Решение по делу № 12-811/2022 от 20.05.2022

Дело № 12-811/22

Р Е Ш Е Н И Е

04 июля 2022 года                                                                  г. Самара

Судья Железнодорожного районного суда г. Самары Кривоносова Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Белоклокова А.В. на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. от 28.01.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. от 28.01.2022г. должностное лицо – руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Белоклоков А.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо – руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Белоклоков А.В. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что Департаментом предпринимались все необходимые меры для исполнения решения суда в указанные сроки, однако установленного судом срока недостаточно. Обеспечение гарантий прав граждан на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. В соответствии с ч.3 ст.30 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства, государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, нуждающихся в их получении, реализуются органами местного самоуправления за счет выделенных на эти цели финансовых средств. В настоящее время в муниципальной собственности свободные жилые помещения социального использования, соответствующие решению суда и отвечающие требованиям законодательства РФ отсутствуют, однако, Департамент, действуя в рамках своей компетенции, добросовестно и в полном объеме проводит работу по подбору соответствующего жилого помещения в отношении Квик Р.Р. При поступлении в муниципальную собственность требуемого жилого помещения взыскатель незамедлительно будет приглашен в Управление по жилищным вопросам Департамента для получения смотрового уведомления. В соответствии с соглашением «О предоставлении субвенции местному бюджету из бюджета Самарской области на осуществление органом местного самоуправления государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений на 2021г. и на плановый период 2022-2023г.г.» №27 от 28.01.2021г. Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области Департаменту управления имущества г.о. Самара выделяются денежные средства, а в свою очередь, Департамент берет на себя обязательства по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В настоящее время Департаментом обеспечены жилыми помещениями 169 человек из числа детей-сирот. В соответствии с п. 4.3.1 Соглашения предусмотрено приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот в количестве не менее 169 человек в срок до 01.10.2022г., не менее 169 человек в срок до 01.10.2023г. Учитывая планирование бюджета на год, предшествующий текущему, исполнение решение Ленинского районного суда г.Самары о предоставлении жилого помещения Квик Р.Р.    не представляется возможным в связи с поэтапным финансированием и выделением субвенций из бюджета в соответствии с Соглашением от 28.01.2021г., а также планом обеспечения детей-сирот от 01.10.2022г. Кроме того, приказом Департамента № 1879 от 17.08.2020г. «О распределении обязанностей между заместителями руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара установлена персональная ответственность заместителя руководителя Департамента по жилищным вопросам за обеспечение в сфере своей компетенции надлежащего выполнения требований и задач, определенных законодательством, указаниями и поручениями руководителя Департамента. Сам заместитель руководителя Департамента рассматривает документы и материалы, относящиеся к компетенции управления по жилищным вопросам, а также согласно «Положению об управлении по жилищным вопросам» управление осуществляет предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда, ведет работу в рамках исполнительного производства по делам об обязании Департамента осуществлять какие-либо действия в пределах компетенции Управления, ведет исполнительное производство, возбужденное в отношении Департамента, по исполнению предоставления жилых помещений на территории городского округа Самара. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии его вины в неисполнении решения суда, поэтому состоявшееся в отношении него постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо - руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Белоклоков А.В., будучи извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Сафонова Е.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала и просила ее удовлетворить.

Начальник отдела – старший судебный пристав МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачева Е.В., будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явилась; судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Грицюк А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела, в частности из постановления начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. от 28.01.2022г., усматривается, что решением Ленинского районного суда г.Самары от 30.11.2015г. Департамент управления имуществом г.о. Самара обязали предоставить Квик Р.Р. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

На основании исполнительного документа, выданного Ленинским районным судом г.Самары, 06.04.2016г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника Департамента управления имуществом г.о. Самара, и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе. Данное постановление вручено Департаменту управления имуществом г.о. Самара.

В связи с неисполнением должником в добровольном порядке требования, содержащегося в исполнительном документе в установленный срок, 06.04.2017г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлен новый срок для исполнения требования, указанного в исполнительном документе. Данное постановление вручено Департаменту управлению имуществом г.о.Самары 13.04.2017г.

11.01.2022г. судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области вынесено требование об исполнении решения суда до 19.01.2022г. и 20.01.2022г. предоставить документы об исполнении решения суда. Данное требование получено руководителем Департамента управления имуществом г.о. Самара Белоклоковым А.В. 12.01.2022г.

В связи с тем, что исполнительный документ в установленный срок должником не исполнен, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области 20.01.2022г. составил в отношении должностного лица - руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самары Белоклокова А.В. протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, а в дальнейшем 28.01.2022г. должностное лицо - руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара Белоклоков А.В. привлечен к административной ответственности с наложением административного штрафа в размере 10 000 рублей. В обосновании вывода о виновности вышеуказанного должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностным лицом административного органа приняты во внимание в качестве доказательств материалы исполнительного производства -ИП, а также протокол об административном правонарушении -ИП от 20.01.2022г.

Однако, анализируя в совокупности представленные доказательства, с выводами начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 26.11 КоАП РФ предусмотрено, что должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, предписывается оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, на решения должностных лиц проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Статьей 113 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве виновное лицо подвергается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

        Судом установлено, что Департамент управления имуществом г.о. Самара, являясь должником по исполнительному производству, не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора.

        Статья 2.4 КоАП РФ гласит, что к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи    с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из совокупности норм ст. 1,5, 2.1, 26.1, п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ следует, что принимая постановление о привлечении к административной ответственности административный орган должен установить не только событие административное правонарушение, но и доказать вину лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении. При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.

        Так, Белоклоков А.В. является руководителем Департамента управления имуществом г.о. Самара на основании приказа о приеме работника на работу № 11а от 15.01.2019г. Согласно его должностной инструкции руководитель Департамента управления имуществом г.о.Самара имеет право: … распределять полномочия между своими заместителями; … издавать приказы и распоряжения Департамента во исполнение полномочий Департамента по вопросам местного значения, распоряжения и приказы руководителя Департамента по вопросам организации деятельности Департамента.

        Приказом руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самара № 1879 от 17.08.2020г. «О распределении обязанностей между заместителями руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара» установлена персональная ответственность заместителя руководителя Департамента по жилищным вопросам за обеспечение в сфере своей компетенции надлежащего выполнений требований и задач, определенных законодательством, указаниями и поручениями руководителя Департамента. Так, согласно пунктам 1.3.1-1.3.3, 1.3.8, 1.3.9 вышеназванного Приказа, заместитель руководителя Департамента по жилищным вопросам представляет интересы Департамента и осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами власти Самарской области, органами местного самоуправления, иными органами и организациями по вопросам, находящимся в компетенции управления по жилищным вопросам, управления по работе с аварийным жилищным фондом с правом подписи, заявлений, запросов и иных документов; непосредственно осуществляет координацию и контроль деятельности управления по жилищным вопросам и управления по работе с аварийным жилищным фондом, включая деятельность, связанную с планированием и осуществлением закупок; отвечает за организацию работы по выполнению в срок решений и поручений руководителя Департамента;    подписывает в рамках компетенции управления по жилищным вопросам, управления по работе с аварийным жилищным фондом правовые акты Департамента, договоры смотровые уведомления, запросы и ответы в регистрирующие государственные органы и т.п.; несет персональную ответственность за обеспечение в сфере своей компетенции надлежащего выполнений требований и задач, определенных законодательством, указаниями и поручениями руководителя Департамента.

        Согласно Положению «Об управлении по жилищным вопросам», деятельность управления организует руководитель Управления, который назначается и освобождается от должности приказом руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара. В данном Положении закреплены функции, относящиеся к компетенции Управления по жилищным вопросам, к ним относятся такие как: … предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведет работу в рамках исполнительного производства по делам об обязании Департамента осуществлять какие-либо действия в пределах компетенции Управления, а также в рамках исполнительных производств, по которым Департамент является взыскателем в пределах компетенции Управления (п. 3.6). В соответствии с пунктом 4.1 вышеназванного Положения всю полноту ответственности за организацию работы по качественному и своевременному выполнению возложенных настоящим Положением на Управление функций несет руководитель Управления.

        Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что за неисполнение содержащиеся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, несет ответственность руководитель Управления по жилищным вопроса, а именно он является субъектом данного административного правонарушения, но никак руководитель Департамента управлению имуществом г.о.Самара. В данном случае вина руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самара Белоклокова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, не установлена и не доказана.

        Вышеуказанные обстоятельства должностными лицами службы судебных приставов как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности должностного лица – руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самара Белоклокова А.В. не были проверены и не учтены.

      Таким образом, постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. от 28.01.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица - руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Белоклокова А.В. нельзя признать законным и обоснованным, следовательно, оно подлежит отмене,     а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. от 28.01.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица - руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Белоклокова А.В., - отменить, а дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Белоклокова А.В.    производством прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Белоклокова А.В.    удовлетворить.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение 10 дней со дня получения копии этого решения.

Судья                                                                         Л.М. Кривоносова

12-811/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Белоклоков Андрей Викторович
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самара
Судья
Кривоносова Л. М.
Статьи

17150

Дело на странице суда
zheleznodorozhny.sam.sudrf.ru
23.05.2022Материалы переданы в производство судье
20.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2022Вступило в законную силу
18.10.2022Дело оформлено
18.10.2022Дело передано в архив
04.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее