Решение по делу № 2а-321/2019 от 11.03.2019

дело № 2а-321/2019

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Рачковская Ю.В.,

рассмотрев в с.Выльгорт 13 мая 2019 года в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми к Шишову А. И., как законному представителю Шишовой М. А., о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Коми (далее – МИФНС №5 по Республике Коми) обратилась с административным иском к Шишову А.И., как законному представителю несовершеннолетней Шишовой М.А. о взыскании задолженности по НДФЛ за 2015 год в размере 9 062 рублей и пени по НДФЛ за период с 16.07.2016 по 24.10.2016 в размере 314 рублей 91 копейки. В обоснование требований указано о направлении в адрес административного ответчика требования об уплате налогов, сборов, пени и штрафов, которое административным ответчиком не исполнено. При обращении с административным исковым заявлением МИФНС №5 по Республике Коми заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

В соответствии со ст. 102 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.

Принимая во внимание, что последнее известное место жительства законного представителя Шишовой М.А. Шишова А.И. находится в Сыктывдинском районе Республики Коми на территорию которого распространяется юрисдикция Сыктывдинского районного суда Республики Коми, суд, руководствуясь положениями ст. 102 и п. 3 ст.291 Кодекса административного судопроизводства РФ, определил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции РФ, а также ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Процедура и сроки взыскания с налогоплательщика – физического лица задолженности по налогам и сборам регламентирована ст. 48 Налогового кодекса РФ и главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, вступившего в законную силу 15.09.2015, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Пунктом 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Рассматривая ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока и не находя правовых оснований для его удовлетворения, суд исходит из следующего.

По правилам п. п. 1 и 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Анализ вышеуказанных норм Налогового Кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Исчисление установленных Налоговым кодексом РФ сроков для принудительного взыскания налога производится исходя из совокупности указанных сроков. Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

На основании статьи 17 Гражданского кодекса РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Статьей 26 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного и уполномоченного представителя.

Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В силу пункта 1 статьи 28 Гражданского кодекса РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

В этой связи родители как законные представители несовершеннолетних детей, являющихся налогоплательщиками, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя Шишова М.А. являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, по которому у нее имеется задолженность.

Из материалов дела следует, что законными представителями Шишовой М.А. являются Шишов А.И. и Шишова Н.Н.

В силу положений Налогового кодекса РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, штрафов, пени, в установленный срок производится взыскание в порядке, установленном ст. 46,47,48 Налогового кодекса РФ.

При этом, в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае суд может обратиться с иском в суд за взысканием указанных сумм.

При этом, принудительное взыскание налогов, сборов, штрафов и пени за пределами установленных Налоговым кодексом РФ сроков, осуществляться не может.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

По смыслу пункта 1 статьи 48, пункта 2 статьи 52, пунктов 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ, налоговое уведомление, требование об уплате налога, а также заявление о взыскании налога адресуются налогоплательщику.

Согласно материалам дела налоговым органом в адрес несовершеннолетней Шишовой М.А. направлялись требования №1670 и 316 об уплате задолженности, которые до настоящего времени не исполнены.

Сведений о направлении каких-либо уведомлений или требований в адрес ее законного представителя Шишова А.И. о наличии у несовершеннолетней Шишовой М.А. задолженности по налогу и пени и необходимости ее уплаты в материалах дела не имеется.

Какие-либо меры принудительного взыскания образовавшейся задолженности налоговым органом не предпринимались.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Таким образом, учитывая, что образовавшаяся задолженность Шишовой М.А. по налогу и пени превышает 3000 рублей, установив, что на дату обращения с настоящим административным исковым заявлением, а именно на 11.03.2019, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки, в связи с пропуском срока, поскольку налоговым органом своевременно не были приняты меры по принудительному взысканию с Шишовой М.А. и ее законных представителей образовавшейся задолженности, руководствуясь положениями ст. 46-48 Налогового кодекса РФ, суд приходит к выводу, что подача заявления в суд с рассматриваемыми требованиями произведена за установленными законодателем пресекательными сроками.

При этом, к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.

Вместе с тем, административным истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу принять меры по взысканию образовавшейся задолженности в установленные законом сроки.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая, что Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми пропущен установленный законом срок для принудительного взыскания пени и штрафов, уважительных причин пропуска срока административным истцом не предоставлено, суд приходит к выводу об отказе в восстановлении административному истцу срока для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст.175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми к Шишову А. И., как законному представителю Шишовой М. А., о взыскании задолженности по НДФЛ за 2015 год в размере 9062 рублей и пени по НДФЛ за период с 16.07.2016 по 24.10.2016 в размере 314 рублей 91 копейки, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ю.В. Рачковская

2а-321/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 5 по РК
Ответчики
Информация скрыта
Шишов Анатолий Иванович
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
26.03.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее