Решение по делу № 33-370/2024 от 10.01.2024

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Исаев М.А. Дело № 2-2900/2023

Докладчик Рябых Т.В. № 33-370/2024

УИД 48RS0003-01-2023-002823-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 февраля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Рябых Т.В., Долговой Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчинниковой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления здравоохранения Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 21 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Саввину Валентину Тимофеевну, 11.09.1950 года рождения, лекарственным препаратом «Асциминиб» по жизненным показаниям в необходимом объёме в соответствии с заключением врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ Гематологии» Минздрава России от 15.06.2023 года до отмены препарата по медицинским показаниям.

Решение суда подлежит немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Рябых Т.В., судебная коллегия

установила:

Саввина В.Т. обратилась в суд с иском к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

Свои требования мотивировала тем, что является инвалидом II группы, ей установлен диагноз: хронический миелоидный лейкоз, а также сопутствующий диагноз: <данные изъяты>. Решением ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Минздрава России ей рекомендовано продолжение терапии асциминибом 20 мг х 2 раза в сутки по жизненным показаниям. Для организации обеспечения жизненно необходимым препаратом обратилась в Управление здравоохранения Липецкой области, однако до настоящего времени данным препаратом не обеспечена.

Просила обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить лекарственным препаратом асциминиб на постоянной основе.

Определением Правобережного районного суда города Липецка от 24 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство здравоохранения РФ, Гематологический центр ГУЗ «Липецкая городская больница №3 «Свободный сокол».

Истец Саввина В.Т. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представители Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Дейников Д.С., Маргиев Р.Б. иск не признали, полагали, что Управление здравоохранения Липецкой области является ненадлежащим ответчиком, поскольку в рамках ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закупка препарата асциминиб, не включенного в Перечень лекарственных препаратов, подлежащих закупке управлением здравоохранения области, осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

Представители третьих лиц Министерства здравоохранения РФ и ГУЗ «Липецкая городская больница №3 «Свободный сокол» в судебное заседание не явились. Представитель Министерства здравоохранения РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что Министерство здравоохранения РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с законодательством при наличии рецепта, выданного на основании решения врачебной комиссии, обеспечение лекарственными препаратами должно быть осуществлено Управлением здравоохранения Липецкой области за счет средств областного бюджета в рамках реализации мероприятий по лекарственному обеспечению в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Управление здравоохранения Липецкой области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав истцу в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что Управление здравоохранения Липецкой области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку пунктом 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям федерального органа исполнительной власти отнесена организация обеспечения лиц, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной родственных им тканей, лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения РФ просит решение суда оставить без изменения, полагая законными выводы суда об обеспечении Саввиной В.Т. лекарственным препаратом Асциминиб в индивидуальном порядке Управлением здравоохранения Липецкой области за счет средств областного бюджета в рамках реализации мероприятий по лекарственному обеспечению в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Выслушав объяснения представителя ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Свидетелеву В.Т., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы гражданского дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп заселения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за предыдущие годы.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Саввина В.Т, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно.

В соответствии с выпиской из протокола заседания экспертной комиссии по рациональному назначению дорогостоящих лекарственных средств, созданной на основании Приказа ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России от 17 июля 2020 года, Саввина В.Т. страдает: <данные изъяты>. Рекомендовано продолжение терапии лекарственным препаратом асциминиб по 200 мг х 2 раза в сутки перорально по жизненным показаниям.

С указанным заключением Саввина В.Т. обратилась в ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» для организации обеспечения назначенным ей к индивидуальному применению по жизненным показаниям лекарством.

10 июля 2023 года ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» направило в Управление здравоохранения Липецкой области заявку на обеспечение Саввиной В.Т. препаратом, оставленной без исполнения.

Разрешая спор и удовлетворяя требования Саввиной В.Т., суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение лекарственными средствами в соответствии с приведенными правовыми нормами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия соответствующих лекарственных средств или финансирования на их приобретение. Управление здравоохранения Липецкой области отвечает, в том числе, за организацию своевременных поставок необходимых лекарственных средств.

При этом суд указал, что поскольку Саввина В.Т. является инвалидом II группы, страдает хроническим миелоидным лейкозом, то в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они сделаны с учетом тщательного анализа норм материального права и направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Довод жалобы о том, что возможность обеспечения инвалидов по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не входящим в перечень таких препаратов, утвержденным постановлением Липецкой области от 30 декабря 2022г. № 380, за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена, нельзя признать правильным, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов первой и второй группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области предусмотрено обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области лекарственными средствами, в том числе не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, бесплатно при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

С учетом того, что лекарственные препараты назначены истцу – инвалиду второй группы решением экспертной комиссии по рациональному назначению дорогостоящих лекарственных средств, созданной на основании Приказа ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России по жизненным показаниям, отказ Управления здравоохранения Липецкой области в обеспечении Саввиной В.Т. этим препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, в связи с чем оснований для отмены решения суда судебной коллегии не имеется.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения суда, по доводам жалобы по делу не допущено.

При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления здравоохранения Липецкой области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 6 февраля 2024 года.

Копия верна

Судья:

Секретарь:

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Исаев М.А. Дело № 2-2900/2023

Докладчик Рябых Т.В. № 33-370/2024

УИД 48RS0003-01-2023-002823-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 февраля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Рябых Т.В., Долговой Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчинниковой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления здравоохранения Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 21 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Саввину Валентину Тимофеевну, 11.09.1950 года рождения, лекарственным препаратом «Асциминиб» по жизненным показаниям в необходимом объёме в соответствии с заключением врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ Гематологии» Минздрава России от 15.06.2023 года до отмены препарата по медицинским показаниям.

Решение суда подлежит немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Рябых Т.В., судебная коллегия

установила:

Саввина В.Т. обратилась в суд с иском к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

Свои требования мотивировала тем, что является инвалидом II группы, ей установлен диагноз: хронический миелоидный лейкоз, а также сопутствующий диагноз: <данные изъяты>. Решением ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Минздрава России ей рекомендовано продолжение терапии асциминибом 20 мг х 2 раза в сутки по жизненным показаниям. Для организации обеспечения жизненно необходимым препаратом обратилась в Управление здравоохранения Липецкой области, однако до настоящего времени данным препаратом не обеспечена.

Просила обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить лекарственным препаратом асциминиб на постоянной основе.

Определением Правобережного районного суда города Липецка от 24 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство здравоохранения РФ, Гематологический центр ГУЗ «Липецкая городская больница №3 «Свободный сокол».

Истец Саввина В.Т. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представители Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Дейников Д.С., Маргиев Р.Б. иск не признали, полагали, что Управление здравоохранения Липецкой области является ненадлежащим ответчиком, поскольку в рамках ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закупка препарата асциминиб, не включенного в Перечень лекарственных препаратов, подлежащих закупке управлением здравоохранения области, осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

Представители третьих лиц Министерства здравоохранения РФ и ГУЗ «Липецкая городская больница №3 «Свободный сокол» в судебное заседание не явились. Представитель Министерства здравоохранения РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что Министерство здравоохранения РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с законодательством при наличии рецепта, выданного на основании решения врачебной комиссии, обеспечение лекарственными препаратами должно быть осуществлено Управлением здравоохранения Липецкой области за счет средств областного бюджета в рамках реализации мероприятий по лекарственному обеспечению в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Управление здравоохранения Липецкой области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав истцу в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что Управление здравоохранения Липецкой области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку пунктом 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям федерального органа исполнительной власти отнесена организация обеспечения лиц, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной родственных им тканей, лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения РФ просит решение суда оставить без изменения, полагая законными выводы суда об обеспечении Саввиной В.Т. лекарственным препаратом Асциминиб в индивидуальном порядке Управлением здравоохранения Липецкой области за счет средств областного бюджета в рамках реализации мероприятий по лекарственному обеспечению в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Выслушав объяснения представителя ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Свидетелеву В.Т., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы гражданского дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп заселения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за предыдущие годы.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Саввина В.Т, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно.

В соответствии с выпиской из протокола заседания экспертной комиссии по рациональному назначению дорогостоящих лекарственных средств, созданной на основании Приказа ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России от 17 июля 2020 года, Саввина В.Т. страдает: <данные изъяты>. Рекомендовано продолжение терапии лекарственным препаратом асциминиб по 200 мг х 2 раза в сутки перорально по жизненным показаниям.

С указанным заключением Саввина В.Т. обратилась в ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» для организации обеспечения назначенным ей к индивидуальному применению по жизненным показаниям лекарством.

10 июля 2023 года ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» направило в Управление здравоохранения Липецкой области заявку на обеспечение Саввиной В.Т. препаратом, оставленной без исполнения.

Разрешая спор и удовлетворяя требования Саввиной В.Т., суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение лекарственными средствами в соответствии с приведенными правовыми нормами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия соответствующих лекарственных средств или финансирования на их приобретение. Управление здравоохранения Липецкой области отвечает, в том числе, за организацию своевременных поставок необходимых лекарственных средств.

При этом суд указал, что поскольку Саввина В.Т. является инвалидом II группы, страдает хроническим миелоидным лейкозом, то в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они сделаны с учетом тщательного анализа норм материального права и направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Довод жалобы о том, что возможность обеспечения инвалидов по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не входящим в перечень таких препаратов, утвержденным постановлением Липецкой области от 30 декабря 2022г. № 380, за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена, нельзя признать правильным, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов первой и второй группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области предусмотрено обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области лекарственными средствами, в том числе не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, бесплатно при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

С учетом того, что лекарственные препараты назначены истцу – инвалиду второй группы решением экспертной комиссии по рациональному назначению дорогостоящих лекарственных средств, созданной на основании Приказа ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России по жизненным показаниям, отказ Управления здравоохранения Липецкой области в обеспечении Саввиной В.Т. этим препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, в связи с чем оснований для отмены решения суда судебной коллегии не имеется.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения суда, по доводам жалобы по делу не допущено.

При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления здравоохранения Липецкой области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 6 февраля 2024 года.

Копия верна

Судья:

Секретарь:

33-370/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Саввина Валентина Тимофеевна
Ответчики
Управление Здравоохранения ЛО
Министерство здравоохранения РФ
Другие
Маргиев Роман Борисович
Дейников Денис Сергеевич
ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр гематологии Минздрава России
Гематологический центр ГУЗ Липецкая городская больница №3 Свободный Сокол
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Рябых Т.В.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
05.02.2024Судебное заседание
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2024Передано в экспедицию
05.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее