Дело № 2-1998/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
23 сентября 2021 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Лемешко А.С.,
при секретаре – Гумперенко Л.К.,
с участием истца – Жировой ФИО7.,
представителя истца – Матушевского Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Жировой ФИО7 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, о признании незаконными решения, признании недействительными результатов межевания земельного участка, установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Жирова ФИО7. обратилась с исковым заявлением в суд к ответчику Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее по тексту Департамент), которым утверждены результаты кадастровых работ по межеванию земельного участка площадью 4,96 га по ул. Окопной в г. Севастополе, в части образования земельного участка под домом <адрес> в г. Севастополе с кадастровым номером №; признать недействительными результаты кадастровых работ по межеванию земельного участка площадью 4,96 га по <адрес>, в результате которых сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 1015 кв.м., кадастровый номер № (дом№15); установить границы земельного участка с кадастровым номером №, являющегося придомовой территорией многоквартирного жилого дома <адрес> в г. Севастополе, исходя из фактически сложившегося порядка пользования земельным участком. Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры №4 в многоквартирном жилом доме <адрес> в г. Севастополе. В ноябре 2020 года истцу стало известно о том, что Департаментом сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, расположенные под многоквартирными домами <адрес> в г. Севастополе, в результате чего произошло значительное уменьшение площади придомовых территорий указанных земельных участков сравнительно с существовавшими до 2014 года.
При проведении кадастровых работ по формированию из состава земельного участка под многоквартирными домами земельных участков соответствующих площадей, а также по выделению земельного участка в частную собственность, согласия собственников МКД не испрашивалось, процедура извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> в г. Севастополе Департаментом не соблюдена.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, просили их удовлетворить.
Ответчик Департамент своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, направил письменные возражения, в которых просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильный способ защиты истцом своих прав.
Третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не известил, его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 123 ч. 3 Конституции Российской Федерации, ст. 12 ч. 1 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путём представления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путём высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие с суда обязанности по сбору доказательств.
Руководя ходом процесса, суд представил сторонам возможности по представлению доказательств, в реализации сторонами принципа состязательности, в убеждении суда при помощи различных доказательств в своей правоте в споре.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 45 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что в силу статей 304 и 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Судом установлено, истец Юровская Н.В. является собственником квартиры №5 в жилом доме №13 по ул. Окопной в г. Севастополе. В результате проведенных Департаментом комплексных кадастровых работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом №11 по ул. Окопная в г. Севастополе, сведения о земельном участке были внесены в ЕГРН с присвоением кадастрового номера 91:04:001006:2029.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с п. 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 №7156 «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся до принятия настоящего Решения на территории города-героя Севастополя является собственностью города
Законом города Севастополя от 23.04.2014 №З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определения порядка инвентаризации управления и распоряжения собственностью города Севастополя» в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 №7156 «О статусе города-героя Севастополя» определяется порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014 года.
Согласно ст. 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 №3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» - до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ст. 1 Федерального Закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон №221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости - это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте недвижимости на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов (ст. 16 Закона №221-Ф3).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов (ч. 5 ст. 4 Закона №221-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Закона №221-ФЗ факт постановки объекта недвижимости на кадастровый учет удостоверяется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации кадастровым номером, который присваивается с учетом кадастрового деления территории Российской Федерации.
При этом описание местоположения границ земельного участка, его площадь являются уникальными характеристиками, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 3, 6 части 1 статьи 7 Закона).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек измерения описания границ земельного участка и деления его на части.
Часть 3.1 ст. 25 Закона №221-ФЗ предусмотрено, что, если при постановке на государственный кадастровый учет или при государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее - смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представления дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона №221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территорий или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевание объектов землеустройства представляет собой комплекс работ по установлению на местности границ земельных участков с их закреплением межевыми знаками и определением соответствующих координат. Межевание объектов землеустройства включает в себя, в частности, работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Согласно пунктам 1,3 ст. 39 Закона №221-ФЗ при проведении кадастровых работ, результатом которых является составление межевого плана, для вновь образованного земельного участка или уточнения местоположения границ смежных с ним земельных участков, согласование его границ является обязательным. Предметом согласования является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
По смыслу указанных норм права и применительно к спорным правоотношениям, при уточнении местоположения границ земельного участка в акте согласования местоположения границ должна иметься подпись правообладателя смежного землепользователя в том случае, если изменяются координаты характерных точек смежного земельного участка, влекущие внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. Если при определении координат характерных точек границ уточняемого земельного участка координаты смежной границы не изменяются, то местоположение границ смежного земельного участка не уточняется и согласование с правообладателем не требуется.
В соответствии с бюджетным финансированием и в рамках государственной программы города Севастополя «Развитие земельных и имущественных отношений в городе Севастополе на 2017-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 20.10.2016 № 985-ПП Департаментом предусмотрены задачи по формированию земельных участков под многоквартирными домами, расположенных в городе Севастополе.
В рамках данной Госпрограммы реализуются мероприятия по проведению кадастровых работ и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, в том числе под многоквартирными жилыми домами.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> сформирован в рамках исполнения Государственного контракта, под многоквартирными домами, сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером №.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, с учетом постановления Правительства Севастополя от 30.11.2016 №1145-ПП «Об особенностях образования земельных участков под многоквартирными домами на территория города Севастополя».
Учитывая, что формирование испрашиваемого земельного участка проводилось в рамках Госпрограммы, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по земельным участкам придомовой территории многоквартирных домов на формирование именно в таких границах и с такой площадью, не требуется.
Вместе с тем, изменение площади придомовой территории многоквартирного дома допускается при установлении факта наличия реестровой ошибки.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», разъяснено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 Гражданского кодекса РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст. 10, 12 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
По содержанию ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказыванию подлежат обстоятельства, которые имеют значение для постановления решения по делу и в отношении которых у сторон и иных лиц, которые принимают участие в деле, возник спор.
Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право.
Разрешая заявленный спор, суд, руководствуясь указанными выше нормами, приходит к выводу о том, что истцом избран неверный способ защиты своих нарушенных прав, в связи с чем, не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом споре не усматривается нарушения прав истца со стороны ответчика, которое может быть устранено избранным истцом способом.
Поскольку истцу в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, судебные расходы не распределяются.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Жировой ФИО7 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, о признании незаконными решения, признании недействительными результатов межевания земельного участка, установлении границ земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нахимовский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме принято 28 сентября 2021 года.
Судья Нахимовского районного суда
города Севастополя А.С. Лемешко