Судья Шилоносова Т.В.
Дело № 33-6683-2020 (81RS0002-01-2020-000099-63)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Бабиновой Н.А., Лапухиной Е.А.,
при секретаре Басимовой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 05 августа 2020 года апелляционную жалобу Министерства строительства Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 20 мая 2020 года по гражданскому делу по иску Батуева Ивана Валентиновича к администрации Кочевского муниципального округа, Министерству строительства Пермского края о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, о возложении обязанности оформить и выдать государственный жилищный сертификат.
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения представителя ответчика Министерства строительства Пермского края Коньковой Ю.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Батуев И.В. обратился в суд с иском к администрации Кочевского муниципального округа, Министерству строительства Пермского края о признании отказа Министерства строительства Пермского края в выдаче государственного жилищного сертификата в 2020 году незаконным, возложении обязанности на Министерство строительства Пермского края оформить и выдать государственный жилищный сертификат в 2020 году.
Требования истец мотивировал тем, что он состоит в очереди на получение жилищного сертификата гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в администрации Кочевского муниципального округа. В декабре 2019 года он получил уведомление о включении его в сводный список граждан на получение жилищного сертификата в 2020 году, 25.02.2020 его известили об отказе в выдаче сертификата, обосновав тем, что в 2010 году он отказался от приватизации квартиры по адресу: ул. ****, д. Москвино, при этом на момент приватизации постоянно там проживал и был зарегистрирован, в связи с чем, он не может предоставить обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность. Истец полагает, что решение от отказе в выдаче государственного жилищного сертификата является незаконным, так как законодатель не связывает возможность отказа гражданину в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с неисполнением обязательств по передаче жилого помещения, если данный гражданин не является ни нанимателем, ни собственником жилого помещения.
Истец Батуев И.В. и представитель истца Автайкина М.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Кочевского муниципального округа Петерсон В.Г. исковые требования не признала, пояснила, что администрация Кочевского муниципального округа не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по выдаче государственных жилищных сертификатов осуществляются Министерством строительства Пермского края.
Ответчик Министерство строительства Пермского края представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства и письменный отзыв на иск.
Решением Кочевского районного суда Пермского края от 20.05.2020 исковые требования удовлетворены, постановлено: Признать решение Министерства строительства Пермского края от 18.02.2020 № СЭД-35-04-01-144 об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в 2020 году Батуеву И.В., незаконным. Обязать Министерство строительства Пермского края выдать в 2020 году Батуеву И.В. государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Взыскать с Министерства строительства Пермского края в пользу Батуева И.В. судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство строительства Пермского края просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, считает, что суд не принял во внимание следующие юридически значимые обстоятельства: Батуев И.В. отказался от приватизации жилого помещения, в котором проживает, в связи с чем за ним сохраняется право пользования данным жилым помещением. При получении жилищного сертификата Батуев И.В. должен в обязательном порядке предоставить обязательство о расторжении договора социального найма и освобождении занимаемого жилого помещения, либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность, однако он этого сделать не может, поскольку не является ни нанимателем, ни собственником того помещения, в котором проживает. Кроме того, Батуев И.В. допустил злоупотребление правами, поскольку знал условия участия в программе по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, однако отказался от имущественных прав на жилое помещение, дабы не передавать его в государственную (муниципальную) собственность, в связи с чем недобросовестность в реализации жилищных прав должна являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит.
Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрены дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно преамбуле, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац 1 ст. 1 данного Федерального закона закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющими общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
В силу положений статей 3 и 4 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Кочевский район Пермского края согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера (введен Указом Президента РФ от 16.09.1992 N 1085).
Согласно учетному делу № ** первоначальным участником Подпрограммы по заявлению от 26.09.2011 являлся Б1., который поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в категории «инвалиды» (на основании справки СМЭ-2006 № ** от 11.09.2011), при этом в состав его семьи входил Батуев И.В. (л.д. 30-58).
Б1. скончался 10.12.2012, что подтверждено свидетельством о смерти (л.д. 41).
По заявлению сына Батуева И.В. от 26.10.2018 о переоформлении очереди Б1. на него (л.д. 40), тот оставлен на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по дате подачи первоначального заявления, в категории «инвалиды», что подтверждается протоколом № ** от 31.10.2018 (л.д. 43).
Из договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 10.11.2010 следует,что администрация Юксеевского сельского поселения передала бесплатно на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Б1. в собственность квартиру по адресу: ул. ****, д. Москвино Кочевского района Пермской области (л.д. 6). На момент приватизации в указанном жилом помещении, кроме Б1., постоянно проживал и был зарегистрирован с 18.09.1995 сын Батуев И.В., который от приватизации вышеуказанного жилого помещения отказался в пользу отца Б1., что подтверждается приватизационным делом от 10.11.2010, справками администрации Юксеевского сельского поселения, администрации Кочевского муниципального района (л.д. 42, 47, 68-76).
Согласно выписке из ЕГРН от 10.01.2020, право собственности на земельный участок и квартиру по адресу: ул. ****, д. Москвино Кочевского района Пермского края, зарегистрировано Б1., что подтверждается копиями свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 7, 8, 49).
Из договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 03.02.2011 следует, что Б1. продал П1., П2., П3., земельный участок и квартиру по адресу: ул. ****, д. Москвино Кочевского района Пермского края (л.д. 39).
Согласно выписке из ЕГРН от 23.01.2020 право собственности на квартиру по адресу: ул. ****, д. Москвино Кочевского района Пермского края, зарегистрировано за П1., П2., П3. по 1/3 доли за каждой, что также подтверждается копиями свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 9-14, 50-54).
По данным выписок из ЕГРН и ГБУ ЦТИ Батуев И.В. в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 46, 48).
Из договора найма жилого помещения от 07.02.2011 следует, что П1., П2., П3. предоставляет Батуеву И.В. в безвозмездное пользование жилое помещение по адресу: ул. ****, д. Москвино Кочевского района Пермского края (л.д.100).
По данным администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от 27.01.2020 Батуев И.В. с 18.09.1995 и по настоящее время зарегистрирован по адресу: ул. ****, д. Москвино Кочевского района Пермского края. Указанное подтверждается данными паспорта истца, лицевыми счетами похозяйственной книги, адреснойсправкой (л.д. 42, 46, 47,67, 77-82).
Администрацией Кочевского муниципального района в адрес Министерства строительства Пермского края направлено 05.02.2018 гарантийное письмо о выдаче Батуеву И.В. государственного жилищного сертификата в 2020 году (л.д. 55).
Министерством строительства Пермского края 18.02.2020 принято решение № СЭД-35-04-01-144 об отказе в оформлении и выдаче Батуеву И.В. жилищного сертификата в 2020 году (л.д. 56-57). Отказ мотивирован тем, что Батуев И.В. с 18.09.1995 зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: ул. ****, д. Москвино Кочевского района Пермского края, в соответствии с договором на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от 10.11.2010 указанное жилое помещение передано в собственность Б1. (отец), отказавшись от участия в приватизации Батуев И.В. сохранил право бессрочного пользования жилым помещением. 07.02.2011 Б1. произвел отчуждение жилого помещения. Собственники жилого помещения в феврале 2011 года заключили с Батуевым И.В. договор найма, при этом регистрация по адресу: ул. ****, д. Москвино Кочевского района Пермского края не прекращена. Министерство считает, что оснований для признания Батуева И.В. гражданином, не имеющим жилья для постоянного проживания, не имеется, в связи с чем, к нему должно применяться положение, установленное подпунктом «ж» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, которое он выполнить не может.
Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», учитывая обстоятельства дела, пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку оснований для отказа истцу в выдаче государственного жилищного сертификата не имелось.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы Министерства строительства Пермского края о том, что судом не принято во внимание обстоятельство о том, что Батуев И.В. при получении жилищного сертификата должен в обязательном порядке предоставить обязательство о расторжении договора социального найма и освобождении занимаемого жилого помещения, либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения, в государственную (муниципальную) собственность, однако он этого сделать не может, поскольку не является ни нанимателем, ни собственником того помещения, в котором проживает, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.
В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
В случае принятия гражданином решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, расположенное в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей.
Порядок освобождения гражданином занимаемого им жилого помещения и дальнейшего его использования определяется собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 15(1) вышеуказанных Правил, в случае если после постановки гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой социальной выплаты учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Согласно п. 44(1) Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику основного мероприятия не вручается.
Законодатель, определяя условия выдачи гражданину жилищной субсидии, предусмотрел требование как об обязательном отчуждении в государственную или муниципальную собственность всех принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности жилых помещений (дача обязательства), так и уменьшение размера предоставляемой жилищной субсидии на стоимость жилых помещений в случае их отчуждения гражданами иным лицам.
Исходя из вышеизложенных норм права, отсутствие обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность в случае отчуждения получателем жилищной субсидии или членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, не лишают его права на получение указанной социальной выплаты, поскольку нормы Федерального закона № 125-ФЗ предусматривают иной порядок расчета размера жилищной субсидии.
Батуев И.В. не является собственником жилого помещения и не занимает его по договору социального найма, а получил право безвозмездного пользования жилым помещением, находящимся в собственности у иных лиц, поэтому отказ Министерства строительства Пермского края в оформлении и выдаче жилищного сертификата истцу в 2020 году является незаконным. Отказ Батуева И.В. от участия в приватизации жилого помещения имел место более 5 лет назад (в 2010 году), не может влиять на нуждаемость лица в жилье в силу положений статей 51 и 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не может служить препятствием к выдаче сертификата.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При разрешении рассматриваемого спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупности собранных по делу доказательств. Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба Министерства строительства Пермского края не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Кочевского районного суда Пермского края от 20 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: