дело № 2а-547/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2018 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Романько А.М.
при секретаре Оржеховской М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску КГКУ «Хабаровскуправавтодор» к главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району о признании недействительным предписания от 21.04.2018г.,
У С Т А Н О В И Л:
КГКУ «Хабаровскуправавтодор» обратилось в Ванинский районный суд Хабаровского края с административным иском к главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району о признании недействительным предписания от 21.04.2018г. В обоснование заявления указали, что главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району Иршаковым С.В. КГКУ «Хабаровскуправавтодор» выдано предписание в течение десяти суток с момента получения предписания организовать выполнение следующих мероприятий: в соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 устранить повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части улиц, ликвидировать имеющиеся выбоины на участке автодороги Хабаровск - Лидога - Ванино км 317 - 318. С данным предписанием КГКУ «Хабаровскуправтодор» не согласно, считает его незаконным и нарушающим права и законные интересы Учреждения по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 12.3.1 свода правил СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги» асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С. Согласно метеорологической информации о среднесуточной температуре воздуха в Центральных районах Хабаровского края (п. Чегдомын, г. Комсомольск-на-Амуре, п. Солнечный, г. Советская Гавань, п. Ванино) на май 2018, представленной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 17.04.2018, преобладающие ночные температуры воздуха в начале месяца -1, +2 °С, т.е. ниже допустимой по условиям укладки асфальтобетонного покрытия температуры. Кроме того, согласно письму 14.05.2018 № 13.2-7/646 среднемесячные температуры за апрель 2018 года составили 1-6 °С. Нарушение технологии укладки асфальтобетонной смеси не приведет к достижению желаемого результата по обеспечению сохранности автомобильной дороги и поддержанию безопасных условий движения транспортных средств по ней и повлечет за собой неэффективное использование бюджетных средств. Таким образом, исполнить предписание в установленный срок не представляется возможным по объективным причинам. Кроме того, на Учреждение возложены именно организационные функции, то есть организация деятельности по содержанию и ремонту дорог. Учреждение не может непосредственно выполнять такие работы, поскольку это противоречит целям, для которых оно было создано. Также следует учитывать, что согласно пунктам 1.8, 4.14 устава КГКУ «Хабаровскуправтодор» заключение и оплата Учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. Оплата подрядных работ, выполнение которых недопустимо по климатическим условиям, влечет для Учреждения и его должностных лиц административную ответственность, предусмотренную статьями 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств) и 15.15.10 (нарушения порядка принятия бюджетных обязательств) КоАП РФ. Оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы Учреждения, поскольку последнее объективно лишено возможности его исполнить, однако будет вынуждено понести административную ответственность по статье 19.5 КоАП РФ в связи с его неисполнением.
Просили: признать незаконным предписание от 21.04.2018, выданное краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог» главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району Иршаковым С.В.
Представитель административного истца КГКУ «Хабаровскуправавтодор», будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик главный государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району Иршаков С.В., будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которого возражал против удовлетворения административного иска, по тем основаниям, что в апреле 2018 года представители Общероссийского Народного Фронта предоставили информацию в УГИБДД МВД России по Хабаровскому краю о том, что на участке 317-318 км автодороги Лидога-Ванино установлено разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части (выбоины). Отделением ГИБДД ОМВД России по Ванинскому району 20.04.2018 года проведено обследование вышеуказанного участка дороги, в результате которого установлено разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги. 21.04.2018 года юридическому лицу КГКУ Хабаровское управление автомобильных дорог направлено предписание с целью устранения нарушений выявленных недостатков. В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 установлен срок выполнения предписания — 10 суток. 03.05.2018г. спустя 10 суток, проведено контрольное обследование, в ходе которого установлено что на участке 317-318 км автодороги Лидога-Ванино имеются разрушения асфальтобетонного покрытия, а именно выбоины с резко выраженными краями, что не отвечает требованию п. 3.1 ГОСТ Р 50597-93. Собственник автомобильной дороги Лидога-Ванино 317-318 км разрушения не устранил. Для того, чтобы обезопасить участников дорожного движения, возможно было засыпать щебнем образовавшиеся выбоины, выставить необходимые дорожные знаки, применить технологию укладки холодного асфальта, однако собственником дороги КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» ничего сделано не было. Кроме того, в настоящий момент имеются технологии по укладке асфальтобетонного покрытия при температурах близких к нулю. В предписании не было указано, каким способом необходимо устранить разрушения. По состоянию на 05.07.2018 года вышеуказанные разрушения на участке автомобильной дороги Лидога-Ванино 317-318 км не устранены.
Огласив исковое заявление, изучив материалы дела, доводы возражений, суд приходит к следующему.
Согласно статье 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела ( акта от 20.04.2018 г.), 20.04.2018 г. в ходе повседневного контроля ГИБДД ОМВД России по Ванинскому району выявлено повреждение асфальтобетонного покрытия, выбоины на участке автодороги Хабаровск-Лидога-Ванино 317-318 км.
В целях устранения нарушений ГОСТ Р 50597-93, выявленных 20.04.2018 г., в адрес КГКУ «Хабаровскуправавтодор» выдано предписание от 21.04.2018 г., которым предложено организовать выполнение следующих мероприятий:
- в соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 устранить повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части улиц, ликвидировать имеющиеся выбоины.
Предписание получено КГКУ «Хабаровскуправавтодор» 23.04.2018 г. Срок выполнения предписания установлен - в течение 10 суток.
КГКУ «Хабаровскуправавтодор», полагая, что предписание противоречит действующему законодательству и нарушает их права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим административным иском.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 3 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Хабаровского края, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 22.04.2015 г. N 80-пр, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется краевым государственным казенным учреждением "Хабаровское управление автомобильных дорог" (далее - КГКУ "Хабаровскуправтодор")
Исходя из положений устава КГКУ "Хабаровскуправтодор", утвержденного 27.05.2016 г., целью и основными видами деятельности данного учреждения является осуществление функции единого государственного заказчика и (или) застройщика по объектам строительства, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе, обеспечение строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Хабаровского края. ( п.2.2, п.2.3.1.1).
Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" (далее - Основные положения).
Согласно п. 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении спорной автодороги является прямой обязанностью КГКУ "Хабаровскуправтодор". Данное учреждение создано для осуществления в определенных Уставом пределах полномочий исполнительных органов государственной власти Хабаровского края в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Хабаровского края и осуществления на них дорожной деятельности.
В связи с этим доводы административного истца о том, что в полномочия КГКУ "Хабаровскуправтодор" не входит выполнение ремонтных работ - являются несостоятельными.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 (далее - Положение о Госавтоинспекции), госавтоинспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
В соответствии с п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 срок ликвидации повреждений для автомобильной дороги группы В, (с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут), составляет не более 10 суток.
Рассматривая доводы административного истца о невозможности исполнить предписание в установленный срок, суд находит их несостоятельными, поскольку сведений о том, что КГКУ "Хабаровскуправтодор" уведомило орган государственной инспекции безопасности дорожного движения о наличии уважительных причин невозможности выполнения требований предписания в установленный срок либо обращалось с ходатайством о продлении этого срока, в материалах дела не имеется. Доказательств обратному, не представлено. Кроме того, в предписании должностного лица не содержалось требований о способе устранения разрушений, что не препятствовало административному истцу в пределах полномочий, их устранить любым способом с соблюдением требований технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Действия должностного лица административного органа соответствовали закону, права и законные интересы КГКУ «Хабаровскуправавтодор» не нарушали, доказательств обратного административным истцом не представлено. Представленный в суд прогноз погоды по Хабаровскому краю на май 2018 года, а также сведения о количестве выпавших осадков за апрель 2018 года по районам Хабаровского края, в качестве доказательств незаконности предписания, - таковыми не являются. Оспариваемое Предписание выдано уполномоченным должностным лицом, в рамках предоставленных ему полномочий. Данное предписание исполнимо, поскольку не ограничивает ответчика в выборе способа устранения разрушений, в том числе и по сроку, определенному в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска КГКУ «Хабаровскуправавтодор» к главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району о признании недействительным предписания от 21.04.2018г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск КГКУ «Хабаровскуправавтодор» к главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району о признании недействительным предписания от 21.04.2018г., - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Романько А.М.
Мотивированная часть изготовлена 10.07.2018 года.