Дело № 2а-3514/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2018 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи И.А. Шабаровой
при секретаре О.В. Казаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова Ильи Евгеньевича, Смирновой Анны Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО20, к Администрации г.Костромы об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Смирнов И.Е., Смирнова А.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО5, ФИО7, обратились с административным иском к Администрации города Костромы, в котором просят признать необоснованным отказ Администрации г. Костромы от <дата> в принятии административных истцов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию г. Костромы поставить административных истцов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Иск мотивирован тем, что административные истцы являются многодетной семьей, состоящей из 5 человек. Все проживают в квартире по адресу: <адрес> общей площадью 37,9 кв.м., т.е. на одного человека приходится 7,58 кв.м, что менее установленной учетной нормы. В конце мая 2018 года Смирнова А.В. от имени семьи обратилась в Администрацию г. Костромы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но получила отказ по той причине, что ее супруг Смирнов И.Е. и двое детей ФИО5 (<дата>) и ФИО5 (<дата>) до <дата> были зарегистрированы в помещении по адресу: <адрес> при этом документов об основаниях регистрации Смирнова И.Е. и двоих детей по вышеуказанному адресу в Администрацию города по запросу не поступило, соответственно отсутствуют документы и информация, необходимая для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ. Истцы не согласны с отказом по следующим причинам. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежало бабушке истца - ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, сам Смирнов И.Е. никогда собственником данного помещения не являлся. <дата> ФИО1 скончалась, Смирнов И.Е. в права наследования после умершей бабушки не вступал. По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения, право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании административный истец Смирнова А.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО5, ФИО7, и ее представитель ФИО11 административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Смирнова А.В. дополнительно суду пояснила, что она доносила документы, когда ей позвонили, представила всё, что ей сказали. Но ей никто не говорил предоставить документы о родстве супруга с собственниками жилого дома по адресу: <адрес> об этом она не знала. Муж и двое детей с рождения были зарегистрированы по этому адресу до <дата>. Фактически в доме по адресу: <адрес>, принадлежащем бабушке мужа – ФИО1, жили с 2007 года 5 лет, потом с декабря 2012 по март 2014 года - на съёмной квартире, с марта 2014 года живут всей семьёй по адресу: <адрес> В январе 2018 года мама мужа попросила выписаться из дома, т.к. у них есть своя квартира, и они не проживали по адресу: <адрес>. В дом бабушки приходили только в гости. После смерти бабушки <дата> в права наследования вступила мама мужа. Представитель истца настаивал на том, что регистрация имеет уведомительный характер и не является подтверждением фактического проживания. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина является место, где он постоянно проживает. Исходя из показаний свидетелей, семья Смирновых с декабря 2012 года не проживает по адресу: <адрес>
Административный истец Смирнов И.Е. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Администрации г. Костромы по доверенности Мелкумян А.С. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что до 2018 года Смирнов И.Е.и двое детей были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> в связи с чем, за ними сохранялось право пользования этим жилым помещением. Они имели право проживать в нём. В совокупности площадей жилых помещений <адрес>, и лиц, зарегистрированных в данных помещениях, учетная норма соблюдается, она не меньше установленной законом нормы. Пятилетний период с момента снятия с регистрационного учета истцов по адресу: <адрес> еще не вышел, что явилось одной из причин отказа. Также не было возможности установить родственные отношения между собственником жилого дома по адресу: <адрес> и заявителями. Таким образом, отказ Администрации г. Костромы был обоснованным. Суд не может подменять орган, на который возложено рассмотрение вопроса и который должен вынести решение, не может обязать администрацию г.Костромы вынести решение.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела установлено, что <дата> Смирнова А.В. от имени семьи обратилась в Администрацию г. Костромы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основанию - многодетная семья на состав семьи - пять человек: мать - Смирнова А.В., отец - Смирнов И.Е., сын - ФИО5, сын - ФИО5, сын - ФИО7 В заявлении Смирнова А.В. сообщила сведения о предыдущем месте жительства в отношении себя и членов своей семьи: муж и дети ФИО18 Дм.И. и ФИО18 Дан.И. – <адрес> (с рождения до <дата>), с <дата> зарегистрированы по адресу: <адрес>; Смирнова А.В. до <дата> была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с <дата> по адресу: <адрес>.; сын ФИО7 с рождения зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Письмом от <дата> № "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги" Администрация г. Костромы отказала Смирновой А.В. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку ответы на межведомственные запросы свидетельствуют об отсутствии документов и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст.52 ЖК РФ. Согласно ответу Администрации г.Костромы из представленных Смирновой А.В. и запрошенных Администрацией г. Костромы документов следует, что А.В. Смирнова, супруг И.Е. Смирнов и дети ФИО5 (<дата> ФИО5 (<дата>), ФИО7 (<дата>), проживают и зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, общей площадью 37,9 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем А.В. Смирновой и И.Е. Смирнову на праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>. Обеспеченность семьи из 5 человек общей площадью жилого помещения составляет по 7,58 кв. м. на человека, что менее установленной учетной нормы. Вместе с тем, до <дата> в указанном жилом помещении проживали А.В. Смирнова и сын ФИО7, а супруг И.Е. Смирнов и дети ФИО5 (<дата>), ФИО5 (<дата>) до указанной даты проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, общей площадью 54,5 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>. С целью установления факта отсутствия обстоятельств, свидетельствующих об ухудшении жилищных условий семьи в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, <дата> в адрес МКУ города Костромы «Центр регистрации граждан» направлен запрос о предоставлении информации о гражданах, зарегистрированных совместно с И.Е. Смирновым по адресу: <адрес>, и сведения об основаниях его регистрации по вышеуказанному адресу. Также в адрес Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области <дата> был направлен запрос о зарегистрированных правах на объект недвижимости адресу: <адрес>. Информация, необходимая для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации в ответах МКУ города Костромы «Центр регистрации граждан», Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области отсутствует. Информация об основаниях регистрации И.Е. Смирнова по адресу: <адрес>, а также документы, подтверждающие право пользования И.Е. Смирновым данным жилым помещением не были представлены А.В. Смирновой по собственной инициативе.
Административные истцы, не согласившись с отказом Администрации г.Костромы в принятии их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обратились в суд с вышеуказанным административным иском, полагая отказ незаконным, т.к. она представляла дополнительно документы, о которых ей говорили, о том, что документов не хватает для принятия решения, ей никто не говорил, она об этом не знала.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Порядок признания граждан нуждающимися предусмотрен Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Костромской области от 22.11.2005 № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма».
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 ст.51 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 решения Думы города Костромы от 23.06.2005 № 54 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме" установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
На основании ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (ч. 5 ст. 52 ЖК РФ).
Как установлено п.1.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч. 2. ст. 54 ЖК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, административные истцы Смирнов И.Е., Смирнова А.В. и их трое несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО5, ФИО7 являются многодетной семьёй, что подтверждено удостоверением № от <дата>.
Смирнова А.В. и Смирнов И.Е. с <дата> являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 37,9 кв.м, принадлежащего им на праве общей долевой собственности, доля в праве № у каждого, на основании договора купли-продажи от <дата> и свидетельства о государственной регистрации права № от <дата>.
С <дата> Смирнова А.В. (<дата> г.р.), с <дата> Смирнов И.Е. (<дата> г.р.), с <дата> ФИО4 (<дата> г.р.), ФИО5 (<дата> г.р.), ФИО5 (<дата> г.р.) зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> что подтверждается справкой МКУ ЦРГ г.Костромы от 08.08.2018.
Согласно справкам МКУ ЦРГ г.Костромы Смирнов И.Е. (<дата> г.р.) с <дата> по <дата>, ФИО5 (<дата> г.р.) с <дата> по <дата>, ФИО5 (<дата> г.р.) с <дата> по <дата> были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Также по данному адресу зарегистрированы по месту жительства: с <дата> по настоящее время ФИО2, с <дата> по <дата> ФИО1 (снята с регистрации в связи со смертью). Родственные отношения и отношение к собственнику ни в справках МКУ ЦРГ г.Костромы, ни в поквартирной карточке на домовладение не указаны.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии информация о зарегистрированных правах ФИО5, Смирнова И.Е., ФИО5, ФИО7 на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости отсутствует. Правообладателю Смирновой А.В. принадлежит на праве общей долевой собственности одно жилое помещение, расположенное по адресу<адрес>, доля в праве №
Свидетельством о праве на наследство по закону от <дата> подтверждается право собственности ФИО1, <дата> г.р., на одноэтажный шлакобетонный жилой дом, полезной площадью 39,6 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>.
После смерти ФИО1, <дата> (свидетельство о смерти № от <дата>), её наследницей является дочь – ФИО2, принявшая наследство, которое состоит из жилого дома, кадастровы й №, находящегося по адресу: <адрес> общей полезной площадью 39,2 кв.м, и земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым №, находящегося по адресу: <адрес>, пер. <адрес>, согласно свидетельствам о праве на наследство по закону № от <дата>, выданным нотариусом нотариального округа г. Кострома и Костромской район Костромской области ФИО21
Довод представителя административного ответчика о том, что для определения уровня обеспеченности жилым помещением истцов необходимо учитывать жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором Смирнов И.Е. (<дата> г.р.), ФИО5 (<дата> г.р.) и ФИО5 (<дата> г.р.) до <дата> сохраняли право пользования, суд считает несостоятельным, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что с марта 2014 года местом жительства всех административных истцов является квартира по адресу: <адрес>, в которой они в настоящее время все зарегистрированы.
То обстоятельство, что Смирнов И.Е. (<дата> г.р.), ФИО5 (<дата> г.р.), ФИО5 (<дата> г.р.) снялись с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес> <дата> свидетельствует о том, что они подтвердили факт своего непроживания в данном доме в связи с переездом на постоянное место жительства в квартиру, приобретенную в собственность супругов Смирновых <дата> по адресу: <адрес>
Показаниями допрошенных судом свидетелей (Свидетель №3, Свидетель №1, Свидетель №2 и Свидетель №4) также подтверждено, что истцы более 5 лет не проживают по адресу: <адрес>, приезжали в гости к матери Смирнова И.Е. и его бабушке; с декабря 2012 года жили на съемной квартире по адресу: <адрес>, а с марта 2014 года живут всей семьёй по адресу: <адрес>
Исходя из общей площади квартиры (37,9 кв.м), расположенной по адресу: <адрес> в которой проживает семья, состоящая из 5 человек, на каждого члена семьи приходится по 7,58 кв. м общей площади, что меньше учетной нормы.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 19.04.2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Конституционной Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина, определяются комплексом норм, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах; место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П; определения от 5 октября 2000 года N 199-О, от 4 марта 2004 года N 146-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1597-О-О, от 5 июня 2012 года N 1059-О и др.).
Также Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П, определения от 13 июля 2000 г. N 185-О и от 6 октября 2008 г. N 619-О-П).
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из положений приведенных норм следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства".
Факт снятия с регистрационного учета ФИО4 с детьми ФИО5 и ФИО5 по адресу: <адрес>, и регистрация их с <дата> по адресу: <адрес> в принадлежащей их семье квартире, где они фактически постоянно проживают с марта 2014 года, не является доказательством совершения Смирновым И.Е. каких-либо умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем.
Администрацией города Костромы не представлено суду доказательств законности оспариваемого решения.
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления <адрес> в соответствии с Законом Костромской области от 22.11.2005 N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Документы, необходимые для принятия решения о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет гражданина указаны в пункте 2 ст. 5 Закона Костромской области N 320-ЗКО. К таким документам, в частности отнесены справка о составе семьи; копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; документы о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина-заявителя и членов его семьи; в случае, если гражданин принимается на учет по основанию, определенному федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Костромской области, - копии документов, подтверждающих право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Смирновой А.В. представлены все предусмотренные документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Отсутствие права собственности Смирновой А.В. и членов её семьи на жилое помещение по адресу: <адрес>, было подтверждено заявителем документами о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина-заявителя и членов его семьи.
Из полученных Администрацией г.Костромы справки МКУ г.Костромы «ЦРГ» и карточки на домовладение видно, что Смирнов И.Е. с рождения был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> (до <дата>).
Представить по собственной инициативе документы, подтверждающие право пользования Е.И. Смирновым жилым помещением по адресу: <адрес>, о чём указано в ответе Администрации г.Костромы от <дата> «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги», Смирнова А.В. не могла, т.к. Смирнов Е.И. не пользовался этим жилым помещением после декабря 2012 года. Документы о собственнике данного жилого помещения и о родстве супруга с собственником жилого дома по адресу: <адрес>, ей представить не предлагали. Смирнова А.В. пояснила в судебном заседании о том, что если бы она знала о необходимости представить эти документы, она бы их представила, т.к. всё, на что ей указали, она донесла.
Таким образом, администрация г.Костромы на момент рассмотрения заявления Смирновой А.В. располагала сведениями о том, что в собственности Смирновых не имелось иных жилых помещений за последние 5 лет, предшествующих обращению, кроме квартиры по адресу: <адрес>. При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем представлены все предусмотренные законом документы при обращении в администрацию г.Костромы, оснований для отказа семье Смирновых в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имелось.
Отсутствие запрашиваемых административным ответчиком документов и информации в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных органам государственной власти или органам местного самоуправления организаций подтверждает право истцов состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, таким образом, отсутствует и основание к отказу в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное п. 1.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
В силу изложенного суд полагает, что административный иск Смирнова И.И., Смирновой А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО5, ФИО7, к Администрации г.Костромы об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по принятию на учет нуждающихся в получении жилых помещений административных истцов подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Смирнова Ильи Евгеньевича, Смирновой Анны Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, ФИО7, удовлетворить.
Признать необоснованным отказ Администрации г. Костромы от <дата> принять Смирнова Илью Евгеньевича, Смирнову Анну Владимировну, ФИО5, ФИО6, ФИО7 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию г. Костромы поставить Смирнова Илью Евгеньевича, Смирнову Анну Владимировну, ФИО5, ФИО6, ФИО7 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение 1 месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.А. Шабарова