Дело № 2-1856/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2022 года Королёвский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Н.В.,
при секретаре Хохлове В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова Александра Ивановича к Администрации г.о. Королёв Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области, Романовой Юлии Александровне, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Романов А.И. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Королёв Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области, Романовой Ю.А., Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об установлении границ земельного участка, ссылаясь на то, что является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на здание, назначение: жилое, по адресу: <адрес>, площадью 84,5 кв.м., кадастровый №, на основании договора о передаче жилого помещения в совместную собственность граждан от 31.03.1994 года и решения Королёвского городского суда Московской области от 27.04.2017 года, вступившего в законную силу 30.05.2017 года.
Сособственниками вышеуказанного жилого здания являются: Романов Р.А. в ? доли в праве общей долевой собственности, Романова Ю.А. в ? доли в праве общей долевой собственности.
Право собственности на жилое здание зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 11.01.2021 года на основании договора о передаче жилого помещения в совместную собственность граждан от 31.03.1994 года и решения Королёвского городского суда Московской области от 27.04.2017 года, вступившего в законную силу 30.05.2017 года.
12.03.2021 года истец подал в Администрацию г.о. Королёв Московской области через РПГУ заявление о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с приложением всех необходимых документов, включая схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане.
На поданное заявление Администрацией г.о. Королёв Московской области было вынесено решение об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», основанием для отказа являлось то, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте в соответствии со ст.27 ЗК РФ, то есть, нахождение земельного участка в пределах особо охраняемых природных территорий – на землях ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров».
Не согласившим с решением Администрации г.о. Королёв Московской области истец обратился с иском в суд и просит установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1443 кв.м., в соответствии с каталогом координат схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленном МБУ «ЦРЗК» (в системе координат МСК-50).
Истец Романов А.И. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.
Представитель Администрации г.о. Королёв Московской области Меньшакова И.Ю. в судебном заседании против исковых требований возражала, подержав заключения Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Московской области Чеховская А.В. в судебное заседание не явилась, извещалась в установленном порядке, ранее направила возражения на иск, из которых следует, что оснований для удовлетворения требований к Министерству имущественных отношений Московской области не имеется.
Ответчик Романова Ю.А. в судебное заседание не явилась, извещалась в установленном порядке, её интересы в судебном заседании представляла Никитина С.А., которая против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Новожилова О.В. в судебном заседании против исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" Сенотрусова Т.А. в судебном заседании разрешение спора оставила на усмотрение суда, представив письменные пояснения по делу и дополнительные пояснения.
Представитель третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в судебное заседание не явился, извещался в установленном порядке, ранее представил отзыв на иск, которым полагал исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, рассмотрев дело, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч.2 ст. 195 ГПК РФ). Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.2 ст. 56 ГПК РФ).
Согласно сведениям, представленным ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», а также сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1443 кв.м., полностью расположен в охранной зоне особо охраняемой природной территории федерального значения национальный парк «Лосиный остров», в границах 150-метровой полосы (ЗОУИТ 50:15-6.3).
На спорный земельный участок распространяется особый режим охранной зоны особо охраняемой природной территории национального парка «Лосиный остров».
Национальный парк «Лосиный остров» создан на основании постановления Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 № 401 «О создании Государственного природного национального парка «Лосиный остров».
Границы национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04.05.1979 № 1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров».
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 № 2130-1344 «Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка» границы парка уточнены.
Постановлением Совета Министров СССР от 21.08.1989 № 703 «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров»», постановлением Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 № 295 «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров»» и совместным постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 № 235-113 «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров»» границы парка были расширены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 №280 национальный природный парк «Лосиный остров» общей площадью 12881 гектар отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров».
Таким образом, границы национального парка «Лосиный остров» определены при создании, установлены в силу закона и остаются неизменными.
Как следует из пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), зоны с особыми условиями использования территорий создаются, в том числе в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно пункту 2 статьи 104 ЗК РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
В силу статьи 105 ЗК РФ охранная зона национального парка является видом зоны с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 4 статьи 95 ЗК РФ установлено, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) защитные и охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны национальных парков устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Как следует из положений пункта 11 статьи 2 Закона об ООПТ решения об установлении, изменения, о прекращении существования охранных зон национальных парков федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемых природных территории (подпункт а)).
Режим охранной зоны национального парка «Лосиный остров» установлен разделом VI Положения о Государственном природном национальном парке «Лосиный остров», утвержденного решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 № 2130-1344 (далее - Положение).
Из пункта 34 Положения следует, что охранная зона создается на прилегающих к национальному парку «Лосиный остров» территориях с целью снижения отрицательных антропогенных воздействий на природный комплекс национального парка.
В соответствии с пунктом 35 Положения в пределах охранной зоны национального парка запрещается:
-строительство и эксплуатация промышленно-складских, коммунальных и других объектов, являющихся источниками отрицательного воздействия на природу парка; размещение свалок; проведение работ, влекущих за собой уничтожение природных охраняемых комплексов парка;
-применение на сельскохозяйственных угодьях, в лесах и городских зеленых насаждениях ядохимикатов, минеральных удобрений и других химических средств;
-размещение индивидуальных коллективных садов, огородов и гаражей;
-охота и рыбная ловля.
В пункте 37 Положения указано, что вдоль границ национального парка в обязательном порядке выделяется свободная от застройки 150-метровая полоса, подлежащая озеленению (местными видами растений) и благоустройству, в том числе с устройством спортивных и детских площадок.
Таким образом, поскольку испрашиваемый земельный участок полностью расположен в охранной зоне национального парка «Лосиный остров», а именно в свободной от застройки 150-метровой полосе, то на него распространяется особый правовой режим.
При этом из положений статьи 27 и 95 ЗК РФ следует, что действующим законодательством не запрещено предоставлять гражданам в собственность земельные участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Их использование допускается при соблюдении определенных ограничений, предусмотренных режимом охранной зоны и направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
В целях соблюдения режима охранной зоны пунктом 4 статьи 15 Закона об ООПТ и пунктом 5.16. Положения о Минприроды России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, установлено, что с Минприроды России согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Таким образом, действующим законодательством не ограничена оборотоспособность земельных участков, расположенных в охранных зонах национальных парков. При этом осуществляемая пользователями и собственниками таких участков деятельность должна согласовываться с Минприроды России и соответствовать режиму охранной зоны национального парка.
Как следует из материалов дела, правоустанавливающие документы на земельный участок у истца (правопредшественников истца) отсутствуют.
По данным технической инвентаризации, согласно схеме расположения объекта недвижимого имущества на земельном участке, площадь земельного участка составляла 1060 кв.м.
Вместе с тем, истцом испрашивается земельный участок площадью 1443 кв.м.
Каких-либо обоснований в занятии дополнительной площади в размере 383 кв.м. в материалы дела истцом не представлено.
Таким образом, требование истца об установлении границ земельного участка в соответствии с представленным им каталогом координат является необоснованным.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст.12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным общего собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом. С учетом положений этой нормы под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных прав.
По смыслу указанной правовой нормы, способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения, а нарушено или оспорено может быть только существующее право.
Исходя из установленного ст. 12 ГК РФ принципа диспозитивности истец самостоятельно определяет характер нарушенного права и избирает способ его защиты.
С учетом изложенного, суд полагает, что истцом избран неправильный способ защиты своего права путем предъявления требования об установлении границ земельного участка.
Правовой интерес истца при обращении в суд с данным иском сводится к несогласию с отказом в предоставлении госуслуги Администрацией г.о. Королев от 20.12.2021, с заключением Комитета архитектуры и градостроительства МО, сводным заключением Мингмособлимущества, однако истцом требование о признании отказа Администрации, заключения Комитета и Минмособлимущества незаконными, не заявлено. Кроме того, в силу ст.56 ГПК РФ, истцом не доказана законность формирования земельного участка с учетом сформированных границ и координат смежных земельных участков, а потому, учитывая также отсутствие обоснований в отношении испрашиваемой площади земельного участка суд полагает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Романова Александра Ивановича к Администрации г.о. Королёв Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области, Романовой Юлии Александровне, Министерству природных ресурсов и экологии РФ об установлении границ земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королёвский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В. Громова
Мотивированное решение составлено 29 июля 2022 года.
Судья: Н.В. Громова