РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 13 июля 2018 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, административное дело по административному иску
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Марий Эл к Ятмановой Л. Н. о взыскании штрафа за административные правонарушения в области налогов и сборов,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по Республике Марий Эл (МИФНС России № по РМЭ) обратилась в суд с административным иском к Ятмановой Л.Н. с указанным требованием, указав в обоснование на то, что в отношении Ятмановой Л.Н. <дата> вынесено решение о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере <.....> Требование об уплате налога и сбора в порядке ст. 69, 70 НК РФ в адрес Ятмановой Л.Н. не направлялось. Заявлено о восстановлении срока на подачу административного иска по требованию о взыскании штрафа за административное правонарушение в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в сумме <.....>, а при отказе судом в восстановлении срока: предъявлено требование о признании задолженности безнадежной к взысканию и прекращении обязанности по ее уплате.
Дело, исходя из положений п. 3 ст. 291 КАС РФ, рассмотрено судом по правилам главы 33 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 19, 23, 44,45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 2 ст. 45 НК РФ). Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Правила предусмотренные ст. 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п.3 ст. 48 НК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ятманова Л.Н., <дата> года рождения, <дата> была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения с назначением наказания в виде штрафа <.....>
Уполномоченным органом не представлено документов, подтверждающих факты привлечения должника к ответственности и направления требования по предъявленной к взысканию сумме штрафа.
На дату обращения – <дата> в Звениговский районный суд Республики Марий Эл с административным иском, то есть за пропуском срока, административный истец в качестве обоснования уважительности причины пропуска срока подачи заявления, указал на недостаточность ресурсов по реализации процедуры взыскания в полном объеме.
Поскольку возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом, кроме как голословное утверждение о недостаточности ресурса на реализацию процедуры взыскания, не приведено, постольку судом признается, что срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на дату обращения в суд с заявлением о взыскании с Ятмановой Л.Н. штрафа в сумме <.....> налоговый орган утратил право на принудительное взыскание этой суммы в связи с пропуском установленного срока.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей.
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что установленные законом сроки для принудительного взыскания истекли, что позволяет сделать вывод об утрате возможности ее взыскания, а потому соответствующие записи подлежат исключению налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь гл. 15, 292 - 294 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Марий Эл в удовлетворении административного иска о взыскании с Ятмановой Л. Н. штрафа за административное правонарушение в области налогов и сборов, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в сумме <.....>, отказать в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Признать исчисленный в отношении налогоплательщика Ятмановой Л. Н. штраф за административное правонарушение в области налогов и сборов, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в сумме <.....> безнадежным к взысканию, а обязанность по его уплате прекращенной в связи с утратой возможности взыскания.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, с подачей апелляционной жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий С.В. Юпуртышкина