РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Иваново 25 января 2024 года
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Яценко А.Л.,
при секретаре Силантьевой В.В.,
с участием представителя прокуратуры Ивановской области Родионовой О.В., представителя истца Меньшовой И.Н. – Гальцевой Е.А., представителя ответчиков Ивиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ивановской области, в интересах Меньшовой И.Н. к Территориальному управлению социальной защиты населения г. Иваново, Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании решения незаконным, признании права на получение удостоверения, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд в интересах Меньшовой И.Н. к ТУСЗН по г. Иваново, Департаменту социальной защиты населения Ивановской области с иском, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит признать протокол комиссии Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 04.08.2023 № по выдаче удостоверений гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия «Об отказе в выдаче удостоверения «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом», незаконным; признать за Меньшовой И.Н. право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя умершего супруга – Меньшова А.Б.; обязать Департамент социальной защиты населения Ивановской области и Территориальное управление социальной защиты населения г. Иваново выдать Меньшовой И.Н. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя умершего супруга – участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Меньшова А.Б., указывая в обоснование требований следующее.
Прокуратурой области проведена проверка по обращению Меньшовой И.Н., <данные изъяты>, о нарушении её прав в сфере социальной защиты населения. Было установлено, что Меньшова И.Н. в июне 2023 года получила гражданство Российской Федерации, ранее была гражданкой Украины в связи с распадом СССР в 1991 году. Она состояла в зарегистрированном браке с Меньшовым А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ, который являлся участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, инвалидом 2 группы, заболевание связано с работами по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, имел право на льготы и преимущества, установленные действовавшим законодательством Республики Украина для лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается соответствующим удостоверением от 24.04.1996 №. Супруг Меньшовой И.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ. Меньшова И.Н. 11.07.2023 обратилась в ТУСЗН по г. Иваново по вопросу оформления удостоверения вдовы умершего инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставив паспорт гражданина РФ, <данные изъяты>, а также документы на умершего супруга – Меньшова А.Б., который до момента смерти проживал на Украине, и с 1990 года являлся инвалидом второй группы «Заболевание связано с работами по ликвидации аварии на ЧАЭС». Протоколом комиссии Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 04.08.2023 № по выдаче удостоверений гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия, Меньшовой И.Н. отказано в выдаче соответствующего удостоверения на имя Меньшова А.Б. по причине того факта, что последний на момент смерти являлся гражданином иностранного государства, умер на территории Украины. Полагает, что указанное решение Департамента социальной защиты населения Ивановской области противоречит действующему законодательству, ст.ст. 6, 7 Конституции Российской Федерации. Правовые отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется совместным Приказом МЧС России № 253, Минтруда России № 207н, Минфина России № 73н от 21.04.2020. Также истец ссылается на определение Конституционного суда Российской Федерации № 1085-О-П от 16.12.2008, в котором указано, что правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца. Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение социального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения. Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий. В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации. Меры социальной поддержки, предоставляемые вдовам умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются производными от прав самих этих участников, то есть для их получения необходимо, чтобы умерший супруг являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Отсутствие российского гражданства у умершего ликвидатора катастрофы на Чернобыльской АЭС – Меньшова А.Б. не может являться препятствием для выдачи соответствующего удостоверения его вдове, имеющей гражданство Российской Федерации, поскольку погибший исполнил свой долг перед СССР (правопреемником которого является Российская Федерация), а не перед Украиной, гражданство Украины Меньшов А.Б. приобрёл исключительно в связи с распадом СССР, и его вдова имеет права на получение мер социальной поддержки как вдова умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Полагает, что отказ органами социальной защиты в выдаче соответствующего удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС является незаконным, нарушает права Меньшовой И.Н. на получение мер социальной поддержки. Выступая в интересах Меньшовой И.Н., истец ссылается на наличие таковых оснований, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ.
Представитель прокуратуры – Родионова О.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Меньшова И.Н. в судебное заседание не явилась, уполномочила не представление своих интересов представителя.
Представитель Меньшовой И.Н., действующая на основании доверенности Гальгева Е.А., в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить, пояснив, в том числе ранее в судебном заседании, что Меньшовой И.Н., когда она проживала на Украине, была назначена и выплачивалась пенсия как вдове ликвидатора катастрофы на Чернобыльской АЭС, до смерти мужа ей была назначена и выплачивалась пенсия по старости. В настоящее время пенсию на территории Украины она не получает, ранее пенсия перечислялась на банковскую карту, которая на территории России не обслуживается. Для дальнейшего получения пенсии на территории Украины требовалось осенью лично явиться в пенсионный орган Украины для подтверждения данных, чего она не делала, в связи с выездом из страны. Также пояснила, что гражданство Российской Федерации Меньшова И.Н. приобрела летом 2023 года, от гражданства Украины она не отказывалась, так как в г.Харьков осталось имущество. Меньшову А.Б. при жизни была установлена инвалидность в связи с наличием заболевания в результате радиационного воздействия во время работ по ликвидации катастрофы, в которых он принимал участие в 1988 году. Документы, подтверждающие наличие указанного заболевания, присвоения инвалидности Меньшову А.Б., оформленные на территории Украины, истцом Меньшовой И.Н. были приложены к заявлению, оформленному на выданном в социальном учреждении бланке, в действительности она полагала, что обращается с заявлением о выдаче соответствующего свидетельства на имя её умершего мужа для дальнейшей реализации своих социальных прав.
Представитель ответчиков, действующая на основании доверенности Ивина А.И., в судебном заседании требования не признала, в их удовлетворении просила отказать, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, также пояснила, что истцом при подаче заявления не был представлен необходимый пакет документов, факт присвоения умершему мужу истца инвалидности в связи с наличием заболевания, полученного в связи с работой ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, уполномоченным органом на территории Российской Федерации не устанавливался, документы, оформленные на территории другого государства, в подтверждение данного факта не могут быть приняты. Кроме того, подтверждений того, что умерший был задействован в работах по ликвидации аварии на определенной территории, не представлено, в то время как к ликвидаторам, принимавшим участие в данных работах в 1988 году, установлены дополнительные требования. Более подробно позиция ответчиков изложена в письменном отзыве.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации (далее – ГПК РФ) по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, предоставляет каждому права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и возлагает на государство обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод, а равно по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статьи 2, 7, 18, 41 и 42). Это предполагает предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, включая радиационные, и установление системы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в частности катастрофы на Чернобыльской АЭС (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2018 № 11-П).
В судебном заседании установлено, и из материалов дела следует, что Меньшова И.Н. приобрела гражданство Российской Федерации в июне 2023 года, получив ДД.ММ.ГГГГ паспорт гражданина Российской Федерации.
Также установлено, что Меньшова И.Н. имеет гражданство Украины, приобрела его в связи с распадом СССР.
Меньшова И.Н. состояла в зарегистрированном браке с Меньшовым А.Б.
Согласно сведениям из копии военного билета на имя Меньшова А.Б., он с 26.02.1988 по 19.05.1988 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получил дозу облучения 8,18 бэр. Засчитывать в трудовой стаж время работы в 30 км зоне ЧАЭС: в трехкратном размере по 29.02.1988, в полуторократном размере с 01.03.1988 по 19.05.1988.
Из справки войсковой части № от 19.05.1988 № следует, что Меньшов А.Б., призванный на сборы Орджоникидзевским РВК г. Харькова, выполнял служебные обязанности в указанный выше период в войсковой части №.
24.04.1990 Меньшову А.Б. было выдано удостоверение № участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 году.
20.05.1991 Меньшову А.Б. было выдано удостоверение № участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Заключением межрайонной радиологической медико-социальной экспертной комиссии № Министерства здравоохранения Украины 17.06.2013 была установлена группа инвалидности – первая «А», причина инвалидности – заболевание получено при исполнении обязанностей в/сл. При ЛПА на ЧАЭС.
25.04.2013 Меньшову А.Б. выдано удостоверение как инвалиду 2 группы, имеющему право на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны – инвалидов войны. Согласно вкладышу к данному удостоверению от 18.06.2013, предъявитель этого удостоверения является инвалидом 1 группы и имеет право на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны – инвалидов войны.
Согласно свидетельству о смерти Меньшов А.Б. умер ДД.ММ.ГГГГ, место смерти – Украина, Харьковская область, г. Харьков.
Из экспертного заключения Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссии по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти с действием ионизированного излучения и других вредных последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выданного 04.03.2014 родственникам Меньшова А.Б., заболевание, приведшее к смерти, да, связано с выполнением обязанностей военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (установлен основной диагноз – <данные изъяты>).
19.02.2014 Меньшовой И.Н. Управлением труда и социальной защиты населения администрации Орджоникидзевского района Харьковского городского совета выдано удостоверение члена семьи погибшего, из которого следует, что предъявитель этого удостоверения имеет право на льготы, установленные законодательством Украины для семей погибших (умерших) ветеранов войны.
01.04.2014 Меньшовой И.Н. выдано удостоверение № С супруги умершего гражданина из числа (ликвидаторов) категории первой, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой, предъявитель удостоверения имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом Украины «Про статус и социальную защиту граждан, которые пострадали вследствии Чернобыльской катастрофы».
В Российской Федерации в настоящее время данный вопрос регламентируется Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991№ 1244- I.
Данный закон гарантирует возмещение вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы здоровью и имуществу граждан, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (ст. 3).
В силу ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, отнесены различные категории граждан, в число которых входят, в том числе:
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1);
- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (пункт 2);
- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (пункт 3);
- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения (пункт 4).
По смыслу положений ст.ст. 15, 24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выдаются соответствующие удостоверения, подтверждающие их статус, установленный им в соответствии с частью 1 статьи 13 данного Закона, и право на меры социальной поддержки.
Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой ст. 13 указанного Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 указанного Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС регламентирован Приказом МЧС России № 253, Минтруда России № 207н, Минфина России № 73н от 21.04.2020 "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы регламентирован Приказом МЧС России № 728, Минздавсоцразвития России № 832, Минфина России № 166н от 08.12.2006 "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы" (далее – Порядок).
В соответствии с п. 2 указанного Порядка удостоверения выдаются, в том числе членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991№ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В судебном заседании установлено, что Меньшова И.Н. 11.07.2023 обратилась в ТУСЗН по г. Иванову с заявлением о выдаче ей удостоверения вдовы гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, предоставив следующие документы:
- удостоверение супруги умершего гражданина из числа (ликвидаторов) категории первой, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой № С, выданное Меньшовой И.Н. Харьковского областной государственной администрацией 01.04.2014,
- удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана войны серии №, выданное Меньшовой И.Н. Управлением труда и социальной защиты населения Орджоникидзевского района Харьковского городского совета 19.02.2014,
- справку серии № от 17.06.2013 №, выданную Межрайонной радиологической медико-социальной экспертной комиссией № 2, об установлении Меньшову впервые бессрочно первой группы инвалидности от заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС;
- справку серии № от 17.06.2013 №, выданную Межрайонной радиологической медико-социальной экспертной комиссией № 2 Управления здравоохранения Харьковской областной государственной администрации, об установлении Меньшову А.Б. впервые бессрочно с 17.06.2013 100% степени утраты профессиональной трудоспособности;
- решение Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссии по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти с действием ионизированного излучения и других вредных последствий аварии на Чернобыльской АЭС, от 04.03.2014 № об установлении причинной связи заболевания и инвалидности Меньшова А.Б. с выполнением обязанностей военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- свидетельство о смерти ДД.ММ.ГГГГ Меньшова А.Б., №, выданное отделом государственной регистрации актов гражданского состояния города Харьков регистрационной службы Харьковского государственного управления юстиции 07.02.2014,
- удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС серии №, выданное Меньшову А.Б. Орджоникидзевским районным военкоматом г. Харьков 20.05.1991 (без указания года участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС),
- удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году №, выданное Меньшову А.Б. Исполнительным комитетом Харьковского областного совета народных депутатов 24.04.1990;
- дубликат удостоверения инвалида 2 группы ветерана войны – инвалида войны серии №, выданного Меньшову А.Б. Управлением труда и социальной защиты населения администрации Орджоникидзевского районо Харьковского городского совета 25.04.2013,
- свидетельство о заключении брака с Меньшовым А.Б.,
- паспорт гражданина РФ на имя Меньшовой И.Н.,
- справку войсковой части № с. Ораное Киевской области от 19.05.1988 № о том, что Меньшов А.Б. выполнял служебные обязанности в войсковой части № с 26.02.1998 по 19.05.1988,
- свидетельство о регистрации по месту пребывания,
- СНИЛС.
Протоколом № от 04.08.2023 комиссии Департамента социальной защиты населения Ивановской области по выдаче удостоверений гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия Меньшовой И.Н. отказано в выдаче удостоверения «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом» на имя Меньшова А.Б. в связи с его смертью, который умер на территории Украины, являясь на момент смерти гражданином иностранного государства.
Оценивая доводы истца, ответчика суд исходит из следующего.
В Определении от 16.12.2008 № 1085-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки. Названная норма, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 960-О-П). В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как следует из части 7 статьи 24 Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относится в том числе, заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.
Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 № 289 "Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов". Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Указанный нормативный акт не содержит указаний на возможность установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, иными органами, кроме Межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, созданному Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на базе специализированного многопрофильного медицинского учреждения.
Из Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) следует, что речь идет о способах защиты уже имеющихся прав и не подразумевает наделение граждан государств - участников конвенции правами граждан конкретного государства, не дает права гражданину требовать на территории РФ предоставления льгот, установленных законодательством другого государства.
Лицам, имеющим экспертные заключения, выданные межведомственными экспертными советами стран СНГ и переселившимися на постоянное место жительства в РФ, необходимо подтверждать в российских межведомственных советах в отношении соответствия их решений российскому законодательству. Заключения экспертных советов стран ближнего зарубежья принимаются во внимание, если они выданы до распада СССР, поскольку в тот период действовал общий порядок установления причинной связи заболеваний.
Документы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, полученные после 01.01.1992 на территории другого государства, на территории РФ не действительны, так как Республика Украина и Российская Федерация с 1991 года являются независимыми и самостоятельными государствами. Основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с Положением о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 № 289.
В соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Однако, представленное истцом решение Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссии по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти с действием ионизированного излучения и других вредных последствий аварии на Чернобыльской АЭС, от 04.03.2014 № об установлении причинной связи заболевания и инвалидности Меньшова А.Б. с выполнением обязанностей военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не может заменить заключение Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи ввиду того, что Межправительственное соглашение государств - участников СНГ от 09.09.1994 о социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний не содержит положений о безусловном принятии документов, исходящих от государств - участников указанного Соглашения, подтверждающих статус инвалидов-чернобыльцев, и согласно постановлению Правительства РФ от 24.06.2003 № 364 "О намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств" Россия вышла из этого соглашения.
Меньшов А.Б. был гражданином другого государства, умер на территории другого государства, на территории Российской Федерации его диагноз Российским межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности не подтверждался.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Департаментм социальной защиты населения Ивановской области обоснованно отказано истцу Меньшовой И.Н. в выдаче удостоверения "получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом" на имя её умершего мужа Меньшова А.Б., в связи с чем требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ивановской области, в интересах Меньшовой И.Н. к Территориальному управлению социальной защиты населения г. Иваново, Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании решения незаконным, признании права на получение удостоверения, возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Яценко А.Л.
Мотивированное решение составлено 05.02.2024.