УИД 34RS0001-01-2024-001932-27
Дело № 2-1646/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 13 сентября 2024 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Митьковская А.В.
при секретаре Цыгановой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности по проведению работ,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее по тексту – ИГЖН Волгоградской области, Инспекция) обратилась в суд с иском, в котором с учетом ст. 39 ГПК РФ просит обязать УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее по тексту – Фонд) в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу обеспечить выполнение подрядной организацией работ по капитальному ремонту системы отопления многоквартирного <адрес>, а именно: на чердачном помещении восстановить отсутствующую теплоизоляцию отводов сегментов от основного магистрального трубопровода системы теплоснабжения, а также устранить неустойчивое положение (провисание) данных отводов.
В обоснование исковых требований истец указал, что постановлением Правительства Волгоградской области от 25 августа 2014 года №478 - Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора. На основании письменного обращения граждан проведена внеплановая выездная проверка в отношении УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», в результате которой установлено, что капитальный ремонт многоквартирного <адрес> проведен в соответствии с региональной программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных дома, расположенных на территории Волгоградской области», утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 31 декабря 2013 года № 812-п. Однако в ходе выездных мероприятий, проведенных Инспекцией в рамках проверки установлено, что на чердачном помещении выявлено отсутствие креплений лежаков трубопровода, в результате чего наблюдается провис трубопровода относительно горизонтальной плоскости, также выявлено отсутствие теплоизоляции данных трубопроводов, что является нарушением п. 10 Правил и п. 5.1.1, 5.1.1 Пин. По результатам проведённой проверки УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости обеспечения выполнения подрядной организацией, в рамках гарантийных обязательств, работ по восстановлению теплоизоляции, а также устранения провисаний трубопроводов системы теплоснабжения, расположенной на чердачном помещении многоквартирного <адрес> со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не исполнено, что отражено в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Изложенное послужило основанием для обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца Акулиничева ФИО9 действующая на основании доверенности, иск поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Кривоносова ФИО10, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку на момент проведения проверки частично присутствовала теплоизоляция, а также не понятно какие требования проектно-сметной документации были нарушены, в связи с чем невозможно установить причину провисания трубопроводов.
Представитель третьего лица ООО «ВолгаРемСтрой» Соков ФИО11 в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил, ранее в судебном заседании пояснил, что указанные инспекцией нарушения не признает, поскольку проектно-сметной документацией не были предусмотрены укрепления и теплоизоляция системы отопления.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 20 Жилищного кодекса РФ и пункта 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 25.08.2014 № 478-П (далее по тексту - Положение), инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с п. 2.6 Положения инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области организует и осуществляет на территории Волгоградской области проверки и обследования жилищного фонда независимо от его формы собственности.
В силу ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок.
В соответствии со ст. 1 Закона Волгоградской области №174-ОД от 19 декабря 2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области» капитальный ремонт - замена и (или) восстановление общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома или их элементов, осуществляемые в соответствии с перечнем работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Согласно ст. 23 Закона Волгоградской области №174-ОД от 19 декабря 2013 года региональный оператор создается в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Волгоградской области, осуществляет функций технического заказчика работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
В силу ч. 2 ст. 25 Закона № 174-ОД региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Указанное в целом согласуется с положениями федерального законодательства.
В соответствии с ч. 1,2,6 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда в соответствии со ст. 123.17 ГК РФ, ст. 178 ЖК РФ, Законом Волгоградской области № 174-ОД. Учредителем фонда является Волгоградская область (п. 1.3 Устава).
В 2018 году в многоквартирном <адрес> в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг и (или) выполнение работ по капительному ремонту общего имущества в многоквартирных домах подрядчиком ООО «Волгаремстрой» по заказу регионального оператора УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выполнялись соответствующие работы по капитальному ремонту, в том числе системы отопления.
Работы были выполнены и приняты Фондом ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.9.2 Договора, гарантийный срок на выполнение работ устанавливается продолжительностью 5 лет со дня подписания акта по форме КС-2 и КС-3 по последнему этапу работы.
На основании обращения Бирюкова ФИО12 в отношении УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Инспекцией было проведено обследование многоквартирного <адрес>.
В ходе выездных мероприятий, проведенных Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ в рамках проверки выявлены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, а именно: в ходе осмотра чердачного помещения выявлено отсутствие креплений лежаков трубопровода, в результате чего наблюдается провис трубопроводов относительно горизонтальной плоскости, также выявлено отсутствие теплоизоляции данных трубопроводов.
По результатам проведённой проверки УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости обеспечения выполнения работ по восстановлению теплоизоляции трубопроводов, а также устранения провисаний трубопроводов системы теплоснабжения расположенной на чердачном помещении многоквартирного <адрес> в <адрес> в рамках гарантийных обязательств.
Настоящее предписание в части рассматриваемых нарушений Фондом исполнено не было, что подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ИГЖН Волгоградской области проведены выездные мероприятия (осмотр) внутридомовой системы отопления многоквартирного <адрес> в <адрес>, расположенной на чердачном помещении.
В ходе осмотра установлено, что отводы от магистрального трубопровода частично не имеют теплоизоляции, а также частично находятся в неустойчивом (незакрепленном) положении, наблюдаются их провисания относительно горизонтальной плоскости.
В рамках настоящего дела законность вышеприведенных ненормативных актов органа государственного строительного надзора ответчиком не оспорена.
Доводы третьего лица, о том, что проектной документацией не предусмотрены крепления отопительной системы, судом признаются необоснованными, поскольку наличие крепежей на отопительной системе предусмотрено Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170.
Совокупность установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных доказательств позволяет признать выполненные по заказу ответчика работы по капитальному ремонту многоквартирного <адрес> не в полном объеме, при этом действенные меры к устранению недостатков выполненного подрядчиком капитального ремонта многоквартирного дома со стороны ответчика до настоящего времени не приняты, работы по восстановлению отсутствующей теплоизоляции отводов сегментов от основного магистрального трубопровода системы теплоснабжения, а также устранению неустойчивого положения (провисание) данных отводов указанного многоквартирного дома не проведены, что дает основание для признания ответчика ненадлежащим образом исполнившим принятые на себя обязательства перед собственниками помещений в многоквартирном доме вследствие ненадлежащего контроля за качеством выполненного капитального ремонта здания и отнесения мер по устранению сложившейся ситуации, нарушающей права и законные интересы собственников многоквартирного <адрес>, к прямой обязанности ответчика.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Таким образом, суд считает необходимым установить УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» срок для исполнения настоящего решения суда, в течение трёх месяцев со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах с Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в доход бюджета муниципального образования город Волгоград подлежит взысканию государственная пошлина в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности по проведению мероприятий по приведению в надлежащее техническое состояние многоквартирного дома - удовлетворить.
Возложить на Унитарную некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН 3460000502) обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу выполнение подрядной организацией работ по капитальному ремонту системы отопления многоквартирного <адрес>, а именно: на чердачном помещении восстановить отсутствующую теплоизоляцию отводов сегментов от основного магистрального трубопровода системы теплоснабжения, а также устранить неустойчивое положение (провисание) данных отводов.
Взыскать с Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН 3460000502) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Митьковская
Решение вынесено в окончательной форме 27 сентября 2024 года.
Судья А.В. Митьковская