Дело № 2 - 423 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Очёр 25 октября 2012 г.
Очёрский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пименовой И.С.
при секретаре Шардаковой В.А.
с участием прокурора Щипицыной Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Очёрского района в интересах Дробчак Ю. И. к администрации Очерского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор просит обязать администрацию Очерского муниципального района предоставить Дробчак и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 42 кв.м., как лицу из числа детей - сирот, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как отец был лишен родительских прав, а мать умерла. Постановлениями местной администрации несовершеннолетняя была помещена в Очерский детский дом, затем в патронатную семью, закрепленного жилья не имеет, принадлежавшее матери жилое помещение признано ветхим и непригодным для проживания. Дробчак поставлена на учет, как лицо, оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в улучшении жилищных условий. В настоящее время, после окончания учебного заведения, проживает в <адрес>, собственного жилья не имеет.
В судебном заседании Дробчак подтвердила изложенные выше обстоятельства, пояснила, что мать умерла в ДД.ММ.ГГГГ, а отец в ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав. Она проживала в Очерском детском доме, а затем в патронатной семье. В настоящее время, после окончания медицинского колледжа, живет в <адрес>. В собственности или по социальному найму жилья не имеет. Дом по <адрес>, признан ветхим и непригодным для проживания, в связи с чем она поставлена в очередь на улучшение жилищных условий, другого жилья от родителей не осталось.
Представитель администрации Очерского муниципального района Волков исковые требования не признал, указал, что администрация Очерского района наделена государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам в пределах выделенных денежных средств. В настоящее время объявлен очередной конкурс на 9 квартир, которых будет недостаточно даже для исполнения ранее вынесенных судебных решений о предоставлении жилья сиротам. Не согласен с предоставлением жилья в г. Очёр, поскольку Дробчак состоит на учёте в <адрес> администрации.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился. В заявлении в суд (л.д. без №) просит рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что закон предоставляет гарантию обеспечения жилой площадью именно детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расчёт субвенций производится, исходя из их количества, без учёта членов их семей. Кроме того, считает необходимым истребовать дополнительные документы о наличии жилья у родителей Дробчак.
Выслушав стороны. исследовав доказательства в совокупности, суд находит исковые требования обоснованными.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются вне очереди.
В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанная категория лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Положения ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Согласно ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ.
В силу требований ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 № 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
П. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из двух человек.
Судом установлено, что Дробчак в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку мать ДД.ММ.ГГГГ умерла (л.д. 10), решением Очерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец лишен родительских прав, и она передана органам опеки и попечительства для дальнейшего устройства в детское учреждение (л.д. 11, 24). Согласно постановления главы Очерского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ за Дробчак закреплено жилье по <адрес>, которое актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации <адрес> поселения № от ДД.ММ.ГГГГ признано ветхим, непригодным для дальнейшего проживания (л.д. 17, 18, 19, 21). Постановлением главы Очерского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилья за Дробчак отменено (л.д.20). Постановлением администрации <адрес> поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Дробчак включена в список лиц, имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте (л.д. 15, 9а). Согласно уведомлений Росреестра сведения о правах ФИО6,, Дробчак Ю.И., ФИО7 на объекты недвижимости отсутствуют (л.д.30-32). Справка БТИ подтверждает отсутствие у истца, её отца жилых помещений, за умершей матерью зарегистрировано домовладение в <адрес> 17 (л.д. 16,33). Согласно постановления главы Очерского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14) воспитанница Очерского детского дома Дробчак передана в патронатную семью, ДД.ММ.ГГГГ она закончила <данные изъяты> Дробчак имеет <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 8).
После окончания учебного заведения оставшийся без попечения родителей ребёнок снимается с полного государственного обеспечения и, следовательно, должен незамедлительно быть обеспечен жильем, в противном случае будет нарушено его право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. До настоящего времени оставшейся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей Дробчак жилое помещение не предоставлено, своего жилья она не имеет. Указанные обстоятельства подтверждены документами дела, пояснениями сторон.
Довод ответчика о принятии Дробчак на учёт администрацией <адрес> поселения не может быть принят во внимание, поскольку денежные средства на обеспечение социальных гарантий данной категории лиц передаются органам местного самоуправления муниципальных районов. Учёт лица произведен фактически Очёрским муниципальным районом, как муниципальным образованием. Указанное сельское поселение входит в состав Очёрского муниципального района, администрация которого в качестве органа местного самоуправления осуществляет работу по ведению общего списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учёт соответствующими сельскими поселениями, а также направляет сводный список в Министерство социальной защиты Пермского края.
Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, определяется с учетом требований п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года N 225-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" в размере 42 кв. м на семью из двух человек. Указанный Закон подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Возложить обязанность на администрацию Очерского муниципального района предоставить Дробчак Ю. И. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв.м., в черте г. Очёр Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 1 месяца со дня его вынесения.
Судья подпись И.С.Пименова
<данные изъяты>
<данные изъяты>