Судья Анищенко Т.В.
Дело № 7-2742/2019 / 21-1658/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 26 декабря 2019 г. в г. Перми жалобу Смирнова Сергея Сергеевича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 16 сентября 2019 года, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 13 ноября 2019 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю № 584 от 16 сентября 2019 г. должностное лицо - начальник хозяйственного отдела Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" (далее по тексту – ФГБОУВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет") Смирнов С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 13 ноября 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, Смирнов С.С. просит отменить акты по делу об административном правонарушении, и прекратить производство по делу. В обоснование заявленных требований указано, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения Смирновым С.С. норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления; наличия реальной угрозы причинения вреда окружающей среде или тяжести наступивших последствий. Полагает, что университет не осуществлял сбор отходов, поскольку лишь накапливал отходы опасности для дальнейшей передачи третьим лицам. Вмененное административное правонарушение просит признать малозначительным.
Заявитель жалобы, защитник, извещенные надлежащим образом, в судебном заседании в краевом суде участия не принимали.
Прокурор Синева А.М. и представитель административного органа Лахмакова Т.Г. возражали против доводов жалобы.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г.) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. на юридических лиц при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возлагаются определенные обязанности. К таким обязанностям относится как соблюдение федеральных норм и правил и иных требований в области обращения с отходами (абзац второй пункта 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно частью 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
На основании части 6 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Как видно из материалов дела Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Пермского края от 8 июля 2019 г. № 7/1-29-2019 г. проведена проверка по информации ПКГУП "***" в части отказа ФГБОУ "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
На территории Пермского края деятельность по обращению с ТКО осуществляет региональный оператор ПКГУП "***".
Согласно выписки из приказа № 03/471 от 12 августа 2013 г. о приеме Смирнова С.С. на работу на должность начальника хозяйственного отдела ФГБОУ "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", п. 2 Должностной инструкции начальника хозяйственного отдела, разделом 7 Устава Университета, является лицом осуществляющий обязанности по обеспечению хозяйственного обслуживания и надлежащего содержания территории, помещений, зданий и сооружений университета в соответствии с требованиям санитарных, природоохранных и противопожарных норм и правил.
В процессе хозяйственной деятельности ФГБОУ "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" образуются следующие отходы: мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) (ФККО 7 3 100 01 72 4); отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (ФККО 7 31 110 01 72 4); отходы от упаковочного картона незагрязнённые (ФККО 4 05 183 01 60 5); тара деревянная утратившая потребительские свойства, незагрязненная (4 04 140 00 51 5).
28 января 2019 г. по результатам электронного аукциона ФГБОУВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" заключён договор с ООО "***" на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации отходов. Решение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию утилизации отходов принято на основании служебной записки начальника хозяйственного отдел Смирнова С.С. о расчёте стоимости сбора, транспортирования, обработки и утилизации ТКО.
31 января 2019 г. ФГБОУВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" уведомило регионального оператора - ПКГУП "***" о заключении с ООО "***" договора и просило неосуществлении мероприятий по сбору ТКО и контейнеров Учреждения.
В связи с чем, начальник хозяйственного отдела ФГБОУ "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" Смирнов С.С., осуществляющий обязанности по обеспечению хозяйственного обслуживания и надлежащего содержания территории, помещений, зданий и сооружений университета, не принял меры по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ПКГУП "***", осуществляющим деятельность по сбору ТКО.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Смирнова С.С. к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельства нарушения Смирновым С.С. требований природоохранного законодательства, подтверждаются протоколом об административном правонарушении, отчетностью об образовании использовании обезвреживании и размещении отходов, другими собранными по делу доказательствами.
Вопрос о наличии вины Смирнова С.С. в совершении вмененного административного правонарушения исследован как должностным лицом административного органа, так и судьей районного суда, вина должностного лица установлена, соответствующие выводы отражены в оспариваемых постановлении и решении.
Всем собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и сделан обоснованный вывод о том, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований подтверждены достоверными доказательствами.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой, данной имеющимся по делу доказательствам, не влечет отмену оспариваемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Действия Смирнова С.С. правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ не влекут отмену решения судьи районного суда.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Ссылка заявителя жалобы на обстоятельства отсутствия признаков пренебрежительного отношения заявителя к исполнению публично-правовых обязанностей опровергается фактом не заключения договора по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Учитывая характер вмененного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий не свидетельствует о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств, оснований для которой судья краевого суда не усматривает.
Постановление о привлечении Смирнова С.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Смирнову С.С. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Смирнова С.С. допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 16 сентября 2019 года, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 13 ноября 2019 г. оставить без изменения, жалобу Смирнова Сергея Сергеевича – без удовлетворения.
Судья: подпись.