Дело №2-200/2021
УИД 11RS0001-01-2019-011771-08
РЕШЕНИЕ (заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
с участием прокурора Иванова Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 26 марта 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Лобановой О.А., Ерусалимовой В. И. к ООО «Продспецтранс», ООО «ТК «АвтоГАЗкомплект» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Лобанова О.А. и Ерусалимова В.И. обратились в суд с иском к ООО «СпецАвтоТранс» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного гибелью близкого человека в размере 1 000 000 рублей и 2 000 000 рублей соответственно. В обоснование заявленных требований указали, что 16.05.2018 в результате затопления гусеничного вездеходного тягача ГАЗ-71, инв. №, принадлежащего ООО «СпецАвтоТранс», погиб Ерусалимов А.А., работающий у ИП Шкарпов О.Г. Ерусалимов А.А. являлся сыном Ерусалимовой В.И. и братом Лобановой О.А. В связи с гибелью Ерусалимова А.А. истцы испытывали физические и нравственные страдания в связи с утратой близкого человека. Автотранспорт, на котором погибли семь человек, включая Ерусалимова А.А., принадлежал ответчику – ООО «СпецАвтоТранс».
В ходе рассмотрения дела истец Лобанова О.А. уточнила заявленные требования, просила взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
На основании определения Сыктывдинского районного суда от 14.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Коржов В.С..
На основании определения Сыктывдинского районного суда от 26.01.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Продспецтранс».
На основании определения Сыктывдинского районного суда от 15.02.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «ТК «АвтоГАЗкомплект», а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Ластовецкий В.М.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.03.2021 производство по гражданскому делу по исковому заявлению Лобановой О.А., Ерусалимовой В.И. к ООО «СпецАвтоТранс», ООО «Продспецтранс», ООО «ТК «АвтоГАЗкомплект» о взыскании компенсации морального вреда в части требований к ООО «СпецАвтоТранс» прекращено.
Истец Ерусалимова В.И., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.
Истец Лобанова О.А. и представитель истцов Парначева Л.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования, дополнительно пояснили, что Ерусалимова В.И. после смерти сына была морально истощена, в связи с переживаниями у неё отказали ноги и ей была установлена вторая группа инвалидности. Ерусалимов А.А. помогал маме финансово и физически, заготавливал на зиму дрова. Также указали, что не возражают против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Ответчики ООО «Продспецтранс», ООО «ТК «АвтоГАЗкомплект», а также третьи лица Коржов В.С. и Ластовецкий В.М., надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что 30.04.2018 между ИП Шкарповым О.Г. и Ерусалимовым А.А. заключен договор возмездного оказания услуг водителя №. Срок действия данного договора установлен до 16.05.2018.
Ерусалимов А.А. работал вахтовым методом при значительном удалении места работы от места постоянного проживания.
16.05.2018 Ерусалимов А.А. погиб во время следования с места работы в качестве пассажира на транспортном средстве гусеничном тягаче ГАЗ-71, инв. № под управлением Коржова В.С.
Коржов В.С., управляя гусеничным транспортером ГАЗ-71, государственный регистрационный знак «№», приблизившись к ручью Большой Кремень-Ель Печорскою района Республики Коми в точке с географическими координатами №° принял решение о преодолении данного ручья, не предприняв мер к высадке пассажиров из кунга гусеничного транспортера перед ручьем.
По ходу движения гусеничного транспортера ГАЗ-71 под управлением Коржова B.C., его правая гусеница потеряла сцепление с поверхностью грунта, в результате чего транспортер резко потянуло вправо по направлению течения ручья. Коржов B.C., имея необходимый опыт и навыки работы по управлению гусеничной техникой, предпринял попытки выехать из указанного ручья, однако каких-либо результатов это не дало, в связи с чем. Коржов В.С. заглушил двигатель транспортера, после чего, гусеничный транспортер ГАЗ-71 вместе с пассажирами, которые находились в кунге стал быстро погружаться в воду.
В результате быстрого затопления вышеуказанною транспортера, пассажиры Колобанов В.В., Хозяинов В.М., Ачкасов А.В., Борисенков В.В., Теньков С В., Лободенко Д.В., Ерусалимов А.А. не смогли выбраться из него, и утонули.
Смерть Колобанова В.В., Хозяинова В.М., Ачкасова А.В., Борисенкова В.В.. Тенькова С.В., Лободенко Д.В., Ерусалимова А.А. наступила вследствие <данные изъяты>
Из представленной суду Государственной инспекцией Гостехнадзора г. Ухты информации следует, что собственником транспортного средства гусеничного вездеходного тягача ГАЗ-71, инв. № с <дата> является ООО «Продспецтранс».
При этом, 30.12.2017 ООО «Продспецтранс» продало данное транспортное средство ООО «СпецАвтоТранс», которое в установленном порядке его на учет в Государственной инспекцией Гостехнадзора г. Ухты не поставило.
08.01.2018 ООО «СпецАвтоТранс» заключило с ООО «ТК «АвтоГАЗкомплект» договор аренды транспортного средства с экипажем №-САТ для последующей ею эксплуатации на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» структурного подразделения Общества - КЦНГД-2 ООО «Лукойл-Коми» TIIII «Лукойл-Ухтансфтегаз». Объектом аренды по договору является гусеничный транспортер Г"АЗ-71. В соответствии с условиями договора срок аренды установлен с 08.01.2018 по 30.11.2018.
В соответствии с Уставом ООО «Транспортная компания «АвтоГАЗкомплект» целью деятельности общества является извлечение прибыли посредством, помимо прочего, деятельности автомобильного грузового автотранспорта и услуг по перевозкам, технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, аренда и лизинг прочих сухопутных транспортных средств и оборудования.
Таким образом, на момент дорожно-транспортного происшествия транспортное средство - гусеничный вездеходный тягач ГАЗ-71, инв. № находилось в пользовании ООО «ТК «АвтоГАЗкомплект».
Указывая на то, что в связи с трагической гибелью сына и брата истцам причинены нравственные страдания, Лобанова О.А. и Ерусалимова В.И. обратились в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (статьи 2 и 7, часть 1 статьи 20, статья 41 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации жизнь и здоровье человека являются благами, имеющими конституционное значение.
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты соответствующие законодательные акты, направленные на защиту здоровья граждан и возмещение им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Общие положения, регламентирующие условия, порядок, размер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (глава 59).
Согласно статье 1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно ч.1 ст.1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
На основании положений ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно положениям п. 1 статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В силу разъяснений, содержащихся пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10, степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Необходимо отметить, что семейная жизнь, в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека, охватывает существование семейных связей, как между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, так и между другими родственниками.
Как указано выше, Ерусалимова В.И. является матерью погибшего во время следования в качестве пассажира в гусеничном тягаче Ерусалимова А.А., а Лобанова О.А. – его сестрой.
В момент затопления транспортное средство гусеничный вездеход ГАЗ-71, государственный регистрационный знак – код № находилось в пользовании ответчика ООО «ТК «АвтоГАЗкомплект» на основании договора от 08.01.2018.
Таким образом, законным владельцем источника повышенной опасности, в результате деятельности которого наступила смерть Ерусалимова А.А., является ООО «ТК «АвтоГАЗкомплект».
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истцов, суд учитывает, что они, как близкие родственники погибшего, испытали и продолжают испытывать физические и нравственные страдания в результате утраты сына и брата.
Трагической гибелью Ерусалимова А.А. истцам причинены нравственные и физические страдания, преждевременная смерть близкого человека оборвала семейные связи, нарушила личные неимущественные права истцов.
У Ерусалимовой В.И. после смерти сына ухудшилось состояние здоровья, она неоднократно обращалась за помощью к врачу, вызывала скорую помощь на дом, в настоящее время самостоятельно передвигаться не может (<данные изъяты>), получила инвалидность второй группы <данные изъяты>.
По убеждению суда, факт причинения истцам морального вреда не подвергается сомнению, поскольку они, безусловно, испытывали нравственные страдания, обусловленные переживанием за жизнь сына и брата, произошедшее бесспорно нарушило психо-эмоциональное благополучие близких родственников Ерусалимова А.А.
В рассматриваемом случае суд полагает необходимым учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, который в определении от 18.01. 2005 № 131-О по запросу Волгоградского гарнизонного военного суда о проверке конституционности части 8 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ указал, что уголовно-процессуальное законодательство к числу близких родственников погибшего в результате преступления относит супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку и внуков (пункт 4 статьи 5 УПК РФ).
По смыслу закона, каждое из перечисленных лиц в случае причинения ему вреда наступившей в результате преступления смертью близкого родственника имеет право на защиту своих прав и законных интересов в ходе уголовного судопроизводства. Переход прав потерпевшего лишь к одному из его близких родственников, сам по себе не может рассматриваться как основание для лишения прав всех иных близких родственников. Предназначение определения, в законе близких родственников погибшего состоит не в том, чтобы ограничить число лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве потерпевших, а в том, чтобы определить круг близких родственников погибшего.
Из указанных выше правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что определение размера компенсации морального вреда законодателем отнесено к исключительной компетенции суда.
При определении размера названной компенсации, суд принимает во внимание фактические обстоятельства дела, характер и степень нравственных страданий истцов, перенесенных в связи с гибелью близкого родственника, боль утраты которого является невосполнимой, и с учетом изложенного, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, определяет размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу Ерусалимовой В.И. в размере 1000 000 рублей, а в пользу Лобановой О.А. – 500 000 рублей.
Поскольку истец в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данной категории дел освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в размере 600 рублей.
Руководствуясь ст.194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Лобановой О.А., Ерусалимовой В. И. удовлетворить.
Взыскать с ООО «ТК «АвтоГАЗкомплект» в пользу Ерусалимовой В. И. компенсацию морального вреда, причиненного смертью сына Ерусалимова А. А. в размере 1000 000 рублей.
Взыскать с ООО «ТК «АвтоГАЗкомплект» в пользу Лобановой О.А. компенсацию морального вреда, причиненного смертью брата Ерусалимова А. А. в размере 500 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Лобановой О.А. и Ерусалимовой В. И. к ООО «Продспецтранс» отказать.
Взыскать с ООО «ТК «АвтоГАЗкомплект» в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» государственную пошлину в размере 600 рублей.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 02.04.2021.
Судья Е.А. Долгих