Решение по делу № 3а-74/2020 от 11.12.2019

Дело №3а-74/2020 (3а-502/2019)

42OS0000-01-2019-000540-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский областной суд

в составе судьи Михеевой С.Н.,

при секретаре Пахомовой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«20» января 2020 года

дело по административному исковому заявлению Капралова Андрея Сергеевича, Дорофеева Игоря Владиславовича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Капралов А.С. и Дорофеев И.В. обратились в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками (по ? доле) объекта недвижимости – здания с кадастровым номером общей площадью 211 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Являясь собственниками нежилого здания, истцы платят налог на имущество физических лиц, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемой объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 24 ноября 2017 года и составляет 9 821 077, 29 руб.

Между тем рыночная стоимость данного объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ФИО8. № ОН/461-03-12-2019-1 от 11 января 2020 года, согласно которому рыночная стоимость данного объекта на дату оценки 24 ноября 2017 года составляет 3 084 457,22 руб.

В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, составляющей 3 084 457,22 рублей.

Административные истцы Капралов А.С. и Дорофеев И.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Представитель административных истцов Лебедев Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбасса, Правительство Кемеровской области - Кузбасса и заинтересованные лица: Администрация г. Новокузнецка своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбасса представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в письменном отзыве указал, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Правительство Кемеровской области - Кузбасса в письменном отзыве указало, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, Капралов А.С. и Дорофеев И.В. являются собственниками объекта недвижимости – здания (доля в праве ? у каждого) с кадастровым номером , общей площадью 211 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках о зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 декабря 2019 года.

Из предоставленного кадастрового дела следует, что данный объект недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет 26 декабря 2013 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 2 декабря 2019 года утвержденная актом от 27 ноября 2017 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, на дату определения кадастровой стоимости - 24 ноября 2017 года составляет 9 821 077, 29 руб.

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административных истцов как собственников недвижимого имущества, являющихся плательщиками налога на имущество, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч.1 ст.401, ч. 1, 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ), они вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В суд с настоящим заявлением административные истцы обратились 11 декабря 2019 года.

Согласно ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.

Из п.1 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что после установления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости. Такое решение принимается субъектом Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года.

Законом Кемеровской области от 23 ноября 2015 г. № 102-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Кемеровской области - 1 января 2016 года.

С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что обязанность по оплате налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости возникла у физических лиц в отношении объектов налогообложения на территории Кемеровской области с 2016 года, до указанного времени оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивала права таких собственников объектов недвижимости, учитывая, что с даты утверждения последних результатов кадастровой стоимости прошло более пяти лет, срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением подлежит восстановлению.

Из представленного административными истцами отчета оценщика ФИО9И. № ОН/461-03-12-2019-1 от 11 января 2020 года следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная по состоянию на 24 ноября 2017 года, составляет 3 084 457,22 руб.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО10 пояснила, что первоначально ею был составлен отчет только с использованием доходного метода оценки, однако впоследствии составлен новый отчет и применены методы сравнительного и доходного подхода оценки объекта недвижимости, поскольку это привело к более точному определению рыночной стоимости указанного помещения. Объекты-аналоги при сравнительном методе подбирались схожие по количественным и качественным характеристикам, предшествующие дате по состоянию на которую определена кадастровая стоимость. Применены соответствующие корректировки, подробно приведенные в отчете. При доходном методе исследован рынок аренды аналогичных нежилых помещений. Стоимость определена по формуле, путем деления чистого операционного дохода от объекта недвижимости на ставку капитализации.

Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 г. № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области по состоянию на 02 июня 2011 года.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости, которую оспаривают административные истцы, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 27 ноября 2017 года по состоянию на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости – 24 ноября 2017 года на основании акта утверждения кадастровой стоимости от 27 ноября 2017 года. При определении кадастровой стоимости были использованы удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 г. № 2.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости, которую оспаривают административные истцы, утверждена по состоянию на дату 24 ноября 2017 года, на дату внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменениях в учетные характеристики объекта недвижимости.

Таким образом, дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта 24 ноября 2017 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Отчет оценщика о рыночной стоимости объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного объекта капитального строительства, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объекта недвижимости, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объектов оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административными истцами отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в размере 3 084 457, 22 руб. по состоянию на 24 ноября 2017 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем они вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с ч.2 ст.247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административных истцов, которые основаны на законе.

При таких обстоятельствах требования административных истцов подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Установить кадастровую стоимость части отдельно стоящего нежилого здания, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж 8, с кадастровым номером , площадью 211 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости равной 3 084 457,22 руб., по состоянию на 24 ноября 2017 года.

Датой обращения Капралова А.С. и Дорофеева И.В. в суд считать – 11 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                   Михеева С.Н.

Мотивированное решение составлено 22. 01.2020 года.

3а-74/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дорофеев Игорь Владиславович
Капралов Андрей Сергеевич
Ответчики
Правительство Кемеровской области- Кузбасса
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области – Кузбассу
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу
КУГИ Администрации Кемеровской области
Другие
Администрация г. Новокузнецка
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Михеева Светлана Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
11.12.2019Регистрация административного искового заявления
11.12.2019Передача материалов судье
13.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2019Подготовка дела (собеседование)
25.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2020Судебное заседание
22.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2020Дело оформлено
01.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.04.2020Судебное заседание
02.07.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее