Решение по делу № 2-12/2024 (2-923/2023;) от 31.01.2023

Дело № 2-12/2024

УИД: 91RS0022-01-2022-001378-89

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 января 2024 года                                                                 г. Феодосия

    Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                              Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря                                                 Аблязовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Феодосии Республики Крым к Береговенко ФИО16, Путилину ФИО17, Береговенко ФИО18 (третьи лица – Муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации города Феодосии Республики Крым», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым) о сносе объекта самовольного строительства,-

                                                  УСТАНОВИЛ:

Истец – Администрация города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском к Береговенко С.В. и Путилину В.И., в котором просит обязать ответчиков своими силами и за свой счет снести объект самовольного строительства – трехэтажный железобетонный каркас, ориентировочной площадью 350 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый , в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения мероприятий в области земельного контроля сотрудниками Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 560 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, находится в общей долевой собственности по 1/2 доли у Береговенко С.В. и Путилина В.И. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденными решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 29 марта 2019 года № 1171 (далее – ПЗЗ) земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами          «Ж-1». Территориальная зона выделена для размещения индивидуальных жилых домов не выше трех надземных этажей с участками, предназначенных для постоянного проживания одной семьи, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, иного назначения, необходимого для создания условий для развития зоны. В ходе осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером с выраженной рельефностью, находящегося на склоне, имеющего сильные перепады высот, обустроен трехэтажный железобетонный каркас, два этажа крытые железобетонными плитами перекрытия, ориентировочной площадью застройки 350 кв.м. Стены заполнены известняковым камнем, объект имеет неправильную геометрическую форму. На момент осмотра осуществлялись работы по обустройству металлического каркаса, опалубки, монолитного железобетонного пояса третьего этажа. С северной стороны на расстоянии 4 м. (ориентировочно) высотой до 1,5 м., с южной стороны на расстоянии 1,6 м. (ориентировочно) высотой до 1,5 м. обустроено ограждение из бутового камня. Объект, с учетом его конструктивной формы, находится на расстоянии от 13 м. до 27 м. от автозаправочной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> Строительная площадка по периметру земельного участка не ограждена, на территорию имеется свободный доступ. В ходе замеров установлено: с южной стороны земельного участка отступы отсутствуют, участок полностью застроен объектом и повторяет контур существующих границ земельного участка; с западной стороны отступ от земельного участка с кадастровым номером составляет 1,5-2 м. (ориентировочно); с северной стороны земельного участка отступ от границы земельного участка составляет 4м. (ориентировочно); коэффициент плотности застройки превышен более чем в три раза и составляет 1,87; высота строения на момент осмотра составляла 9 м. (ориентировочно); процент застройки земельного участка превышает максимально допустимый для установленного вида разрешенного использования в зоне «Ж-1» и составляет 62,5%. Согласно градостроительному плану земельного участка (далее – ГПЗУ) земельный участок одновременно находится в санитарно-защитной зоне III класса (300 м.) от завода строительных материалов; в санитарно-защитной зоне IV класса (100 м.) от автозаправочной станции; в санитарно-защитной зоне (50 м.) от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки. На основании указанного, Администрация города Феодосии Республики Крым полагает, что объект, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый общей площадью 560 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, представляющий собой единый объект капитального строительства, обладает признаками самовольной постройки, указанными в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как возведен с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статей 222, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, просил исковые требования удовлетворить.

В соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Феодосийского городского суда Республики Крым к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено – Муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации города Феодосии Республики Крым» (протокол судебного заседания от 14 июля 2022 года).

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым в соответствии с частью 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечен – Береговенко ФИО19 (протокол судебного заседания от 14 октября 2022 года).

В соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Феодосийского городского суда Республики Крым к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (протокол судебного заседания от 11 декабря 2023 года).

Истец – Администрация города Феодосии Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил и о причинах его неявки суду не сообщил; ранее его представителем – Никифоровой Т.С., действующей на основании доверенности, было подано ходатайство, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации города Феодосии Республики Крым и исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик – Береговенко С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, ее представитель – Демура Е.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, подала суду ходатайство, в котором просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие.

Ответчики – Береговенко А.С. и Путилин В.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств не заявили.

Третьи лица – Муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации города Феодосии Республики Крым» и Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили и о причинах их неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств не заявили.

Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда Республики Крым в Интернет-портале.

Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку истец, ответчик и третьи лица в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Исследовав материалы гражданского дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.

В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем, стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.

Предъявление требований должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса, а не быть декларативным.

Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру отношения.

При этом осуществление гражданских прав имеет пределы, в рамках которых субъект гражданских правоотношений вправе действовать свободно, но не нарушать прав и интересов других лиц. Кроме того, эффективная судебная защита может быть осуществлена только тем способом, который отвечает характеру нарушения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.

При рассмотрении дела судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 16 октября 2008 года, удостоверенного частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО8 и зарегистрированного в реестре за , Береговенко С.В. являлась собственником земельного участка площадью 0,0598 га, расположенного по адресу: <адрес> с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, что подтверждается Государственным актом на право собственности на земельный участок серии , выданным 28 ноября 2011 года на ее имя.

Впоследствии данному земельному участку был присвоен кадастровый .

На основании договора купли-продажи земельного участка от 16 октября 2008 года, удостоверенного частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО8 и зарегистрированного в реестре за , Береговенко С.В. также являлась собственником земельного участка площадью 0,0262 га, расположенного по адресу: <адрес>, с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, что подтверждается Государственным актом на право собственности на земельный участок серии , выданным 23 ноября 2011 года на ее имя.

Впоследствии данному земельному участку был присвоен кадастровый .

22 января 2018 года Береговенко С.В., как единоличный собственник земельных участков с кадастровыми номерами (площадью 598 кв.м.) и (площадью 262 кв.м.) приняла решения об их объединении, вследствие чего образовался земельный участок площадью 860 кв.м., которому 30 марта 2018 года был присвоен кадастровый , адрес земельного участка: <адрес> земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.

05 марта 2019 года Береговенко С.В. приняла решение о разделе земельного участка с кадастровым номером , площадью 860 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, вследствие чего образовались два земельных участка: земельный участок площадью 300 кв.м. (кадастровый ) и земельный участок площадью 560 кв.м. (кадастровый ).

05 марта 2021 года между Береговенко С.В., от имени которой действовал Береговенко А.С., как продавцом, и Путилиным В.И., как покупателем, в простой письменной форме был заключен договор купли-продажи 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером , площадью 560 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>

Как следует из информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 21 апреля 2022 года сведения об объекте недвижимости – земельном участке площадью 560 +/- 9 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, 20 марта 2019 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости как «актуальные» и данному объекту присвоен кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства; правообладатели – Береговенко ФИО20 общая долевая собственность – 1/2, от 20 марта 2019 года, Путилин ФИО21, общая долевая собственность – 1/2, 90: от 12 марта 2021 года.

17 ноября 2022 года Береговенко С.В. было заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым и земельных участков, находящихся в частной собственности , в результате чего был сформирован новый земельный участок с кадастровым номером площадью 568 +/- 8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Правообладатели: Береговенко ФИО22, общая долевая собственность – 1/2, от 07 декабря 2022 года, Путилин ФИО23, общая долевая собственность – 1/2.

04 сентября 2023 года между собственниками смежных участков – ФИО9 (земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> Береговенко С.В. (земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> Береговенко С.В. (земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, подписан акт согласования отступов размещения зданий от границ земельного участка, согласно которому стороны не возражают против постройки на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый ), без отступа в 1 метр, с конфигурацией и размещением зданий на данном земельном участке, согласно приложенной к акту схеме расположения зданий.

04 марта 2022 года должностными лицами Администрации города Феодосии Республики Крым: начальником управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО10, главным специалистом отдела комплексных проверок управления муниципального контроля ФИО11, главным специалистом отдела комплексных проверок управления муниципального контроля ФИО12 был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен протокол осмотра от 04 марта 2022 года.

Сотрудниками Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым в ходе осмотра было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером с выраженной рельефностью, находящемся на склоне, имеющим сильные перепады высот, обустроен трехэтажный железобетонный каркас, два этажа крытые железобетонными плитами перекрытия, ориентировочной площадью застройки 350 кв.м. Стены заполнены известняковым камнем, объект имеет неправильную геометрическую форму. На момент осмотра осуществлялись работы по обустройству металлического каркаса, опалубки, монолитного железобетонного пояса третьего этажа. С северной стороны на расстоянии 4 м. (ориентировочно) высотой до             1,5 м., с южной стороны на расстоянии 1,6 м. (ориентировочно) высотой до 1,5 м. обустроено ограждение из бутового камня. Также на территории земельного участка расположено два металлических нестационарных объекта. Объект, с учетом его конструктивной формы, находится на расстоянии от 13 м. до 27 м. от автозаправочной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Строительная площадка по периметру земельного участка не ограждена, на территорию имеется свободный доступ. В ходе замеров установлено: с южной стороны земельного участка отступы отсутствуют, участок полностью застроен объектом и повторяет контур существующих границ земельного участка; с западной стороны отступ от земельного участка с кадастровым номером составляет 1,5-2 м. (ориентировочно); с северной стороны земельного участка отступ от границы земельного участка составляет 4 м. (ориентировочно); коэффициент плотности застройки превышен более чем в три раза и составляет 1,87; высота строения на момент осмотра составляла 9 м. (ориентировочно); процент застройки земельного участка превышает максимально допустимый для установленного вида разрешенного использования в зоне «Ж-1» и составляет 62,5%. В ходе осмотра зафиксировано, что за границами земельного участка с кадастровым номером , на земельном участке муниципальной формы собственности складируются (размещены) строительные материалы, что указывает на признаки нарушения Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решением 129 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 04 сентября 2019 года № 1258, ответственность за нарушение которых установлена статьей 3.11 Закона Республики Крым № 117-РК «Об административных правонарушениях в Республике Крым». Учитывая изложенное, на момент осмотра зафиксировано, что строящийся трехэтажный объект обладает признаками самовольной постройки, закрепленными статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: возведение объекта с нарушением градостроительных норм и правил, в частности не соблюдены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, превышен максимальный процент застройки, а также коэффициент плотности застройки, а также зафиксированы признаки нарушения Правил благоустройства.

01 апреля 2022 года на заседании комиссии по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных строений на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым было принято решение обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> находящемся в общей долевой собственности у Береговенко С.В. и Путилина В.И.

В связи с заявленными истцом и представителем ответчика – Береговенко С.В. ходатайствами о назначении судебной экспертизы, с целью установления объектов недвижимого имущества (объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства, иных), расположенных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с указанием технических характеристик, соответствия объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, градостроительным, строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, а также Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденным решением 121 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 29 марта 2019 года , а при наличии нарушений – определения способов их устранения; создают ли угрозу жизни и здоровью граждан объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, и расположены ли объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в пределах границ земельного участка по данному адресу площадью 560 +/- 9 кв.м., принадлежащего на праве общей долевой собственности Береговенко С.В. и Путилину В.И. в равных долях – по 1/2 доле каждому, определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 марта 2023 года была назначена судебная строительно-техническая экспертиза с возможностью привлечения для ее проведения специалистов (экспертов), необходимых для ее проведения.

Согласно выводам заключения эксперта судебной строительно-технической экспертизы от 27 октября 2023 года, составленного экспертом Автономной некоммерческой организацией судебной экспертизы «Крымсудэксперт» ФИО13 и кадастровым инженером ФИО14, согласно данным публичной кадастровой карты на дату проведения экспертизы земельный участок кадастровый площадью 560 кв.м по адресу: <адрес> снят с учета. На дату проведения экспертизы объектом исследования является земельный участок кадастровый по адресу: <адрес>, уточненной площадью 568 кв.м., местоположение и конфигурация которого совпадает с местоположением и конфигурацией земельного участка кадастровый по адресу: <адрес> площадью 560 кв.м. Координаты поворотных точек границ данного земельного участка внесены в ГКН. На земельном участке кадастровый по адресу: <адрес> расположен трехэтажный неоконченный строительством объект капитального строительства общей площадью помещений на дату осмотра 563,6 кв.м. Внутренняя планировка здания выполнена частично, целевое назначение помещений не определено. Определить целевое назначение указанного строения, исходя из его фактического использования, не представляется возможным. Согласно данным публичной кадастровой карты вид разрешенного использования земельного участка кадастровый номер кадастровый по адресу: <адрес> площадью 568 кв. м. – для индивидуального жилищного строительства.

Объект недвижимого имущества – трехэтажное неоконченное строительством здание, расположенное на земельном участке кадастровый по адресу: <адрес>, при условии использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, соответствует требованиям «Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части количества этажей, высоты здания, в части коэффициента использования территории в границах земельного участка, незначительно (на 3%) превышает процент застройки земельного участка, частично не соответствует требованиям «Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики ФИО4», а также требованиям пункта 7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в части расстояния до границ земельного участка. Учитывая Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года № 815, нарушение требований градостроительных норм, установленных пунктом 7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и пунктами 2, 8 статьи 1 части 3 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округа Феодосия, утвержденных решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года               № 1171, с изменениями и дополнениями, внесенными решением 21 сессии Феодосийского городского совета 2 созыва № 199 от 30 октября 2020 года, решением 67 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 29 сентября 2023 года             № 710, не является критерием, в соответствии с которым объект недвижимого имущества может создавать угрозу жизни и здоровью граждан. Так как объект недвижимого имущества – трехэтажное здание, расположенное на земельном участке кадастровый по адресу: <адрес> не окончено строительством, внутренняя планировка здания выполнена частично, целевое назначение помещений не определено, исследовать данное строение на соответствие требованиям правил СП 55.13330.2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные», предъявляемым к объемно-планировочному решению и внутриквартирному оборудованию, не представляется возможным. Стена строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером со стороны земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> выполнена из негорючего материала без проемов. Согласно пункту 8 статьи 88 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» данная стена является противопожарной стеной. Стена неоконченного строительством здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> со стороны земельного участка с кадастровым номером , выполнена из негорючего материала. Площадь дверного проема        не превышает 25 % ее площади. Согласно пункту 8 статьи 88 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» данная стена является противопожарной стеной. Согласно пункту 4.11 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния между жилыми, общественными зданиями и сооружениями не нормируются, если более высокая и широкая стена здания, сооружения (или специально возведенная отдельно стоящая стена), обращенная к соседнему объекту защиты, либо обе стены, обращенные друг к другу, отвечают требованиям СП 2.13130 для противопожарных стен 1-го типа. На земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, строения и сооружения отсутствуют. Стена неоконченного строительством здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, со стороны земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, выполнена из негорючего материала. Согласно пункту 4.13 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» возведение домов, хозяйственных построек на смежных земельных участках допускается без противопожарных разрывов по взаимному согласию собственников (домовладельцев). Объект недвижимого имущества – неоконченное строительством здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, соответствует требованиям пунктов 7.1, 7.2 СП 55.13330.2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные», требованиям пунктов 4.11, 4.13, 8.1, 8.3, 8. 6, 8.17 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», статьи 8 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статьи 90 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Выполненными замерами установлено, что расстояние от стены неоконченного строительством здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> до горловины подземного резервуара АЗС «ТЭС», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , составляет 25 метров, что соответствует требованиям, указанным в таблице 15 «Противопожарные расстояния от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива до граничащих с ними объектов» № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Объект недвижимого имущества – неоконченный строительством объект капитального строительства общей площадью помещений на дату осмотра 563,6 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> на существующей             стадии строительства удовлетворяет требованиям по механической безопасности. Конструктивные элементы имеют работоспособное техническое состояние, то есть техническое состояние конструктивных элементов в конкретных условиях эксплуатации не приводит к нарушению работоспособности, обеспечена механическая безопасность (отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан вследствие разрушения или потери устойчивости здания или его части).

Выполненной геодезической съемкой установлено, что объект недвижимого имущества – неоконченный строительством объект капитального строительства общей площадью помещений на дату осмотра 563,6 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, находится в границах и площади земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 568 кв.м. согласно данным ГКН. При построении контура границ земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 568 кв.м. согласно данным ГКН установлено, что данный земельный участок имеет сложную геометрическую форму и при этом часть земельного участка с технической точки зрения невозможно использовать по целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства, в связи с тем, что данная часть участка имеет остроугольную форму и малую ширину. Существует техническая возможность частично изменить конфигурацию земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> с сохранением площади за счет земель, согласно данным публичной кадастровой карты, не переданных в чью-либо собственность или пользование. По устному ходатайству, заявленному в ходе осмотра, на рассмотрение суда предлагается вариант установления границ земельного участка кадастровый по адресу: <адрес>, площадью 568 кв.м. с сохранением площади и частичным изменением конфигурации контура.

Предлагается установить границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 568 кв.м. с сохранением площади и частичным изменением конфигурации контура за счет земель, согласно данным публичной кадастровой карты, не переданных в чью-либо собственность или пользование.

Каталог координат характерных точек предлагаемого измененного контура границ земельного участка с кадастровым номером <адрес> расположенного по адресу: <адрес>, площадью 568 кв.м.:

При предлагаемом изменении контура границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> с сохранением площади 568 кв.м. объект недвижимого имущества – неоконченный строительством объект капитального строительства общей площадью помещений на дату осмотра 563,6 кв.м., расположенный на земельном участке кадастровый по адресу: <адрес> находится в границах и площади предлагаемого контура границ земельного участка кадастровый по адресу: <адрес> площадью 568 кв.м.

При предлагаемом изменении контура границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> с сохранением площади 568 кв.м. расстояние от объекта недвижимого имущества – трехэтажного здания, расположенного на земельном участке кадастровый по адресу: <адрес> до границы земельного участка со стороны проезда общего пользования между указанным земельным участком и земельным участком с кадастровым номером , на котором расположена АЗС «ТЭС», составляет 3,0 м., что соответствует требованиям «Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», а также требованиям пункта 7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в части расстояния до границ земельного участка.

Указанное заключение эксперта судебной строительно-технической экспертизы             от 27 октября 2023 года, составленное экспертом Автономной некоммерческой организацией судебной экспертизы «Крымсудэксперт» – ФИО13 и кадастровым инженером ФИО14, соответствует требованиям части 2 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьям 8 и 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», дано экспертом, имеющим необходимый практический стаж работы и квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации          за дачу заведомо ложного заключения, основано на всестороннем исследовании материалов настоящего гражданского дела, с визуальным осмотром спорного объекта, содержит подробное описание проведенных исследований, перечень используемых при проведении экспертизы документов, выводы, изложенные в нем, последовательны и аргументированы, в связи с чем, оснований усомниться в правильности и обоснованности выводов эксперта не имеется, выводы эксперта представляются ясными и понятными, экспертом даны ответы на поставленные вопросы, имеющие правовое значение по делу.

Таким образом, суд при принятии решения учитывает заключение эксперта судебной строительно-технической экспертизы от 27 октября 2023 года, составленное экспертом Автономной некоммерческой организацией судебной экспертизы «Крымсудэксперт» – ФИО13 и кадастровым инженером ФИО14, поскольку оно выполнено в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, в нем указаны нормативные документы, положенные в основу заключения.

При этом суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность выводов заключения эксперта судебной строительно-технической экспертизы                              от 27 октября 2023 года, в связи с чем, принимает данное экспертное заключение и признает его допустимым доказательством.

Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного          Суда Российской Федерации в пункте 22 совместного постановления от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснили, что с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определяет государственные гарантии его осуществления и установлены Федеральным законом от              06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу частей 1, 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:

1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Обращаясь в суд с иском, истец – Администрация города Феодосия Республики Крым указывает на то, что объект самовольного строительства – трехэтажный железобетонный каркас, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый , возведен с нарушениями градостроительных норм и правил, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решением 121 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 29 марта 2019 года № 1171, обладает признаками самовольной постройки в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1 и 2 статьи 35).

Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3).

Пунктом 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса (пункт 2).

В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Таким образом, положениями пункта 1 названной статьи установлены условия, при наличии каждого из которых постройка может быть признана самовольной.

Как установлено пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее – установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной законом (пункт 3.1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от          12 декабря 2023 года № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» даны разъяснения о том, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются собственниками и иными правообладателями земельных участков при условии соблюдения правового режима земельного участка, а также законодательства о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, экологических требований, санитарно-гигиенических правил и    нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством (пункт 2 статьи 260, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7, подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 1               статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 14 статьи 1, статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статья 36 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года            № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абзац четвертый статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и другие).

Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.

Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 ноября 2022 года, снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности. С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении строения нарушение градостроительных и строительных норм и правил, не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом незначительным и не препятствующим возможности сохранения самовольной постройки.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от          12 декабря 2023 года № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» разъяснил, что в силу положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации возведение постройки в отсутствие необходимого в силу закона разрешения на строительство является признаком самовольной постройки. Вместе с тем исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков. В связи с этим следует иметь в виду, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.

Из положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовых подходов к ее применению, содержащихся в пункте 25 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2023 года № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» следует, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.

При рассмотрении дела судом установлено, что земельный участок, с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> площадью 568 кв.м, местоположение и конфигурация которого совпадает с местоположением и конфигурацией земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 560 кв.м., на котором возведен спорный объект, имеет вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, принадлежит на праве общей долевой собственности Береговенко С.В. и Путилину В.И. в равных долях.

В соответствии с выводами заключения эксперта судебной строительно-технической экспертизы от 27 октября 2023 года объект недвижимого имущества – трехэтажное неоконченное строительством здание, расположенное на земельном участке кадастровый по адресу: <адрес> при условии использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, соответствует требованиям «Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части количества этажей, высоты здания, в части коэффициента использования территории в границах земельного участка, незначительно (на 3%) превышает процент застройки земельного участка, частично не соответствует требованиям «Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», а также требованиям пункта 7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в части расстояния до границ земельного участка. Учитывая Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года № 815, нарушение требований градостроительных норм, установленных пунктом 7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и пунктам 2, 8 статьи 1 части 3 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округа Феодосия, утвержденных решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года № 1171, с изменениями и дополнениями, внесенными решением 21 сессии Феодосийского городского совета 2 созыва № 199 от 30 октября 2020 года, решением 67 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 29 сентября 2023 года № 710 не является критерием, в соответствии с которым объект недвижимого имущества может создавать угрозу жизни и здоровью граждан. Так как объект недвижимого имущества – трехэтажное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> не окончено строительством, внутренняя планировка здания выполнена частично, целевое назначение помещений не определено, исследовать данное строение на соответствие требованиям правил СП 55.13330.2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные», предъявляемым к объемно-планировочному решению и внутриквартирному оборудованию, не представляется возможным. Выполненной геодезической съемкой установлено, что объект недвижимого имущества – неоконченный строительством объект капитального строительства общей площадью помещений на дату осмотра 563,6 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> находится в границах и площади земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 568 кв.м. согласно данным ГКН.

В пункте 29 постановления от 12 декабря 2023 года № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения, согласно которым по общему правилу, наличие допущенного при возведении (создании) постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил является основанием для признания постройки самовольной. Определяя последствия такого нарушения, суду следует оценить его существенность. В частности, возведение объекта с нарушением нормативно установленного предельного количества этажей или предельной высоты (например, возведение объекта индивидуального жилищного строительства, превышающего по числу этажей допустимые параметры, установленные пунктом 39 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), с нарушением строительных норм и правил, повлиявшим или способным повлиять на безопасность объекта и его конструкций, является существенным. С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении (создании) постройки незначительное нарушение градостроительных и строительных норм и правил (например, в части минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка), не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом несущественным и не препятствующим возможности сохранения постройки.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, разъяснено, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений. К существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.

Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного Кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 – 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного Кодекса Российской Федерации), правил землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющих вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.

Поскольку снос объекта самовольного строительства является крайней мерой, устранение последствий нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков, отсутствие разрешения на строительство как единственное основание для сноса не может бесспорно свидетельствовать о невозможности сохранения постройки.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2020 года № 306-ЭС19-19642, от 18 мая 2020 года                № 308-ЭС20-6294, от 17 декабря 2019 года № 306-ЭС19-15447 и от 19 декабря 2019                  № 308-ЭС19-14740.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство (определения от 03 июля 2007 года № 595-О-П, от 17 января 2012 года № 147-О-О, от              29 марта 2016 года № 520-О, от 29 мая 2018 года № 1174-О N 1175-О, от 25 октября 2018 года № 2689-О, от 20 декабря 2018 года № 3172-О).

При этом введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2011 года № 13-П).

Следовательно, суды в каждом конкретном деле, касающемся сноса самовольной постройки, должны исследовать обстоятельства создания такой постройки, выяснять, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, нарушает ли права и охраняемые законом интересы других лиц сохранение самовольной постройки, не создает ли такой объект угрозу жизни и здоровью граждан.

Доказательств того, что строительством объекта капитального строительства на земельном участке ответчика нарушаются права и охраняемые законом интересы Администрации города Феодосии Республики Крым или других лиц либо создается угроза жизни и здоровью граждан, истцом не представлено, в то время как обязанность доказывания этих обстоятельств лежит именно на истце.

Истцом Администрацией города Феодосии Республики Крым, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено суду никаких доказательств, подтверждающих, что спорный объект недвижимого имущества создан с нарушением установленных градостроительных и строительных норм и правил, правового режима земельного участка.

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, правовую позицию Конституционного           Суда Российской Федерации, руководящие указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном 19 марта 2014 года, и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном 16 ноября 2022 года, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенные в постановлении от 12 декабря 2023 года № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, учитывая, что в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом Администрацией города Феодосии Республики Крым не представлено надлежащих, относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что неоконченный строительством объект капитального строительства общей площадью помещений на дату осмотра экспертом 563,6 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности ответчикам Береговенко С.В. и Путилину В.И., возведен с существенными нарушениями установленных градостроительных, строительных и иных норм и правил либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для сноса указанного неоконченного строительством объекта капитального строительства, и, как следствие, об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Администрации города Феодосии Республики Крым в полном объеме.

Мотивированное решение составлено 23 января 2024 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Администрации города Феодосии Республики Крым (ИНН ОГРН ) к Береговенко ФИО24 (паспорт гражданина Российской Федерации серии ), Путилину ФИО25 (паспорт гражданина Российской Федерации серии ) и Береговенко ФИО26 (паспорт гражданина Российской Федерации серии ) (третьи лица – Муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации города Феодосии Республики Крым», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым) о сносе объекта самовольного строительства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:     подпись                                         Чибижекова Н.В.

2-12/2024 (2-923/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация города Феодосия
Ответчики
Береговенко Светлана Вячеславовна
Береговенко Андрей Сергеевич
Путилин Виктор Иванович
Другие
Муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации г. Феодосии Республики Крым»
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Чибижекова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
feodosiya.krm.sudrf.ru
31.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
31.01.2023Передача материалов судье
31.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2023Судебное заседание
11.12.2023Производство по делу возобновлено
11.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее