Решение по делу № 33-1491/2018 от 03.04.2018

Судья Самошенкова Е.А. Дело № 33-1491/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 апреля 2018 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хлебникова А.Е.,

судей Цветковой О.С., Болотиной А.А.,

при секретаре Левченковой К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Промышленного района г. Смоленска Зайцева М.В. на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 8 февраля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Хлебникова А.Е., выступление прокурора Поповой Е.В., поддержавшего доводы представления, мнение ответчиков Петракова А.А. и Анищенковой С.Д., а также представителя третьего лица Администрации г.Смоленска – Петкуте Ю.К., об оставлении обжалуемого решения без изменения, судебная коллегия

установила:

прокурор Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах муниципального образования «г.Смоленск», обратился в суд с иском к Петракову А.А. и Анищенковой С.Д. о взыскании ущерба, причиненного бюджету. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения бюджетного законодательства был выявлен факт причинения ущерба бюджету муниципального образования «г.Смоленск». Так, (дата) Управлением дорожного хозяйства администрации г. Смоленска (заказчик) в лице начальника Петракова А.А. и ООО «<данные изъяты>» (подрядчик) был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству светофорного объекта на пересечении улиц ... и ... ... на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Несмотря на то, что бюджет г. Смоленска на (дата) был утвержден с предельно допустимым размером дефицита в сумме <данные изъяты> миллионов рублей, кредиторская задолженность по состоянию на (дата) в сумме <данные изъяты> миллионов рублей не была предусмотрена в бюджете в полном объеме, а исполнение бюджета за полугодие уже составляло менее 50 % к плану года, начальником Управления были добровольно приняты на себя финансовые обязательства и гражданская правовая ответственность. (дата) подрядчиком был выставлен счет на оплату выполненных по контракту работ, однако заявка не была исполнена ввиду отсутствия денежных средств. В (дата) из областного бюджета в местный бюджет поступила дотация на сбалансированность местного бюджета в размере <данные изъяты> миллионов рублей, но она была израсходована на выплату заработной платы, на погашение задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды и коммунальные услуги, то есть вопреки интересам ООО «<данные изъяты>». При формировании бюджета на (дата) кредиторская задолженность перед ООО «<данные изъяты>» также не была учтена. (дата) гола между подрядчиком и заказчиком в лице его начальника Петракова А.А. формально произведена сверка расчетов для подтверждения кредиторской задолженности, после чего работа в целях уплаты долга не осуществлялась. Повторная формальная заявка на оплату расходов ООО «<данные изъяты>» подготовлена заказчиком в лице и.о. начальника Л.Д.Г. лишь спустя два месяца, однако также не была исполнена, поскольку лимиты (ассигнования) в бюджете на эти цели ни при утверждении бюджета на (дата) , ни при внесении в него изменений, предусмотрены не были, исполнение бюджета по собственным доходам не соответствовало плановым показателям, а имеющиеся денежные средства расходовались на другие цели в ущерб интересам ООО «<данные изъяты>». При этом привлечение кредитных ресурсов на погашение дефицита бюджета в сумме <данные изъяты> миллиона рублей осуществлено только в (дата) . Решением Арбитражного суда Смоленской области от (дата) с Управления дорожного хозяйства администрации г. Смоленска в пользу ООО «Авторитет» взысканы: <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек основного долга, <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек пени за период с (дата) по (дата) , <данные изъяты> рублей судебных расходов. При этом основной долг был погашен платежным поручением от (дата) , а пени и судебные расходы - платежным поручением от (дата) через УФК по Смоленской области. Прокурор полагал, что контракт с ООО «<данные изъяты>» был заключен фактически в условиях отсутствия у заказчика лимитов бюджетных обязательств, то есть денежных средств на его исполнение, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами Управления - начальником Петраковым А.А. и начальником отдела экономики, учета и отчетности Анищенковой С.Д. своих должностных обязанностей, предусмотренных Положениями об органе администрации г. Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в г. Смоленске - Управлении дорожного хозяйства администрации г. Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета, должностной инструкцией начальника отдела экономики, учета и отчетности Управления дорожного хозяйства администрации г. Смоленска, утвержденной заместителем Главы администрации г. Смоленска (дата) , а именно - об отсутствии должной осмотрительности, рационального и планового подхода к организации работы Управления, что, в свою очередь, повлекло возложение дополнительной долговой нагрузки на дефицитный местный бюджет в ущерб реализации задач местного значения. Ссылаясь на п. 1 ст. 1081 ГК РФ, прокурор полагал, что ответчики в солидарном порядке обязаны возместить причиненный в результате их незаконных действий ущерб бюджету в виде пени и судебных расходов оплаченных ООО «<данные изъяты>» в общей сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Александрова Ю.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, обосновав их вышеизложенными доводами.

Ответчик Петраков А.А. исковые требования не признал, указав, что доводы истца о самовольном принятии им решения о заключении данного контракта не обоснованы, поскольку процедура заключения такого рода соглашений регламентирована законодательством и является многоступенчатой, не зависит от волеизъявления одного лица. При этом сведениями о том, что имеется дефицит бюджета на (дата) , ответчик на дату заключения контракта не обладал, как и не был извещен о невозможности исполнения обязательств по оплате фактически выполненных ООО «<данные изъяты>» работ в (дата) . Полагал, что должностные обязанности в связи с заключением и исполнением муниципального контракта с ООО «<данные изъяты>» исполнены им надлежащим образом, в связи с чем, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик Анищенкова С.Д. исковые требования также не признала. Суду пояснила, что ранее занимала должность главного бухгалтера в Управлении дорожного хозяйства администрации г. Смоленска. Совместно с начальником Управления Петраковым А.А. в рамках задач, возложенных на них, подготавливала и подавала заявку на оплату заключенного в (дата) муниципального контракта с ООО «<данные изъяты>» в пределах выделенных бюджетных лимитов с определенного финансового счета. Заявки на оплату сдавались Управлением дорожного хозяйства администрации г. Смоленска установленным порядком через автоматизированную программу АЦХ, однако исполнены не были. О невозможности исполнения обязательств перед ООО «<данные изъяты>» ответчикам стало известно в (дата) , в связи с чем они не имели возможности уменьшить лимиты бюджетных обязательств Управления дорожного хозяйства. Считает, что ее вина в причинении бюджету ущерба на сумму неисполненных обязательств перед ООО «<данные изъяты>» отсутствует.

Представитель третьего лица администрации г. Смоленска Барзунов И.П. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что Управление дорожного хозяйства является муниципальным казенным учреждением, в связи с чем, имеет право от своего имени заключать государственные контракты на цели муниципальных нужд, действуя при этом в пределах сумм отпущенных под исполнение целевых программ лимитов. При этом Петраков А.А., заключая муниципальный контракт с ООО «<данные изъяты>» не превысил суммы, отпущенные под исполнение целевой программы, а о том, что фактическое поступление денежных средств будет значительно ниже, не мог знать.

Третье лицо Управление дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска явку своего представителя не обеспечило.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 8 февраля 2018 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.

В апелляционном представлении и.о. прокурора Промышленного района г. Смоленска Зайцев М.В. просит вынесенное решение отменить и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования. Указывает, что и на момент заключения и на момент исполнения контракта, ответчики знали о том, что сроки оплаты будут нарушены. Однако, ответчики, как должностные лица, не приняли мер по предупреждению наступления гражданской правовой ответственности.

В заседание судебной коллегии не явился представитель третьего лица Управления дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска, извещенного своевременно и в надлежащей форме, до начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.

На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении гражданских дел по искам о регрессных требованиях является: наступление вреда; установление непосредственного причинителя вреда и незаконность его действий; наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и незаконным действием причинителя вреда, а также вина причинителя вреда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Управление дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска является отраслевым (функциональным) органом администрации города, обеспечивающим реализацию полномочий по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в границах города.

При этом Управление является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, счета, открытые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также является главным распорядителем бюджетных средств в сфере использования автомобильных дорог местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в границах города Смоленска, администратором доходов бюджета города Смоленска по видам, утвержденным Смоленским городским Советом.

В целях реализации своих задач и функций Управление имеет право заключать муниципальные контракты, договоры, соглашения с юридическими лицами в целях эффективного функционирования и совершенствования структуры дорожного комплекса, расположенного на территории г. Смоленск.

В период с (дата) по (дата) ответчик Петраков А.А. занимал должность начальника Управления дорожного хозяйства администрации г. Смоленска.

Анищенкова С.Д. с (дата) была назначена на должность начальника отдела экономики, учета и отчетности Управления дорожного хозяйства администрации г. Смоленска.

(дата) Управлением дорожного хозяйства (заказчик) в лице начальника Петракова А.А. и ООО «<данные изъяты>» (подрядчик), в целях исполнения Управлением мероприятий в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории города Смоленска на (дата) », был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству светофорного объекта на пересечении улиц ... и ... на сумму 2 <данные изъяты> рублей.

Заключение контракта была согласована установленным порядком через автоматизированную программу АЦХ, в том числе с финансово – казначейским управлением администрации города.

При этом согласно п.п. 3.2, 3.4 контракта оплата производится по безналичному расчету на расчетный счет подрядчика после сдачи подрядчиком и приемки заказчиком выполненных забот, на основании выставленного подрядчиком счета-фактуры в течение 30 календарных дней после подписания сторонами акта приемки-передачи выполненных работ. В случае просрочки исполнения заказчиком предусмотрена уплата пени за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня исчисления срока исполнения обязательства в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

(дата) сторонами подписаны акты о приемке и стоимости выполненных работ по формам <данные изъяты> и <данные изъяты> и (дата) подрядчиком выставлен счет на оплату .

(дата) Петраковым А.А. подготовлена заявка на оплату , которая не исполнена ввиду отсутствия в бюджете администрации г. Смоленска денежных средств.

(дата) между ООО «<данные изъяты>» и Петраковым А.А. произведена сверка расчетов для отверждения кредиторской задолженности, однако обязательство по оплате перед подрядчиком исполнено не было.

(дата) и.о. начальника Управления Л.Д.Г. подготовлена повторная заявка на оплату работы ООО «<данные изъяты>», однако исполнена не была.

Решением арбитражного суда Смоленской области от (дата) по делу с Управления дорожного хозяйства администрации г. Смоленска в пользу ООО «<данные изъяты>» взысканы: <данные изъяты> рублей основного долга, <данные изъяты> рублей – пени за период с (дата) по (дата) , <данные изъяты> рублей - судебных расходов. Решение вступило в законную силу (дата) .

В (дата) Управлением дорожного хозяйства администрации г. Смоленска привлечены кредитные ресурсы на погашение дефицита бюджета в сумме <данные изъяты> миллионов рублей, за счет средств которых, в том числе погашен основной долг перед ООО «<данные изъяты>», что подтверждается платежным поручением от (дата) , а также пени и судебные расходы (платежное поручение от (дата) .

Разрешая заявленные требования о необходимости взыскания с должностных лиц в порядке регресса пени и судебные расходы, оплаченные из бюджета муниципального образования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что объективной причиной несвоевременного исполнения контракта явились не противоправные действия ответчиков, а отсутствие в бюджете денежных средств. При этом сами ответчики не были осведомлены о недостаточности лимитов бюджетных обязательств на цели реализации программы «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории г. Смоленска на (дата) », необходимых для исполнения обязательств по оплате цены предусмотренной контрактом от (дата) .

Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с указанными выводами суда.

Как правильно указал суд, Управление дорожного хозяйства является бюджетным учреждением, в силу чего контрагенты могут вступать в договорные отношения с ним только посредством заключения государственного или муниципального контракта в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственный контракт должен заключаться в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

При этом суд правильно установил, что муниципальный контракт от (дата) с ООО «<данные изъяты>» был заключен в целях исполнения мероприятий в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории г. Смоленска на (дата) », утвержденной постановлением администрации г. Смоленска от (дата) -адм.

В (дата) на цели реализации указанной программы были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты> рублей.

Доказательств того, что до начальника Управления дорожного хозяйства администрации г. Смоленска Петракова А.А. и начальника отдела экономики, учета и отчетности Управления Анищенковой С.Д. до заключения спорного контракта с победителем аукциона ООО «<данные изъяты>» была доведена информация о необходимости сокращения лимитов бюджетных ассигнований в материалы дела не представлено.

Так, из дела видно, что муниципальный контракт с ООО «<данные изъяты>» на выполнение работ по возведению светофорного объекта заключен (дата) , (дата) работы были выполнены. В то же время, Финансово – казначейское управление администрации г.Смоленска только (дата) довело информацию о недостаточности денежных средств для покрытия расходов Управления дорожного хозяйства. Подготовленная Петраковым А.А. (дата) заявка на оплату выполненных работ по данному контракту Финансово – казначейским управлением не была исполнена ввиду отсутствия в бюджете администрации г. Смоленска денежных средств.

Таким образом, задолженность по контракту возникла не в результате виновных действий ответчиков, а в результате возникшего дефицита бюджета муниципального образования, который ответчики в данной конкретной ситуации не могли спрогнозировать, что подтверждается представленными письменными и другими доказательствами. Именно в результате отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования и невозможности своевременно погасить задолженность перед ООО «<данные изъяты>» у муниципального образования возникла обязанность выплатить пени за пользование чужими денежными средствами, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства, а также возместить судебные расходы.

Доказательств того, что со стороны ответчиков имело место нецелевое расходование бюджетных денежных средств или расходование сверх предоставленных лимитов на (дата) либо после информирования ответчиков Финансово – казначейским управлением об отсутствии в бюджете администрации г. Смоленска денежных средств прокурором во исполнение положений ст.56 ГПК РФ не представлено.

Доводы представления прокурора о том, что причинения ущерба можно было избежать, если бы в контракте ответчики предусмотрели отсутствие пени за несвоевременную оплату выполненных работ, а также более длительный период (а не 30 дней), в течение которого такая оплата могла быть произведена, несостоятельны, поскольку в соответствии с п.5 ст.34 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы, а согласно п.13.1 ст.34 этого же закона, срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Установив приведенные выше обстоятельства, оценив по правилам ст.67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь положениями п.2 ст.15, ст. 1064, п. 1 ст. 1081 ГК РФ об общих основаниях ответственности за причинение вреда, праве регресса к лицу, причинившему вред, ст.70 ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающих в том числе ответственность должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами, исходя из того, что в порядке регресса могут быть взысканы денежные средства только в случае установления причинно-следственной связи между ущербом и виновными действиями причинителей вреда, а вина ответчиков в несвоевременной оплате выполненных работ по упомянутому контракту с ООО «<данные изъяты>» не установлена, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, то требования прокурора о взыскании с ответчиков денежных средств в порядке регресса удовлетворению не подлежат.

При таком положении судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционного представления, доводы которого проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 8 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. прокурора Промышленного района г. Смоленска Зайцева М.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1491/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Промышленного района г. Смоленска
Ответчики
Петраков Александр Александрович
Анищенкова Светлана Дмитриевна
Другие
администрация г. Смоленска
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Хлебников Анатолий Евгеньевич
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее