Судья Сизых Л.С. Дело № 33а-14595/2021
УИД24RS0037-01-2021-001329-33
3.022
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2021 года г.Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сидоренко Е.А.,
судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.,
при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А. административное дело по иску Дмитриева Михаила Юрьевича к администрации г. Назарово Красноярского края, первому заместителю главы города Назарово Красноярского края С.И. Куриловичу о признании действий (бездействия) администрации г. Назарово незаконными
по апелляционной жалобе представителя администрации г.Назарово Качаевой К.Д.
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 24 августа 2021 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации г. Назарово Красноярского края, выразившееся в непринятия мер по уборке строительного мусора с территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Красноярский край, городской округ город Назарово, город Назарово, улица Заречная, земельный участок 10А.
Обязать администрацию г. Назарово Красноярского края в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить уборку строительного мусора с территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Красноярский край, городской округ город Назарово, город Назарово, улица Заречная, земельный участок 10А.
Об устранении допущенного нарушения администрации г. Назарово сообщить участникам процесса и суду в течение 35 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации г. Назарово Красноярского края в пользу Дмитриева Михаила Юрьевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дмитриев М.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации г.Назарово Красноярского края, первому заместителю главы города Назарово Красноярского края С.И. Куриловичу о признании действий (бездействия) незаконными.
Требования мотивировал тем, что 10.03.2021 обратился в администрацию г.Назарово с заявлением о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории бывшей базы МУП БиО по ул. Заречная г. Назарово. 09.04.2021 ему был дан ответ о том, что земельный участок, на котором ранее располагалась база МУП БиО по ул. Заречная, является государственной собственностью, свалка бытового мусора на участке отсутствует, имеются разрушенные кирпичи и строительные материалы, появившиеся вследствие разрушения объектов. Территория земельного участка огорожена, вход на территорию базы закрыт, администрация города Назарово не намерена принимать никаких мер в отношении данного земельного участка до окончания процедуры банкротства МУП «ГСК». После назначения нового конкурсного управляющего администрацией г. Назарово будет направлено требование о соблюдении правил благоустройства г.Назарово и приведении территории в соответствии с указанными правилами.
Считает, что отказ в ликвидации несанкционированной свалки нарушает права административного истца как лица, проживающего в непосредственной близости от нее.
Просил признать незаконным бездействие администрации г. Назарово, первого заместителя главы города Назарово Красноярского края С.И. Куриловича, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории бывшей базы МУП БиО по ул. Заречная;
возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения, приступив к ликвидации указанной свалки.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Назарово Качаева К.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требования, ссылаясь на то, что вывоз строительного мусора, образовавшегося в результате разрушения зданий МУП «ГСК», будет являться вмешательством в хозяйственную деятельность, процедуру банкротства МУП «ГСК» и полномочия по принятию мер в отношении земельного участка и объектов, расположенных на нем, у администрации г.Назарово возникнут лишь после завершения процедуры банкротства муниципального предприятия. Территория участка огорожена бетонным забором, а граждане не имеют свободного доступа на данную территорию, в том числе административный истец. При этом наличие в непосредственной близости жилого дома истца не является нарушением прав истца на благоприятную окружающую среду.
В возражениях на апелляционную жалобу Дмитриев М.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административные ответчики администрация г. Назарово Красноярского края, первый заместитель главы города Назарово Красноярского края С.И. Курилович, заинтересованное лицо МУП «ГСК», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, представитель администрация г. Назарово Качаева К.Д. ходатайствовала о рассмотрении дела без участия административного ответчика. В силу положений ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ, выслушав административного истца Дмитриева М.Ю., поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 10.03.2021 Дмитриев М.Ю. обратился в администрацию г.Назарово с заявлением в котором просит решить ряд вопросов, в том числе немедленно приступить к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории бывшей базы МУП БиО по ул. Заречной в г. Назарово.
Письмом от 09.04.2021 за подписью первого заместителя главы г.Назарово Куриловича С.И. Дмитриеву М.Ю. сообщено об отсутствии у администрации г.Назарово намерений принимать какие-либо меры в отношении земельного участка, направленные на уборку территории, вывоз строительных материалов. Это обусловлено тем, что объекты, находящиеся на земельном участке, переданы в хозяйственное ведение МУП «ГСК». Свалка бытового мусора на земельном участке отсутствует. Разрушенные кирпичи и строительные материалы являются следствием разрушения объектов. В случае назначения конкурсного управляющего последнему будет направлено требование о соблюдении правил благоустройства.
16.12.2020 государственным инспектором Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, составлен акт проведения планового осмотра № 2265. В ходе осмотра установлено, что территория бывшей базы МУП БиО огорожена по периметру бетонным забором и воротами в железном исполнении, которые на момент осмотра были открыты, и территория не охраняется, имеет свободный доступ, какая-либо хозяйственная деятельность на ней не осуществляется. На территории базы, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № отчетливо виднеются хаотично размещенные остатки от кирпичных строений, железобетонных изделий, кирпичей и шифера, обломков досок и веток.
22.12.2020 в адрес администрации г.Назарово Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края направлено информационное письмо о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки и недопущению иных действий, способствующих ухудшению экологической ситуации.
По результатам проверки от 13.05.2021, проведенной Назаровской межрайонной прокуратурой по заявлению Дмитриева М.Ю., установлено, что на земельном участке, расположенном по ул.Заречная № 10 в г.Назарово расположены объекты: нежилое здание № 7 проходная РСУ (полностью разрушено), нежилое здание со складом хранения краски и столярным цехом производственной базы № 4 (частично разрушено), нежилое здание – центральный склад № 6 пом. 2 (частично разрушено). На земельном участке размещены отходы: битый кирпич, куски штукатурки, бетонные блоки, картонные коробки, пластиковые бутылки и другое. Выявлен факт допущения администрацией г. Назарово загрязнения земельного участка отходами. В адрес администрации г.Назарово вынесено представление об устранении нарушений природоохранного, земельного законодательства.
Из материалов дела следует, что нежилое здание «РСУ со складом для хранения краски и столярным цехом», расположенное по адресу г. Назарово, ул. Заречная, владение № 10, зд. № 4, нежилое здание: мастерские по адресу г. Назарово, ул. Заречная, владение № 10 зд. № 5, нежилое здание: центральный склад по адресу г. Назарово, ул. Заречная, владение № 10 зд. № 6 пом. 2, нежилое здание: проходная РСУ по адресу г. Назарово, ул. Заречная, владение № 10 зд. № 7 на основании постановления администрации города Назарово № 1164-п от 06.08.2012 изъяты у МУП «КБО» г.Назарово и переданы МУП «Городская сетевая компания» г. Назарово на праве хозяйственного ведения.
Как следует из материалов дела, право собственности на данный земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположены указанные выше объекты недвижимости, не зарегистрировано, Сведений о том, что он является государственной собственностью, выписка из единого государственного реестра недвижимости не содержит, категория земель: земли населенных пунктов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что наличие строительного и иного мусора, явившегося следствием разрушения зданий, переданных в хозяйственное ведение МУП «ГСК», на территории данного земельного участка, нарушает право в том числе административного истца на экологическое благополучие, благоприятную окружающую среду.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч.1 ст. 51 указанного Федерального закона, ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
Из положений ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Положениями ст.ст.3,5-7 вышеназванного Закона закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодательно предусмотрено взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования как коммунальных так и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.
Как установлено судом первой инстанции, 16.12.2020 на территории земельного участка с кадастровым номером №, обнаружены остатки от кирпичных строений, железобетонных изделий, кирпичей и шифера, обломков досок и веток, а также расположено несколько полуразрушенных объектов недвижимого имущества в кирпичном исполнении. Территория не охраняется, доступ на которую является свободным. Факт размещения на земельном участке, подтвержден результатами проверки, проведенной по заявлению Дмитриева М.Ю. Назаровской межрайонной прокуратурой. В адрес администрации г.Назарово вынесено представление об устранении нарушений природоохранного и земельного законодательства. Договор о передаче полномочий по надлежащему содержанию земельного участка администрацией г.Назарово и МУП «ГСК» не заключался.
При этом земельный участок, на котором расположен строительный мусор, находится в непосредственной близости от жилого дома, принадлежащего административному истцу на праве собственности, что в силу закона нарушает право Дмитриева М.Ю. на экологическое благополучие, благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что администрацией г.Назарово нарушаются требования природоохранного законодательства, поскольку не принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки (строительного мусора), в связи с чем, возложил на административного ответчика обязанность осуществить уборку строительного мусора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вывоз строительного мусора является вмешательством в хозяйственную деятельность, процедуру банкротства МУП «ГСК» отклоняются судебной коллегией, поскольку требования предъявлены не к МУП «ГСК», а к ответчику, соответственно какие-либо права данного лица не затрагиваются, кроме того у ответчика отсутствуют установленные законом основания выступать в защиту МУП «ГСК», которое, участвуя в данном споре, возражений против иска и о нарушении своих прав не высказывало. Обязанность органа местного самоуправления осуществлять организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований предусмотрена законом и не зависит от перечисленных ответчиком обстоятельств.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 24 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: