Дело 12-10/2020
РЕШЕНИЕ
г.Нолинск, Кировской области 14 мая 2020 года
Судья Нолинского районного суда Кировской области Лаптева И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Девятых Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» Козлова А.В. на постановление <№> государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. от 10 февраля 2020г. о назначении административного наказания по делу <№>, которым ООО «Эко-Трейд», юридический адрес: 613440, Кировская область, г. Нолинск, ул. <адрес>», ИНН <№>, КПП <№>, ОГРН <№>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением <№> государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. от 10.02.2020г. о назначении административного наказания по делу <№>, ООО «Эко-Трейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Согласно постановлению, по результатам экологического контроля, осуществленного Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой, отделом государственной экологической экспертизы и нормирования, установлено умышленное искажение ООО «Эко-Трейд» информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, содержащейся в характеристике объекта размещения отходов <№>-З-00479-010814, эксплуатируемого ООО «Эко-Трейд» полигон ТБО «Нолинский», расположенный по адресу: Кировская oбласть, Нолинский район в 4 км от г. Нолинска в районе д.Чащино, составленной по результатам инвентаризации, проведенной в 2018 году и поступившей в Управление Росприроднадзора 06.08.2019. Своими действиями ООО «Эко-Трейд» нарушило требования ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов".
Директор ООО «Эко-Трейд» Козлов А.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В обоснование жалобы указал, что расхождение в отчетности Общества в период с 2014 по 2018 г.г. в сторону уменьшения связано с тем, что в указанный период применялись разные способы учета размещенных отходов, что не свидетельствует об умышленном искажении информации. Указывает, что в настоящее время учет количества размещенных отходов определяется в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
До вступления в силу вышеуказанных правил, то есть до 15.06.2016, количество размещенных отходов производилось иным способом, то есть без учета веса и плотности непосредственно размещенных отходов, а исходя из вместимости стандартных контейнеров на площадках для сбора отходов или объема кузова мусоровоза.
Кроме этого отмечает, что с принимаемыми ООО «ЭКО-ТРЕЙД» отходами, размещенными на полигоне ТБО, в силу естественных причин происходят биохимические процессы, а также поглощение их биологическими организмами, в результате чего происходит уменьшение массы размещенных отходов.
Считает, Общество не допускает нарушений действующего законодательства, ответственность за которое предусмотрено ст. 8.5 КоАП РФ, в связи с чем постановление об административном правонарушении по делу <№> является незаконным и необоснованным, а дело об административном правонарушении подлежащим прекращению по п.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Полагает, вменяемое в вину ООО «ЭКО-ТРЕЙД» правонарушение не нанесло значительного вреда окружающей среде и природно-ресурсному потенциалу, не нарушает права граждан, гарантированные Конституцией РФ, что позволяет в случае принятия решения о виновности Общества в соответствующем административном правонарушении, применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В отзыве на жалобу временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области, приведены те же обстоятельства, что изложены в постановлении о назначении административного наказания. Указано, что установлено искажение ООО «Эко-Трейд» экологической информации, содержащейся в характеристике объекта размещения отходов (далее – ОРО) полигона ТБО «Нолинский» по инвентаризации, проведенной в 2018 году, и на основании служебной записки отдела государственной экологической экспертизы и нормирования от 08.08.2019 № 01/78. Считают информацию, представленную ООО «Эко-Трейд» 06.08.2019 в Управление о количестве размещенных на ОРО отходов, а именно, в характеристике ОРО, недостоверной, что подтверждается письмом Росприроднадзора от 08.10.2019 № АА-10-02-32/27706 «О ведении государственного реестра объектов размещения отходов». Ссылка Общества на п. 10 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", по мнению Управления, необоснованна, так как постановление применяется к деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и не является источником информации для инвентаризации объектов размещения отходов, установленных п.5 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49. Полагают об умышленном искажении информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов ООО «Эко-Трейд». Просят постановление о назначении административного наказания от 10.02.2020 <№> по делу <№> оставить без изменения, жалобу Общества – без удовлетворения. Ходатайствуют о рассмотрении дела без участия представителя Управления.
Директор ООО «Эко-Трейд» Козлов А.В., надлежаще извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. Данное ходатайство оставлено судом без удовлетворения.
Представитель Росприроднадзора по Кировской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия.
Судья, руководствуясь п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежаще извещенных законного представителя юридического лица, представителя Росприроднадзора по Кировской области.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В целях реализации ст. 11 вышеуказанного Федерального закона Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, которые устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее - объекты размещения отходов). Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.5.2 КоАП РФ.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит, в том числе и в умышленном искажении полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов полученных при осуществлении производственного экологического контроля.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры, установившей искажение экологической информации, содержащейся в характеристике объекта размещения отходов (ОРО) полигона ТБО «Нолинский» по результатам инвентаризации, проведенной в 2018 году (вход. от 06.08.2019 №01/9389) 27.01.2020г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «Эко-Трейд» составлен протокол <№> об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ о том, что ООО «Эко-Трейд» зарегистрировано МИФНС № 14 по Кировской области 30.06.2015, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, основным видом деятельности предприятия являются сбор отходов (ОКВЭД 38.1). В соответствии с федеральным государственным реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ООО «Эко-Трейд» осуществляет
хозяйственную деятельность на Полигоне ТБО «Нолинский», расположенном по адресу: Кировская oбласть, Нолинский район в 4 км от г. Нолинска в районе д.Чащино, относящимся к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство об актуализации учетных сведений от 18.11.2019 DK6MNBD3, код объекта НВОС 33-0143-001087-П, категория риска - средняя). Общество осуществляет деятельность по размещению отходов IV-V классов опасности на объекте размещения отходов № 43-00019-3-00479-010814. 06.08.2019 в Управление поступила характеристика данного эксплуатируемого объекта размещения отходов (ОРО), составленная по результатам инвентаризации, проведенной в 2018г., согласно которой указано количество размещенных на ОРО отходов равное 4878,3 т. Вместе с тем в характеристике ОРО, составленной по результатам инвентаризаций, проведенной 01.01.2014, на основании которой ОРО включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГОРОРО), указано количество размещенных на ОРО отходов равное 11602,116 т. В соответствии с федеральной статистической отчетностью по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, и размещении отходов производства и потребления», представленными Обществом в Управление, на ОРО размещено отходов соответственно: в 2014 году 2315 т; в 2015 году 3114 т; в 2016 году 2425 т; в 2017 году 591 т; в 2018 году 1112 т.
По информации, направляемой ООО «Эко-Трейд» в Управление ежегодно в форме письма, количество размещенных на ОРО отходов составляет соответственно: 13918 т на 31.12.2014; 17032 т на 31.12.2015; 19808 т на 31.12.2016; 4878 т на 31.12.2017 (по акту инвентаризации массы отходов, размещенных на полигоне, и копии справки, выданной ООО «Эко-Трейд» Нолинским представительством КОГУП «БТИ»); 5990 т на 31.12.2018.
Таким образом, информация представленная 06.08.2019 в Управление о количестве размещенных на ОРО отходов, а именно в характеристике ОРО является недостоверной, что подтверждается письмом Росприроднадзора от 08.10.2019 № АА-10-02-32/27706 «О ведении государственного реестра объектов размещения отходов». Согласно данному письму, ООО «Эко-Трейд» в графе 10 «Размещено всего» харакгеристики ОРО указал информацию о количестве размещенных отходов на ОРО в размере 6969 куб.м (47878,3 т). Характеристика ОРО, представленная ранее ООО «Эко-Трейд» (ОРО включен в ГРОРО приказом Росприроднадзора от 01.08.2017 №479), содержала информацию о количестве размещенных отходов на ОРО в размере 11602 т. Учитывая, что в период с 2014 года по 2018 год согласно информации, представленной в Управление Росприроднадзора по Кировской области, ООО «Эко-Трейд» осуществляло размещение отходов производства и потребления с учетом статистической информации по форме 2-ТП (отходы) в размере 9557 т, количество размещенных отходов не может уменьшатся. Характеристика ОРО, в которой содержится недостоверная информация о количестве размещенных отходов не может являться основанием для принятии решения Росприроднадзором о внесении изменений в ГРОРО.
С учетом вышеизложенного сделан вывод об умышленном искажении информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов ООО «Эко-Трейд»,
Приведенные в протоколе обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Эко-Трейд» постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области от 10 февраля 2020г. <№> по делу <№> к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Эко-Трейд» административного правонарушения подтверждается не только протоколом об административном правонарушении от 27.01.2020г. <№>, но и иными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: копиями письма Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры; служебных записок от 05.03.2018, 08.08.2019 специалистов-экспертов отдела государственной экологической экспертизы и нормирования; характеристики объекта размещения отходов (ОРО) ООО «Эко-Трейд» по результатам инвентаризации, проведенной на 01.01.2014; ответа на запрос №3 от 15.01.2019 ООО «Эко-Трейд» о размещении на эксплуатируемом объекте ГРОРО 43-00019-3-00479-010814 на 31.12.2018 5990 т отходов; ответа на запрос №7 от 30.01.2018 ООО «Эко-Трейд» о том, что на 31.12.2017 общее количество отходов, размещенных на полигоне, составляет 4878,3 т, с актом инвентаризации массы отходов, размещенных на полигоне, от 30.01.2018, справкой от 22.01.2018 КОГУП «БТИ», общей пояснительной запиской, составленной Институтом «Кировкоммунпроект» для Полигона твердых бытовых отходов для г. Нолинска 18.10.2006, руководством по эксплуатации электронных весов; ответа на письмо №4 от 16.01.2017 ООО «Эко-Трейд» о том, что на 31.12.2016 общее количество отходов, накопленных на полигоне, составляет 19808,397 т; ответа на письмо №5 от 08.02.2016 ООО «Эко-Трейд» о том, что на 31.12.2015 общее количество отходов, накопленных на полигоне, составляет 17031,507 т; ответа на запрос №11 от 07.04.2015 ООО «Эко-Трейд» о том, что на 31.12.2014 общее количество отходов, накопленных на полигоне, составляет 13917,516 т; характеристики объекта размещения отходов (ОРО) Полигона ТБО «Нолинский» по инвентаризации, проведенной в 2018г.; федерального статистического наблюдения ООО «Эко-Трейд» Форма 2-ТП (отходы) за 2014 год, за 2015 год, за 2016 год, за 2017 год, за 2018 год, согласно которых всего поступило 2315,4 т, 3113,9 т, 2776,8 т, 2265,2 т, 2441 т отходов соответственно; письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.10.2019 АА-10-02-32/27706; выпиской из ЕГРЮЛ на 27.01.2020; определения от 27.01.2020г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
Все исследованные органом административной юрисдикции доказательства оценены в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, и в своей совокупности являются достаточными для вывода о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и виновности в его совершении юридического лица – ООО «Эко-Трейд».
Юридическая оценка действиям Общества дана правильная.
Ссылку жалобы законного представителя юридического лица на то, что учет количества размещенных отходов определяется на основании Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" суд находит несостоятельной, поскольку указанное постановление применяется к деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и не является источником информации для инвентаризации объектов размещения отходов, установленных п.5 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49. Доводы жалобы о том, что учет количества размещенных отходов до 15.06.2016 производился иным способом, суд расценивает как способ избежать ответственности за содеянное, поскольку Правила инвентаризации объектов размещения отходов утверждены приказом Минприроды России 25.02.2010 и действуют по настоящее время. Утверждение в жалобе, что с отходами, размещенными на полигоне ТБО, в силу естественных причин происходят биохимические процессы, они поглощаются биологическими организмами, в результате чего происходит уменьшение массы размещенных отходов, является голословным, соответствующих доказательств Обществом не предоставлено.
Административное наказание юридическому лицу назначено с учетом положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения. Органом административной юрисдикции по ходатайству директора ООО «Эко-Трейд» рассматривался вопрос о признании административного правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. С приведением убедительных мотивов в удовлетворении ходатайства было отказано. Суд соглашается с такими выводами государственного инспектора, вынесшего постановление, и также не находит оснований для назначения Обществу наказания с применением положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
Нарушений норм материального и процессуального права по делу не допущено.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы директора ООО «Эко-Трейд» и оставлении постановления должностного лица административного органа без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1. ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление <№> государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. от 10 февраля 2020г. о назначении административного наказания по делу <№>, которым Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения, оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» Козлова А.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Нолинский районный суд Кировской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.Ю.Лаптева