Решение по делу № 33-2844/2019 от 08.07.2019

Судья Прохорчук О.В.                                                                            дело № 33-2844/2019 г.

                                      АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2019 года                                                                        г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,

судей – Козуб Е.В., Радовиль В.Л.,

при участии секретаря – Снимщиковой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения «Дирекция капитального строительства» на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 06 мая 2019 года, которым постановлено:

иск удовлетворить частично.

Обязать ГБУ «Дирекция капительного строительства» обеспечить доступ Мищенко В.С. на территорию у заповедника Херсонес «Парк имени Анны Ахматовой» и прибрежную зону пляжа «Солнечный» по ул. Древней в г. Севастополе, в том числе с возможностью самостоятельного передвижения с использованием кресла-коляски, путем оборудования указанных объектов специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственное, удобное и безопасное посещение в соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы ООО «Центр судебных экспертиз им. Б.Д. Сперанского»                № 470/18-Э от 03.04.2019, а именно:

- устройства тактильных плиток/полос перед такими препятствиями, как: открытые лестницы на территории парка и пляжа, светильники на стойках, скамейки;

- устройства горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска на протяжении не более 12 м пути. При невозможности выполнения мероприятий по устройству необходимых уклонов провести согласование с Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя;

- устройства конструкций тротуарных покрытий на пешеходных путях с соблюдением требований по возвышению бордюров минимум на 5 см;

- устройства возвышения бетонной подпорной стены относительно уровня пешеходной зоны или ограждения опасных участков в районе пляжа (создающие угрозу жизни и здоровью человека в результате падения с высоты);

- оборудования лестниц поручнями и устройства дублирующего лестницу пандуса или подъемного устройства (за исключением нескольких лестниц в районе пляжа);

- устройства санитарного узла для инвалидов-колясочников на первом этаже здания администрации с отдельным входом с юго-восточного торца здания с оборудованием знаков и символов;

- устройства тактильных полос перед открытыми лестницами, напротив входов в здание кафе и администрации, а также лестниц и пандуса в зоне размещения амфитеатра. Облицовка пандуса на пути движения к амфитеатру и сцене плитками с шероховатой поверхностью;

- устройства двух лестниц Типа 2 и двух лестниц Типа 1 количеством ступеней не более 12;

- устройства парковки для инвалидов;

- устройства спуска в зону пляжа с использование тротуарной плитки с шероховатой поверхностью.

Взыскать с ГБУ «Дирекция капительного строительства» в пользу Мищенко В.С. компенсацию морального вреда в размере 3 000 (трех тысяч) руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ГБУ «Дирекция капительного строительства» в пользу ООО «Центр судебных экспертиз им. Б.Д. Сперанского» расходы по производству судебной строительно-технической экспертизы в размере 80 000 (восьмидесяти тысяч) руб.

Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя Государственного бюджетного учреждения «Дирекция капитального                   строительства» – Горбунова М.А. (по доверенности), поддержавшего доводы жалобы, полагавшего решение подлежащим отмене, пояснения представителя Мищенко В.С. – Осетрова С.В. (по доверенности), возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, пояснения представителя Государственного бюджетного учреждения г. Севастополя «Парки и скверы» – Панибог В.А. (по доверенности), указавшего о разрешении жалобы по усмотрению суда, судебная коллегия

                                                  УСТАНОВИЛА:

Истица Мищенко В.С. обратилась в суд с иском к Правительству Севастополя и просила присудить к исполнению ответчиком в натуре обязанности по обеспечению ее беспрепятственного доступа на территорию парка им. А.Ахматовой и пляжа «Солнечный», а также возможности ее самостоятельного передвижения по территориям этих объектов социальной инфраструктуры с использованием кресла-коляски путем исправления всех указанных в отчете по мониторингу доступности объекта нарушений, а также возместить ей моральный вред в размере 10 000 руб., который был ей причинен нарушением неимущественного права на доступность объектов социальной инфраструктуры и отдыха. В обоснование заявленных требований истица указала, что в результате проведенной реконструкции парка им. А.Ахматовой и пляжа «Солнечный» ответчиком не была обеспечена возможность беспрепятственного доступа истицы на их территорию, а также возможность ее самостоятельного передвижения по территориям этих объектов социальной инфраструктуры с использованием кресла-коляски, в связи с чем, истица длительное время испытывала стресс и нервозность, была лишена возможности их посещения. Более того, истица в течение длительного времени была вынуждена принимать участие в судебных тяжбах, направленных на защиту своих нарушенных прав, а глубина причиненных ей моральных страданий усугубилась такими ее индивидуальными особенностями, как обостренное чувство справедливости, неравнодушие и чувствительность, а также любовь к морю и путешествиям.

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с решением, Государственным бюджетным учреждением «Дирекция капитального строительства» подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы апеллянт сослался на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в результате чего полагает решение незаконным.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3.1 вышеуказанного закона в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

В силу ст. 15 вышеуказанного закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Согласно ст. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано разработать планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, и утвердить их в срок, обеспечивающий реализацию соответствующих мероприятий начиная с 1 января 2016 г.

Обращаясь в суд с данным иском, истица просила о защите ее прав как инвалида первой группы, ссылаясь на то, что она лишена возможности беспрепятственного доступа при самостоятельном передвижении к территориям объектов социальной инфраструктуры и передвижения по ним в силу допущенных нарушений при их реконструкции.

Разрешая дело, судом первой инстанции было установлено, что согласно проектной документации «Реконструкция подъездных и внутриплощадных дорог, благоустройство территории у заповедника Херсонес: «Парк имени Анны Ахматовой», прибрежная зона пляжа «Солнечный», ул. Древняя, г. Севастополь» (раздел 10. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов), разработанной ОАО «Институт НОВГОРОДГРАЖДАНПРОЕКТ» по заказу ГКУ «Капитальное строительство», на территории парка имени А.Ахматовой предусмотрены большие прогулочные зоны, насыщенные местами для отдыха и доступные для инвалидов. В частности, предусмотрено: проезд на автотранспорте к парку для маломобильных групп населения, включая инвалидов-колясочников; парковки для инвалидов; условия беспрепятственного безопасного и удобного передвижения МГН по участку к площадкам и сооружениям парка, а также доступным входам в здания; для открытых лестниц на перепадах рельефа ширина проступей на территории парка принята от 0,35 до 0,4 м, высота подступенька 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша одинаковые по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней не более 2%. Поверхность ступеней выполняется из бетонной тротуарной плитки и имеет антискользящее шероховатое покрытие. Марши открытых лестниц предусмотрены не менее трех ступеней и не превышают 12 ступеней; перед открытыми лестницами, напротив входов в здание кафе и администрации, а также лестниц и пандуса в зоне размещения амфитеатра предусматриваются тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м, выполненные из плит из высокопрочного бетона; доступ для инвалидов-колясочников к амфитеатру и сцене предусмотрен по пандусу с уклоном 1:12, облицовка выполнена из тротуарной плитки с шероховатой поверхностью, пандус оборудуется металлическими поручнями и колесоотбойными устройствами. Места размещения инвалидов-колясочников организуются у нижнего ряда амфитеатра, напротив сцены; доступ инвалидов-колясочников к воде предусмотрен в зоне пляжа, погружение осуществляется при помощи складного мобильного кресла, предназначенного для принятия водных процедур в бассейне или на пляже. Также предусматривается подъемник для бассейнов «Батлер» уличного исполнения, устанавливаемый на площадке существующего спуска в воду в пляжной зоне, между зданием администрации парка и северной буной; доступ маломобильных групп населения, включая инвалидов-колясочников, в здание кафе на первом этаже; доступ на открытую террасу второго этажа для маломобильных групп населения, кроме инвалидов-колясочников. Кроме того, рекомендовано устанавливать предупреждающую дублированную информацию для людей с недостатками зрения – акустическую (звуковую) и для людей с дефектами слуха – визуальную и тактильную.

Постановлением Правительства Севастополя от 11.03.2015 № 154-ПП Департамент капительного строительства города Севастополя был определен как исполнительный орган государственной власти города Севастополя, ответственный за реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 111.08.2014 № 790.

На основании соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени города Севастополя государственных контрактов от лица Департамента капитального строительства города Севастополя полномочия по осуществлению функций государственного заказчика были переданы Государственному бюджетному учреждению «Дирекция капитального строительства».

28.12.2017 г. членами приемочной комиссии, состоящей из представителей ГКУ «Капитальное строительство», АО «Ривьера», ГУБ «Парки и скверы», председателя Совета Гагаринского муниципального округа был подписан акт приемки законченного строительством объекта капитального строительства «Реконструкция подъездных и внутриплощадочных дорог, благоустройство территории у заповедника Херсонес: «Парк им. А. Ахматовой», прибрежная зона пляжа «Солнечный», ул. Древняя, г. Севастополь», из которого следует, что объект выполнен в соответствии с проектом.

Между тем, заключением строительно-технической экспертизы от                  03.04.2019 г. установлено, что проектная и проектно-сметная документация по реконструкции подъездных и внутриплощадных дорог и благоустройству территории у заповедника Херсонес – «Парк имени Анны Ахматовой» и прибрежной зоны пляжа «Солнечный» по ул. Древняя в г. Севастополе не соответствует требованиям действующего законодательства в части доступности среды для инвалидов.

Так, в проектно-сметной документации отсутствуют решения по устройству тактильных плиток/полос перед такими препятствиями, как: открытые лестницы на территории парка и пляжа, светильники на стойках, скамейки. Проведенной геодезической съемкой установлено, что продольные уклоны на путях движения, которые предназначаются для пользования инвалидами на креслах-колясках, не превышают предельно-допустимые значения в 10%, однако отсутствует устройство горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска на протяжении не более 12 м пути. Возможность их создания в сложившихся условиях не установлена. Конструкции тротуарных покрытий на пешеходных путях устроены на одном уровне с бордюрами (бортовыми камнями) без соблюдения требований по возвышению бордюров минимум на 5 см. В проектно-сметной документации не предусмотрены мероприятия по устранению опасных участков в районе пляжа (создающие угрозу жизни и здоровью человека в результате падения с высоты) – возвышение бетонной подпорной стены относительно уровня пешеходной зоны или ограждение; не предусмотрено оборудование лестниц поручнями и устройство дублирующего лестницу, пандуса или подъемного устройства (за исключением нескольких лестниц в районе пляжа). Здания кафе, администрации не соответствуют проекту. Работы по реконструкции, предусмотренные проектом, в полном объеме не проведены. Кроме того, отсутствует туалет для инвалидов-колясочников, который должен был находиться на первом этаже и иметь отдельный вход с юго-восточного торца здания. В сметной документации заложены объемы и виды работ по реконструкции здания с применением стеновых сэндвич панелей, отделочные работы и т.д. Отсутствуют средства информации для маломобильных групп населения (знаки и символы), отсутствует пандус, который фактически устроен перед зданием администрации. Его уклон превышает предельно допустимое значение и составляет 20%. Отсутствуют тактильные полосы перед открытыми лестницами, напротив входов в здание кафе и администрации, а также на территории парка в целом. Пандус на пути движения к амфитеатру и сцене должен не облицован плитками с шероховатой поверхностью. Не соответствует проектной документации устройство лестниц, ступенек. Отсутствует парковка для инвалидов, не имеется соответствующих знаков и разметки. Также, в нарушение проектной документации, доступ инвалидов-колясочников к воде, который был предусмотрен в зоне пляжа по тротуарной дорожке с уклоном с шероховатой поверхностью, устроен без использования тротуарной плитки.

Таким образом, достоверно усматривается факт нарушения прав истицы на беспрепятственный и безопасный доступ к вышеуказанным объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о защите прав истицы, о чем заключил в обжалуемом решении.

Судебная коллегия, проверяя решение в апелляционном порядке, приходит к выводу о том, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на доказательствах, получивших оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

    Анализ доводов апелляционной жалобы указывает на то, что апеллянтом не опровергается факт допущенных нарушений. Последний лишь полагает, что нарушения подлежат устранению иным лицом, а не им. Однако, данные доводы основанием к отмене обжалуемого решение не являются, поскольку полномочия по осуществлению функций государственных закупок были возложены именно на апеллянта.

    Иных доводов, имеющих правовое значение для дела и указывающих на наличие каких-либо новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения и исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения апеллянтом не приведено.

    При таких обстоятельствах, следует признать, что решение постановлено в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ и отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

                                                          ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 06 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения «Дирекция капитального строительства» – без удовлетворения.

Председательствующий:                                                          Ж.В. Григорова

Судьи:                                                                                         Е.В. Козуб

                                                                                                     В.Л. Радовиль

33-2844/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Гагаринского района г. Севастополя
Мищенко Виктория Станиславовна
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Департамент городского хозяйства
ГБУ Дирекция Капитального строительства
Правительство Севастополя
Другие
Панибог Владимир Александрович
Осетров Сергей Владимирович
ГБУ Парки и Скверы
Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
23.08.2020Передача дела судье
23.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2020Передано в экспедицию
12.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее