Решение по делу № 2-814/2022 от 15.07.2022

                                                                                                            Дело № 2-814/2022

67RS0008-01-2022-001053-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2022 года                                                      г.Ярцево Смоленской области

Ярцевский городской суд Смоленской области:

в составе:

председательствующего судьи Семеновой Е.А.,

при секретаре Слесаревой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пристромова Дмитрия Николаевича к Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области об установлении местоположения границ земельного участка и признании права собственности на нежилое помещение,

                                                       У С Т А Н О В И Л:

Пристромов Д.Н. обратился, с учетом уточнения, в суд с иском Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области об установлении местоположения границ земельного участка и признании права собственности на нежилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что 24 июня 2014 года между ФИО3 и ним был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым истец приобрел земельный участок общей площадью 229 кв.м с кадастровым номером №002, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под станцию технического обслуживания на 2 поста и расположенную на нем станцию технического обслуживания на 2 поста (фундамент) площадью застройки 130,7 кв.м, степень готовности – 10%, назначение – нежилое, расположенные по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>В.

05 сентября 2014 года получено разрешение на строительство №№002-55 станции технического обслуживания на 2 поста, фундамент которой находился на вышеуказанном земельном участке. Здание станции технического обслуживания закончено строительством в 2016 году. Однако, по окончании строительства истцу стало известно, что здание выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 67:25:0010420:28, что сделало невозможным ввод в эксплуатацию здания станции технического обслуживания в общем порядке.

Истец обратился в Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 67:25:0010420:28 с землями, государственная собственность на которые не разграничена, что могло бы восстановить права истца и позволит ввести станцию в эксплуатацию в общем порядке, однако в перераспределении ему было оказано. Обращает внимание, что истец купил земельный участок, на котором уже находился объект незавершенного строительства – фундамент станции, то есть ошибка была допущена еще до перехода права собственности к истцу. Считает, что исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 67:25:0010420:28 возможно путем изменения местоположения границ без увеличения площади земельного участка.

В соответствии с выводами Технического заключения №25 от 03.06.2022, изготовленного ООО «Смоленское бюро строительных услуг», установлено, что строительные конструкции здания станции деформаций и повреждений не имеет, фундамент, стены, покрытия и крыша – в работоспособном состоянии. Требования по пожарной безопасности соблюдены.

С учетом вышеуказанного, просит суд установить местоположение границ земельного участка площадью 229 кв.м с кадастровым номером 67:25:0010420:28, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под станцию технического обслуживания на 2 поста, расположенного по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>-В, в геодезических координатах: <данные изъяты>, с внесением соответствующих изменений в ЕГРН. Признать за ним прав собственности на объект недвижимости – здание, площадь – 141,6 кв.м, назначение – нежилое, наименование – станция технического обслуживания на поста, адрес: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>-В, с исключением из ЕГРН сведений об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером №002, расположенном по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>-В.

Протокольным определением от 31 августа 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены – Филиал «СмоленскАтомЭнергоСбыт» АО «СмоленскАтомЭнергоСбыт», Филиал ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» (том 1 л.д.136), протокольным определением от 13 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Ярцевский РЭС филиала ПАО «Россети Центр» - «Смоленскэнерго» (том 1 л.д.170), протокольным определением от 22 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» (том 1 л.д.184).

Истец Пристромов Д.Н. в судебное заседание не явился, обеспечил явку в суд своего представителя.

Представитель истца Пристромова Д.Н. – Безруков К.Н., действующий по доверенности от 22.02.2022, со сроком действия - на пять лет, в судебном заседании уточненные исковые требования Пристромова Д.Н. поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, в дополнение пояснил, что охранная зона линии электропередач (далее ЛЭП) должна составлять 10 метров от основания здания, данное расстояние может быть уменьшено. Спорное здание СТО зашло на территорию охранной зоны на 2 м из допустимых 4,5 м. Согласование от служб у него имеется (л.д. 43 том 2). Никаких препятствий к доступу и обслуживанию ЛЭП не имеется, имеется подъездная дорога. Просил суд уточненные исковые требования его доверителя удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области – Комиссарова И.Л. в судебном заседании исковые требования Пристромова Д.Н. признала, поскольку стороной истца представлен документ о согласовании границ охранной зоны. Последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

Представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (Управления Росреестра), Филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» АО «СмоленскАтомЭнергоСбыт», Филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго», Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явились, представили суду письменные заявления с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых также указали об отсутствии заинтересованности в исходе данного дела (том 1 л.д.198-200,203,242,245).

Представитель третьего лица - ПАО «Россети Центр» - «Смоленскэнерго» в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что при отсутствии согласования собственника с электросетевым хозяйством на строительство объекта в охранной зоне, в удовлетворении требования Пристромову Д.Н. следует отказать (том 2 л.д.8-11).

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав представителей истца и ответчика, специалистов, исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств, их достаточность в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции закона, действовавшего на момент возникновения спорных отношений) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В силу п. 3 ст. 1, пп. 3 п. 1 ст. 7 названного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

В государственный кадастр недвижимости о земельном участке вносятся среди прочего такие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, как описание местоположения границ объекта недвижимости.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшей до 01.01.2017, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

В соответствии с ч. 3 ст. 61 ФЗ N 218-ФЗ от 13.07.2015 г. (в ред. от 03.07.2016 г.) "О государственной регистрации недвижимости", вступившей в действие с 01.01.2017 г., воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

В судебном заседании установлено, что 21.01.2010 ФИО3 на основании заявки от 17.02.2010 №19, свидетельства о государственной регистрации права от 14.08.2008, акта выбора участка от 21.01.2010, выписки из протокола №1 от 21.01.2010 был отведен в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м под строительство станции технического обслуживания по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>-В (том 1 л.д.19, том 2 л.д.41). Проектная документация утверждена главным специалистом – главным архитектором отдела строительства и архитектуры Администрации МО Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области (том 2 л.д.38-65).

Постановлением Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области от 22.10.2010 №2197 прекращено ФИО3 право аренды земельного участка общей площадью 229 кв.м с кадастровым номером №002, расположенного по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>В, с предоставлением в собственность за плату (том 1 л.д.118-120).

24 июня 2014 года между ФИО3 и Пристромовым Д.Н. заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым истец приобрел земельный участок общей площадью 229 кв.м с кадастровым номером №002, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под станцию технического обслуживания на 2 поста, и расположенную на нем станцию технического обслуживания на 2 поста (фундамент) площадью застройки 130,7 кв.м, степень готовности – 10%, назначение – нежилое, расположенные по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>В (л.д.15,16).

05 сентября 2014 года истцом получено разрешение на строительство №RU67525000-55 станции технического обслуживания на 2 поста (том 1 л.д.21-22), фундамент которой находился на вышеуказанном земельном участке.

Здание станции технического обслуживания полностью построено в 2016 году. Однако, по окончании строительства истцу стало известно, что здание выходит за границы земельного участка с кадастровым номером №002, что сделало невозможным ввод в эксплуатацию здания станции технического обслуживания в общем порядке.

Из выписок Единого государственного реестра недвижимости следует, что Пристромов Д.Н. является собственником земельного участка участок общей площадью 229 кв.м с кадастровым номером №002, и объекта незавершенного строительства площадью 130,7 кв.м со степенью готовности 10%, расположенных по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>В (том 1 л.д.6-11, 12-13).

Земельный участок с кадастровым номером 67:25:0010420:28 находится в пределах кадастрового квартала №002 (л.д. 46 том1).

Согласно данных Публичной кадастровой карты, находящейся в общем доступе, смежных земельных участков с участком с кадастровым номером №002 не установлено.

Истец 13.07.2017 обратился в Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №002 с землями, государственная собственность на которые не разграничена, что могло бы восстановить права истца и позволит ввести станцию в эксплуатацию в общем порядке, однако в перераспределении ему было оказано (том 1 л.д.23-24).

Согласно ответа Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области от 25.05.2021, земельный участок с кадастровым номером 67:25:0010420:28 расположен в зоне застройки обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности. Проект планировки и межевания территории на данный земельный участок не утвержден (том 1 л.д.25-28).

Истец обращает внимание суда на то, что он приобрел земельный участок, на котором уже находился объект незавершенного строительства – фундамент станции, то есть реестровая ошибка была допущена еще до перехода права собственности к истцу. Считает, что исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 67:25:0010420:28 возможно путем изменения местоположения границ без увеличения площади земельного участка.

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документе, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территорий сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение земельных участков.

В силу ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О государственной регистрации недвижимости"

Согласно ст. 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

В соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документе сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Согласно положений статьи 43 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Поскольку сведений и доказательств об изменении земельного участка и станции своих первоначальных границ, т.е. реконструкции с указанного времени не имеется, то отсутствуют основания считать, что станция подвергалась перестройке и меняла свои границы.

Истец также просит признать за ним прав собственности на объект недвижимости – здание, площадь – 141,6 кв.м, назначение – нежилое, наименование – станция технического обслуживания на 2 поста, адрес: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>-В, с исключением из ЕГРН сведений об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером №002, расположенном по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>-В.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного Кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судом установлено, что в настоящее время строительство станции технического обслуживания ответчиком не ведется, объект построен в 2016 году. Однако ввод в эксплуатацию в общем порядке не возможен ввиду того, что здание станции выходит за границы земельного участка, что препятствует истцу в регистрации права собственности в общем порядке.

При этом, установлено, что фактически спорный объект недвижимости создан, подключен к существующим городским коммуникациям.

В соответствии с заключением по техническому плану здания – станции техобслуживания, изготовленному 30 мая 2022 года кадастровым инженером Ассоциации саморегулируемой организации «Балтийское объединение кадастровых инженеров», объект незавершенного строительства с кадастровым номером №002 достроен. Объект учета выходит за пределы земельного участка с кадастровым номером №002. Общая площадь нежилых помещений в здании составляет 134,1 кв.м (том 1 л.д.29-52).

Согласно выводам Технического заключения №25 от 03.06.2022, изготовленного ООО «Смоленское бюро строительных услуг», установлено, что строительные конструкции здания станции технического обслуживания по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>В, деформаций и повреждений не имеет, фундамент, стены, покрытия и крыша – в работоспособном состоянии. Требования по пожарной безопасности соблюдены. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №002 в зоне с градостроительным регламентом О.З – зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности. На данном земельном участке располагается также зона с особыми условиями использования территории (охранная зона ВЛ 10 кв.). Реестровый номер данной зоны №002. С западной стороны здание выступает за границы земельного участка на 3,3м и 4,9м. Кроме того, с северной стороны часть здания расположена в охранной зоне ВЛ 10 кв. Средняя ширина захвата охранной зоны – 2 метра. Расположение здания на земельном участке не соответствует Правилам землепользования и застройки Ярцевского городского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области, определенным для зоны с градостроительным регламентом О.З и не обеспечивает соблюдение охранной зоны линии ВЛ 10 кв. Ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию возможен при условии согласования фактических границ земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимости с Комитетом по градостроительной деятельности и земельным отношениям Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области и владельцем линии ВЛ 10 кв. (том 1 л.д.53-100).

К заключению кадастрового инженера приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и фактически расположенного сооружения на местности. Из указанного плана видно, что границы содержащиеся в государственном кадастре недвижимости не соответствуют фактическим границам земельного участка.

Согласно Договору аренды №0830 от 17.06.2021, заключенному между Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области и ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее ПАО «МРСК Центра»), последний принял в аренду земельные участки г.Ярцево, на которых имеется Электросетевой комплекс распределительных сетей (том 1 л.д.157-160).

Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 24.02.2009 N 160 утвердило Правила установления охранных зон.

Указанные правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов; в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий; границы охранных зон определяются в соответствии с данными правилами (пункты 1, 2, 3 Правил установления охранных зон).

В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил установления охранных зон).

Согласно подпунктам "а,б" пункта 9 названых Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 Правил, запрещается складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных материалов, размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

В пункте 10 Правил установления охранных зон указано, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 указанных Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее, чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий. Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, может быть обжалован в суде (пункт 12 Правил установления охранных зон).

Представителем истца в судебное заседание представлен технический проект от 18.05.2010 станции технического обслуживания на 2 поста по адресу: Смоленская область, г.Ярцево, <адрес>-В, изготовленный по заказу ФИО3, содержащий в себе документ о согласовании строительства станции с организациями – владельцами сетей и коммуникаций, в том числе и с Ярцевскими районными электрическими сетями ФЦЭС и СПСДТУ ОАО «Смоленскэнерго». При согласовании с Ярцевскими районными электрическими сетями ФЦЭС, главным инженером указано, что строительство необходимо вести с соблюдением охранной зоны от бетонного ограждения 5,5 м (том 2 л.д.37-65).

По ходатайству представителя истца в качестве специалистов привлечены ООО «Смоленское бюро строительных услуг» - ведущий инженер ФИО5 и кадастровый инженер ФИО6

Специалист ФИО5 суду пояснил, что строительные конструкции здания станции техобслуживания соответствуют градостроительным нормам и Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений №384, все необходимые коммуникации и оборудование в здании имеются. Фактическое расстояние от здания до границ земельного участка немного меньше установленного, что не является критичным. Средняя ширина захвата охранной зоны 2 м. Согласно санитарно-защитной зоне строительные конструкции здания должны быть расположены от охранной зоны ВЛ 10 КВ на расстоянии 10 м, фактически же расположены на расстоянии 8 м, поэтому 2 м разницы в расстоянии не создают угрозу жизни и здоровью граждан по несущей способности, и не препятствуют другим объектам.

Специалист ФИО7 суду пояснил, что при изменении конфигурации земельного участка под зданием станции техобслуживания его площадь остается неизменной, то есть происходит сдвиг части границы земельного участка, что приводит к необходимости перераспределения земельных участков – частичное изменение местоположения земельного участка, при котором пересекающий или соседний земельные участки будут сдвинуты на такое же расстояние в точках заданных координат. В данном случае пересечения участков не имеется, земельный участок под станцией останется в той же конфигурации, подъезд к территории имеется, препятствий проезду отсутствуют. Расположение здания станции угрозы или какого-либо препятствия к устранению повреждений в охранной зоне не создает, имеется подъезд к охранной зоне.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что станция технического обслуживания возведена на земельном участке, предоставленном Администрацией МО «Ярцевский район» под проектирование и строительство станции техобслуживания, возведенная станция расположена на земельном участке, предоставленном для строительства, строение соответствует градостроительным нормам, согласование с владельцами сетей и коммуникаций имеется, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Указанные обстоятельства позволяют признать право собственности истца на станцию технического обслуживания в соответствии с ч. 1 ст. 218 и ст. 222 ГК РФ.

Ст. 39.28 ЗК РФ предусмотрено перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, ИЖС. Таким образом, перераспределение земельных участков под нежилыми зданиями законом не предусмотрено.

При обращении в Администрацию МО «Ярцевский район» с заявлением об изменении координат земельного участка путем перераспределения истцу отказано в силу ст. 39.28 ЗК РФ.

В соответствии с частью 8, 9, 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Из заключения ООО «Смоленское бюро строительных услуг» можно сделать вывод, что граница земельного участка с кадастровым номером 67:25:0010420:28 не советует фактической его границе с учётом, расположенного на нем объекта незавершенного строительства, что является препятствием в постановке на кадастровый учет земельного участка, занимаемого указанным объектом, в существующих в настоящее время координатах.

В силу ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О государственной регистрации недвижимости"

Согласно ст. 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации

Подготовленная кадастровым инженером схема фактических границ участка, содержащая координаты характерных точек границ, могут послужить документом для рассмотрения по существу заявления об установлении границ земельного участка (том 1 л.д. 53-56).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером N №002 поставлен на кадастровый учет со смещением границ, то есть в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержатся некорректные сведения о границах данного земельного участка с учетом, расположенного на этом земельном участке сооружения.

Суд полагает возможным изменение границ земельного участка №002 по фактически существующим на местности границам и закрепленному на нем объекту искусственного происхождения в пределах кадастрового квартала №002.

При таких обстоятельствах, учитывая несоответствие содержащегося в ЕГРН описания границ земельного участка истца их фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства, принимая во внимание, что в испрашиваемых границах участок истца существует с 2010 года, споры о границах земельного участка с другими смежными участками отсутствуют, споров относительно границ данного земельного участка также не имеется, а земельный участок, на котором частично расположен объект незавершенного строительства, никому в пользование и собственность ответчиком не предоставлялся, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Учитывая факт того, что при изменении конфигурации земельного участка под зданием станции техобслуживания его площадь остается неизменной, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, в том числе, и в части изменения сведений о координатах земельного участка, поскольку сведения содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о местоположении указанного участка не соответствуют действительности и фактическому местоположению.

Ответчиком - Администрацией муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области в судебном заседании исковые требования признаны в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Суд считает, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не ущемляет прав и интересов третьих лиц, поэтому признание ответчиком иска принимается судом.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч.3 ст. 173 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пристромова Дмитрия Николаевича к Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области об установлении местоположения границ земельного участка и признании права собственности на нежилое помещение удовлетворить.

Установить местоположение границ земельного участка площадью 229 кв.м с кадастровым номером 67:25:0010420:28, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под станцию технического обслуживания на 2 поста, расположенного по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>В, в следующих геодезических координатах: <данные изъяты>, с внесением соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Признать за Пристромовым Дмитрием Николаевичем право собственности на объект недвижимости – здание, площадь – 141,6 кв.м, назначение – нежилое, наименование – станция технического обслуживания на поста, адрес: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>В.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером №002, расположенном по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, г.Ярцево, <адрес>В.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2022 года.

    Председательствующий судья                                                            Е.А. Семенова

2-814/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пристромов Дмитрий Николаевич
Ответчики
Администрация МО "Ярцевский район" Смоленской области
Другие
Безруков Константин Николаевич
Ярцевский РЭС филиала ПАО "Россети Центр"-"Смоленскэнерго"
филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»
Филиал "Смоленскатомэнергосбыт" АО "СмоленскАтомЭнергоСбыт"
Филиал ПАО "МРСК Центра"-"Смоленскэнерго"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области
Суд
Ярцевский городской суд Смоленской области
Судья
Семенова Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
yarcevo.sml.sudrf.ru
15.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2022Передача материалов судье
21.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2022Судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Судебное заседание
11.10.2022Судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее