения которого Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, совершает одно из следующих действий: принимает решение об определении видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка и направляет копию указанного решения заявителю; возвращает заявление и прилагаемые документы заявителю с письменным обоснованием отказа в удовлетворении заявления (п. 9 Порядка).
Более того, заявление А.В. относительно определения категории земель уполномоченным органом не было рассмотрено вообще, и по нему никакого решения принято не было. Сведения об установлении категории земель в ходе рассмотрения дела административным ответчиком представлены не были.
Следовательно, решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения о признании отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является уполномоченным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим публичные полномочия, к компетенции которого относится определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель, судебная коллегия, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Департамент обязанность повторно рассмотреть по существу заявление административного истца от 03.02.2017г. № об определении вида разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также указать на необходимость в соответствии с частью 3 статьи 227 КА РФ сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 июня 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление А.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выраженный в сообщении № от ДД.ММ.ГГГГ, в определении вида разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление А.В. от 03.02.2017г. № об определении вида разрешенного использования и категории земель.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Указать на необходимость Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи