Решение по делу № 2-6013/2022 от 31.10.2022

Дело № 2-6013/2022

64RS0045-01-2022-009651-43

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

23 декабря 2022 г. город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Касимова В.О.,

при секретаре Акмырадовой Ш.Д.,

с участием представителя истцов Чеботаревой Ю.К.,

представителей ответчика Крыловой В.Д., Яшковой В.Е.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стекольников В.А., Томкина А.В., Перелыгина Ю.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третьи лица индивидуальный предприниматель Шиловский В.И., Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Саратовской области, министерство финансов Саратовской области, о признании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта незаконным, взыскании денежных средств,

установил:

Стекольников В.А., Томкина А.В. и Перелыгина Ю.В. обратились в суд с вышеуказанным иском.

Требования мотивированы тем, что 10 июня 2022 г. между истцами и ответчиком был заключен государственный контракт на приобретение жилого помещения для детей-сирот. 02 сентября 2022 г. ответчиком в ЕИС размещен протокол заседания комиссии, на котором рассмотрен вопрос об одностороннем расторжении указанного государственного контракта. 14 сентября 2022 г. ответчиком в ЕИС размещен протокол заседания комиссии, на котором рассмотрены вопросы об отмене протокола заседания комиссии от 02 сентября 2022 г. и об одностороннем расторжении указанного государственного контракта.

Полагая указанные решения не соответствующими закону, истцы с учетом принятых судом уточнений просили признать незаконными решения (протоколы) комиссии ответчика по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02 сентября 2022 г. и от 14 сентября 2022 г., признать государственный контракт от 10 июня 2022 г. действующим, взыскать с ответчика в пользу истцов денежные средства во исполнение государственного контракта в сумме 751 692 руб. 20 коп. и компенсацию расходов по оплате государственной пошлины в сумме 10716 руб. 92 коп.

Представитель истцов Чеботарева Ю.К. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представители ответчика Крылова В.Д. и Яшкова В.Е. в судебном заседании против удовлетворения требований возражали.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили, возражений относительно исковых требований не представили.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

По общему правилу обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ или одностороннее изменение условий обязательства не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами и договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Порядок заключения, исполнения и расторжения контрактов, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулирован Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ).

Частью 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ определены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных и муниципальных нужд. К таким способам, в частности, отнесен открытый аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, помимо прочего, следующую информацию:

- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);

- идентификационный код закупки;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» электронной площадки;

- наименование объекта закупки;

- информация о количестве, единице измерения и месте поставки товара;

- срок исполнения контракта;

- начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют;

- размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);

- требования, предъявляемые к участникам закупки, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям;

- информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона ;

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (п. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона;

- обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению;

- проект контракта.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

В этом случае контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 5 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно п. 1 ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8-11, 13-19, 21-23 и 25 ст. 95 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В случае принятия заказчиком предусмотренного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе (п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В случае отмены заказчиком не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе (ч. 14.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В силу пп.пп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) поставляемый товар перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к поставляемому товару;

б) при определении поставщика поставщик представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Из материалов дела следует, что 17 мая 2022 г. министерством строительства и ЖКХ Саратовской области в единой информационной системе в сфере закупок (далее по тексту – ЕИС) размещено извещение об осуществлении закупки жилого помещения в р.п. Духовницкое Саратовской области посредством проведения электронного аукциона.

Согласно приложению к извещению об осуществлении закупки объектом закупки являлось жилое помещение, расположенное в р.п. Духовницкое Саратовской области, площадью не более 39 м2, год постройки – не ранее 1970 г. Кроме того, извещением установлены и иные требования.

ИП Шиловским В.И., действующим от имени Стекольникова В.А., Томкиной А.В. и Перелыгиной Ю.В., являющихся долевыми собственниками (по 1/3 доли) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 33,8 м2, подана заявка на участие в указанной закупке. Согласно заявке жилое помещение построено в 2001 году.

30 мая 2022 г. подведены итоги определения поставщика. Согласно соответствующему протоколу на участие в закупке подана единственная заявка, соответствующая требованиям извещения, в связи с чем принято решение о признании электронного аукциона несостоявшимся, заключении контракта с лицом, подавшим указанную заявку.

10 июня 2022 г. между министерством строительства и ЖКХ Саратовской области (Сторона 2), Стекольниковым В.А., Томкиной А.В. и Перелыгиной Ю.В. (Сторона 1) заключен государственный контракт на приобретение жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу.

Цена контракта составляет 877461 руб. (п. 2.1 Контракта).

Согласно п. 9.7 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу п. 9.8 контракта министерство строительства и ЖКХ Саратовской области вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе, но не ограничиваясь, в случаях:

- отказа Стороны 1 передать Стороне 2 товар;

- существенного нарушения Стороной 1 требований к качеству товара;

- невыполнения Стороной 1 в разумный срок требования о доукомплектовании товара;

- неоднократного нарушения Стороной 1 сроков поставки товара.

В соответствии с п. 9.9 Контракта министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обязано принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если:

- Сторона 1 и (или) товар перестали соответствовать требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки;

- при определении поставщика Сторона 1 представила недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ей стать победителем определения поставщика.

Приложением № 1 к Контракту установлены характеристики передаваемого помещение. В частности, указанным приложением установлено, что дом, в котором расположено жилое помещение, построен в 2001 году.

24 июня 2022 г. зарегистрирован переход жилого помещения в собственность Саратовской области.

12 июля 2022 г. ИП Шиловским В.И. в ЕИС размещены документы, необходимые для приемки жилого помещения.

15 августа 2022 г. администрацией Духовницкого муниципального района Саратовской области в адрес министерства строительства и ЖКХ Саратовской области направлена информация о том, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию в 1989 году.

02 сентября 2022 г. проведено заседание комиссии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта, в ходе которого принято решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта по основанию, предусмотренному п. 9.9 Контракта (Сторона 1 и (или) поставляемый товар перестали соответствовать требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки).

14 сентября 2022 г. проведено заседание комиссии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта, в ходе которого приняты решения об отмене протокола заседания комиссии по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02 сентября 2022 г., а также об отказе в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта по основанию, предусмотренному п. 9.9 Контракта (Сторона 1 и (или) поставляемый товар перестали соответствовать требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки).

Разрешая требования истца о признании незаконными решений комиссии ответчика по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02 сентября 2022 г. и 14 сентября 2022 г., признании государственного контракта действующим, суд приходит к следующим выводам.

Как указывалось ранее, в силу ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта может являться как его правом (в случаях, предусмотренных ГК РФ и заключенным контрактом), так и его обязанностью (в случаях, установленных ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Принимая решение об одностороннем расторжении государственного контракта , комиссия ответчика и 02 сентября 2022 г., и 14 сентября 2022 г. ссылалась на ч.ч. 8 и 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и п. 9.9 Контракта.

Таким образом, контракт расторгнут в связи с тем, что Сторона 1 (истцы Стекольников В.А., Томкина А.В. и Перелыгина Ю.В.) и (или) поставляемый товар (жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>) перестали соответствовать требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.

В чем выражается указанное несоответствие представители ответчика пояснить в судебном заседании не смогли, при этом представитель ответчика Яшкова В.Е. полагала, что в протоколах заседаний комиссии допущены технические ошибки. В чем заключаются указанные ошибки представитель ответчика пояснить суду также не смогла.

Довод ответчика о том, что ИП Шиловским В.И. в заявке неверно указан год постройки жилого помещения (2001 год вместо 1989 года) какого-либо юридического значения для дела не имеет, поскольку размещенное извещение об осуществлении закупки содержало требование о том, что жилое помещение должно быть построено не ранее 1970 года.

На определение победителя закупки указанный факт не повлиял, поскольку заявка, поданная ИП Шиловским В.И., являлась единственной.

Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, соответствует извещению об осуществлении закупки и не переставало ему соответствовать, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для одностороннего расторжения контракта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности решения комиссии ответчика по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта, изложенного в протоколе заседания комиссии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14 сентября 2022 г., об отказе в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта от 10 июня 2022 г. .

Вместе с тем, суд не находит оснований для признания незаконным аналогичного решения комиссии ответчика от 02 сентября 2022 г., поскольку оно самостоятельно отменено ответчиком 14 сентября 2022 г., в связи с чем права истцов на момент рассмотрения дела не нарушает.

Таким образом, поскольку решение об одностороннем расторжении контракта является незаконным, государственный контракт от 10 июня 2022 г. , заключенный между министерством строительства и ЖКХ Саратовской области с одной стороны, Стекольниковым В.А., Томкиной А.В. и Перелыгиной Ю.В. с другой стороны признается судом действующим.

Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о взыскании с ответчика задолженности по оплате государственного контракта от 10 июня 2022 г. , и, как следствие, расходов на оплату государственной пошлины, поскольку объект недвижимости, находящийся в собственности истцов, не соответствует государственному контракту в части года его постройки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Стекольников В.А., Томкина А.В., Перелыгина Ю.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области удовлетворить частично.

Признать решение комиссии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта, изложенное в протоколе заседания комиссии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14 сентября 2022 г., об отказе в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта от 10 июня 2022 г. незаконным.

Признать государственный контракт от 10 июня 2022 г. действующим.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2022 г.

Судья В.О. Касимов

Дело № 2-6013/2022

64RS0045-01-2022-009651-43

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

23 декабря 2022 г. город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Касимова В.О.,

при секретаре Акмырадовой Ш.Д.,

с участием представителя истцов Чеботаревой Ю.К.,

представителей ответчика Крыловой В.Д., Яшковой В.Е.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стекольников В.А., Томкина А.В., Перелыгина Ю.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третьи лица индивидуальный предприниматель Шиловский В.И., Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Саратовской области, министерство финансов Саратовской области, о признании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта незаконным, взыскании денежных средств,

установил:

Стекольников В.А., Томкина А.В. и Перелыгина Ю.В. обратились в суд с вышеуказанным иском.

Требования мотивированы тем, что 10 июня 2022 г. между истцами и ответчиком был заключен государственный контракт на приобретение жилого помещения для детей-сирот. 02 сентября 2022 г. ответчиком в ЕИС размещен протокол заседания комиссии, на котором рассмотрен вопрос об одностороннем расторжении указанного государственного контракта. 14 сентября 2022 г. ответчиком в ЕИС размещен протокол заседания комиссии, на котором рассмотрены вопросы об отмене протокола заседания комиссии от 02 сентября 2022 г. и об одностороннем расторжении указанного государственного контракта.

Полагая указанные решения не соответствующими закону, истцы с учетом принятых судом уточнений просили признать незаконными решения (протоколы) комиссии ответчика по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02 сентября 2022 г. и от 14 сентября 2022 г., признать государственный контракт от 10 июня 2022 г. действующим, взыскать с ответчика в пользу истцов денежные средства во исполнение государственного контракта в сумме 751 692 руб. 20 коп. и компенсацию расходов по оплате государственной пошлины в сумме 10716 руб. 92 коп.

Представитель истцов Чеботарева Ю.К. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представители ответчика Крылова В.Д. и Яшкова В.Е. в судебном заседании против удовлетворения требований возражали.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили, возражений относительно исковых требований не представили.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

По общему правилу обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ или одностороннее изменение условий обязательства не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами и договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Порядок заключения, исполнения и расторжения контрактов, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулирован Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ).

Частью 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ определены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных и муниципальных нужд. К таким способам, в частности, отнесен открытый аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, помимо прочего, следующую информацию:

- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);

- идентификационный код закупки;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» электронной площадки;

- наименование объекта закупки;

- информация о количестве, единице измерения и месте поставки товара;

- срок исполнения контракта;

- начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют;

- размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);

- требования, предъявляемые к участникам закупки, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям;

- информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона ;

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (п. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона;

- обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению;

- проект контракта.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

В этом случае контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 5 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно п. 1 ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8-11, 13-19, 21-23 и 25 ст. 95 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В случае принятия заказчиком предусмотренного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе (п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В случае отмены заказчиком не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе (ч. 14.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В силу пп.пп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) поставляемый товар перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к поставляемому товару;

б) при определении поставщика поставщик представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Из материалов дела следует, что 17 мая 2022 г. министерством строительства и ЖКХ Саратовской области в единой информационной системе в сфере закупок (далее по тексту – ЕИС) размещено извещение об осуществлении закупки жилого помещения в р.п. Духовницкое Саратовской области посредством проведения электронного аукциона.

Согласно приложению к извещению об осуществлении закупки объектом закупки являлось жилое помещение, расположенное в р.п. Духовницкое Саратовской области, площадью не более 39 м2, год постройки – не ранее 1970 г. Кроме того, извещением установлены и иные требования.

ИП Шиловским В.И., действующим от имени Стекольникова В.А., Томкиной А.В. и Перелыгиной Ю.В., являющихся долевыми собственниками (по 1/3 доли) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 33,8 м2, подана заявка на участие в указанной закупке. Согласно заявке жилое помещение построено в 2001 году.

30 мая 2022 г. подведены итоги определения поставщика. Согласно соответствующему протоколу на участие в закупке подана единственная заявка, соответствующая требованиям извещения, в связи с чем принято решение о признании электронного аукциона несостоявшимся, заключении контракта с лицом, подавшим указанную заявку.

10 июня 2022 г. между министерством строительства и ЖКХ Саратовской области (Сторона 2), Стекольниковым В.А., Томкиной А.В. и Перелыгиной Ю.В. (Сторона 1) заключен государственный контракт на приобретение жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу.

Цена контракта составляет 877461 руб. (п. 2.1 Контракта).

Согласно п. 9.7 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу п. 9.8 контракта министерство строительства и ЖКХ Саратовской области вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе, но не ограничиваясь, в случаях:

- отказа Стороны 1 передать Стороне 2 товар;

- существенного нарушения Стороной 1 требований к качеству товара;

- невыполнения Стороной 1 в разумный срок требования о доукомплектовании товара;

- неоднократного нарушения Стороной 1 сроков поставки товара.

В соответствии с п. 9.9 Контракта министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обязано принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если:

- Сторона 1 и (или) товар перестали соответствовать требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки;

- при определении поставщика Сторона 1 представила недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ей стать победителем определения поставщика.

Приложением № 1 к Контракту установлены характеристики передаваемого помещение. В частности, указанным приложением установлено, что дом, в котором расположено жилое помещение, построен в 2001 году.

24 июня 2022 г. зарегистрирован переход жилого помещения в собственность Саратовской области.

12 июля 2022 г. ИП Шиловским В.И. в ЕИС размещены документы, необходимые для приемки жилого помещения.

15 августа 2022 г. администрацией Духовницкого муниципального района Саратовской области в адрес министерства строительства и ЖКХ Саратовской области направлена информация о том, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию в 1989 году.

02 сентября 2022 г. проведено заседание комиссии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта, в ходе которого принято решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта по основанию, предусмотренному п. 9.9 Контракта (Сторона 1 и (или) поставляемый товар перестали соответствовать требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки).

14 сентября 2022 г. проведено заседание комиссии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта, в ходе которого приняты решения об отмене протокола заседания комиссии по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02 сентября 2022 г., а также об отказе в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта по основанию, предусмотренному п. 9.9 Контракта (Сторона 1 и (или) поставляемый товар перестали соответствовать требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки).

Разрешая требования истца о признании незаконными решений комиссии ответчика по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02 сентября 2022 г. и 14 сентября 2022 г., признании государственного контракта действующим, суд приходит к следующим выводам.

Как указывалось ранее, в силу ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта может являться как его правом (в случаях, предусмотренных ГК РФ и заключенным контрактом), так и его обязанностью (в случаях, установленных ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Принимая решение об одностороннем расторжении государственного контракта , комиссия ответчика и 02 сентября 2022 г., и 14 сентября 2022 г. ссылалась на ч.ч. 8 и 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и п. 9.9 Контракта.

Таким образом, контракт расторгнут в связи с тем, что Сторона 1 (истцы Стекольников В.А., Томкина А.В. и Перелыгина Ю.В.) и (или) поставляемый товар (жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>) перестали соответствовать требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.

В чем выражается указанное несоответствие представители ответчика пояснить в судебном заседании не смогли, при этом представитель ответчика Яшкова В.Е. полагала, что в протоколах заседаний комиссии допущены технические ошибки. В чем заключаются указанные ошибки представитель ответчика пояснить суду также не смогла.

Довод ответчика о том, что ИП Шиловским В.И. в заявке неверно указан год постройки жилого помещения (2001 год вместо 1989 года) какого-либо юридического значения для дела не имеет, поскольку размещенное извещение об осуществлении закупки содержало требование о том, что жилое помещение должно быть построено не ранее 1970 года.

На определение победителя закупки указанный факт не повлиял, поскольку заявка, поданная ИП Шиловским В.И., являлась единственной.

Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, соответствует извещению об осуществлении закупки и не переставало ему соответствовать, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для одностороннего расторжения контракта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности решения комиссии ответчика по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта, изложенного в протоколе заседания комиссии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14 сентября 2022 г., об отказе в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта от 10 июня 2022 г. .

Вместе с тем, суд не находит оснований для признания незаконным аналогичного решения комиссии ответчика от 02 сентября 2022 г., поскольку оно самостоятельно отменено ответчиком 14 сентября 2022 г., в связи с чем права истцов на момент рассмотрения дела не нарушает.

Таким образом, поскольку решение об одностороннем расторжении контракта является незаконным, государственный контракт от 10 июня 2022 г. , заключенный между министерством строительства и ЖКХ Саратовской области с одной стороны, Стекольниковым В.А., Томкиной А.В. и Перелыгиной Ю.В. с другой стороны признается судом действующим.

Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о взыскании с ответчика задолженности по оплате государственного контракта от 10 июня 2022 г. , и, как следствие, расходов на оплату государственной пошлины, поскольку объект недвижимости, находящийся в собственности истцов, не соответствует государственному контракту в части года его постройки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Стекольников В.А., Томкина А.В., Перелыгина Ю.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области удовлетворить частично.

Признать решение комиссии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта, изложенное в протоколе заседания комиссии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по рассмотрению вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14 сентября 2022 г., об отказе в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта от 10 июня 2022 г. незаконным.

Признать государственный контракт от 10 июня 2022 г. действующим.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2022 г.

Судья В.О. Касимов

31.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2022Передача материалов судье
07.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
23.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.01.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
23.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее