44OS0000-01-2019-000350-59
дело № 3а-376/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2019 г. г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Костиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова Дмитрия Валерьевича к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Кузнецов Д.В. обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником двух нежилых зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7225 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Данный земельный участок отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена по состоянию на 03 июня 2019 года в размере 11 085 751 руб.
Однако согласно отчету №, составленному <данные изъяты>» (оценщик ФИО4), его действительная рыночная стоимость 4 754 000 руб.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости приводит к нарушению прав административного истца, поскольку размер арендной платы исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определённой представленным отчетом.
Определением суда процессуальный статус ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области изменён с заинтересованного лица на административного ответчика.
Административный истец Кузнецов Д.В. в судебное заседание не явился, его представитель адвокат Рыжов В.А. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости обусловлено тем, что с Кузнецова Д.В. как пользователя земельного участка, на котором располагаются принадлежащие ему здания, взыскивается неосновательное обогащение, рассчитанное из размера предполагаемой арендной платы, определяемой на основе кадастровой стоимости участка.
Представитель заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы Павлова А.А. в судебное заседание не явилась, в ранее проведённом по делу судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости приведёт к уменьшению поступлений в местный бюджет, так как снизится размер арендной платы. Замечаний по отчету не высказала.
Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не представили возражений по требованию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу статьи 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как видно из материалов дела, Кузнецов Д.В. с 17 января 2003 года является собственником нежилых зданий (склад и проходная), расположенных по адресу: <адрес> /л.д. 8, 9/.
Эти здания располагаются на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 7225 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> /л.д. 111-126/.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 03 июня 2019 года утверждена в размере 11 085 751 руб. /л.д. 10/.
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка №, составленный <данные изъяты>оценщик ФИО4). Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 03 июня 2019 года определена в отчете в размере 4 754 000 руб. /л.д. 11-134/.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объекта недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Возражения представителя заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы Павловой А.А. против удовлетворения требований, обоснованные недопустимостью снижения поступлений в местный бюджет, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Датой подачи заявления следует считать дату обращения с этим заявлением в суд – 30 октября 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 7225 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 03 июня 2019 года в размере 4 754 000 (четыре миллиона семьсот пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Датой подачи заявления считать 30 октября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов