ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-2217/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 30 марта 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего |
Романовой Л.В. |
судей |
Беляевской О.Я., Корсаковой Ю.М. |
при секретаре |
Рыжкине Н.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Людмилы Юрьевны к администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Авдееву Сергею Ивановичу, третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании права собственности на земельный участок и садовый дом в порядке наследования по закону,
по апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 19 августа 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
В январе 2021 г. Смирнова Л.Ю. обратились в суд с иском к ответчикам, просила установить факт принятия наследства, признать право собственности на земельный участок общей площадью 600 кв. м, кадастровый №, расположенный по адресу№ №, за пределами населенного пункта, а также на садовый дом, расположенный по земельном участке по указанному адресу в порядке наследования по закону после смерти матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что после смерти ФИО2 - матери истца открылось наследство в виде садового дома и земельного участка, которые при жизни приобрела наследодатель, расположенные по адресу: <адрес>
Наследственное дело заведено по последнему месту жительства наследодателя в Украине - г. Харьков. При обращении истца к нотариусу по месту нахождения имущества на территории Республики Крым, нотариусом Ленинского районного нотариального округа ФИО7 также заведено наследственное дело, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство на вышеуказанное имущество отказано по мотиву отсутствия зарегистрированного права у наследодателя.
Определением Ленинского районного суда Республики Крым от 14 мая 2021 года в части установления факта принятия наследства производство по делу прекращено в связи с отказом истца от заявленных требований (л.д.86).
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 19 августа 2021 года исковые требования Смирновой Л.Ю. удовлетворены полностью, за Смирновой Л.Ю. признано право собственности на земельный участок и садовый дом, расположенный по адресу: <адрес>. № в порядке наследования по закону после смерти матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Считая принятое судом решение незаконным и необоснованным, третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушением судом норм процессуального и материального права, просит решение суда отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с их необоснованностью.
В частности заявитель жалобы указывает, что основания для признания права собственности за наследником отсутствуют, поскольку оно не возникло при жизни наследодателя.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и третье лицо не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, истец обеспечила явку представителя, администрация Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым просит о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Романовой Л.В., выслушав пояснения представителя истца – Струковой А., проверив материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По смыслу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Таким образом, для включения имущества в состав наследства обязательным условием является наличие правоустанавливающих документов о праве собственности наследодателя при жизни, в т.ч. выданных государственными и иными официальными органами Украины (ст.12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов указанных в ней субъектов частного и публичного права.
В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат оспариваемые или нарушенные права. Признание права собственности на наследственное имущество в судебном порядке является исключительным способом защиты, что применяется, если существуют препятствия для оформления наследственных прав в нотариальном порядке.
Как установлено судом, при жизни ФИО2 – мать истца приобрела недвижимое имущество на основании заключенных в <адрес> 6 ноября 2010 года двух договоров купли-продажи - земельного участка общей площадью 600 кв. м, и садового дома, расположенный по адресу: <адрес>. №, за пределами населенного пункта (л.д. 82, 83).
Из содержания договоров, удостоверенных нотариально, следует, что право собственности на недвижимость возникает только после получения документа, подтверждающего право собственности и его государственной регистрации.
20 ноября 2016 г. ФИО2, зарегистрированная и постоянно проживающая в г. <адрес> <адрес>, умерла (л.д. 8, 74, 39-41).Наследником после смерти ФИО2 является его дочь – Смирнова Л.Ю., гражданка Украины, проживающая в г. Харькове. Из материалов дела видно, что Смирнова Л.Ю. заявила себя наследником по закону, наследственное дело наведено частным нотариусом Харьковского городского нотариального округа ФИО8 (л.д.72).
4 мая 2017 г. истец обратилась к нотариусу Ленинского районного нотариального округа ФИО7, которым также заведено наследственное дело № 78/2017 (л.д.37-41), в выдаче свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество - садового дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> нотариусом отказано по мотиву отсутствия зарегистрированного права у наследодателя (л.д.85).
Материалы дела не содержат и суду не представлено доказательств оформления наследодателем при жизни права собственности на земельный участок по вышеуказанному адресу и садовый дом, который на нем расположен.
Таким образом, правоустанавливающие либо правоподтверждающие документы, на имущество в отношении которого заявлены требования, отсутствуют, тогда как само по себе наличие договоров купли-продажи не заменяют собой зарегистрированное право собственности.
Основным актом гражданского законодательства Украины, который регулировал отношения собственности на момент возникновения правоотношений - заключения договоров от 6 ноября 2010 г. купли-продажи земельного участка и садового дома, являлся Гражданский кодекс Украины (далее – ГК Украины), принятый 16 января 2003 г. и вступивший в силу 01.01.2004, а также Земельный кодекс Украины, содержавший правовые нормы о собственности на земельные участки, вступивший в силу с 01.01.2002.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 331 ГК Украины, если право собственности на недвижимое имущество в соответствии с законом подлежит государственной регистрации, право собственности возникает с момента государственной регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 334 ГК Украины (в редакции Закона Украины от 11 февраля 2010 № 1878-VI "О внесении изменений в Закон Украины« О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» и другие законодательные акты Украины») право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникало с момента такой регистрации в соответствии с законом.
При этом с 1 января 2013 г. указанным законом была отменена только государственная регистрация сделок по недвижимости.
Удовлетворяя исковые требования Смирновой Л.Ю., суд первой инстанции неверно установил обстоятельства, имеющие правовое значение для правильного разрешения спора и неверно применил закон, подлежащий применению.
В соответствии с положениями статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
При этом включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что он являлся их субъектом на день открытия наследства.
Таким образом, объектом наследования может являться имущество, принадлежавшее наследодателю, право на которое возникло при жизни наследодателя, тогда как спорное недвижимое имущество не может являться объектом наследственных прав, поскольку на момент открытия наследства не принадлежало наследодателю на праве собственности, поскольку такое право не было в установленном законом порядке зарегистрировано, соответственно не было введено в гражданский оборот.
Поскольку на время открытия наследства право собственности на спорный садовый дом и земельный участок за ФИО2 не было зарегистрировано, право на недвижимое имущество у нее возникло и указанное имущество не может быть объектом наследственных прав.
При этом, будучи осведомленной о своих правах и обязанностях фактический собственник имущества ФИО2 не проявила должной добросовестности, а также надлежащую степень предусмотрительности, в связи с чем правообладатель не реализовала принадлежащее ей право надлежащим образом, тогда как бремя негативных последствий в результате этого в данной ситуации несет наследник.
При установленных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска Смирновой Л.Ю. не имелось и суд, удовлетворяя исковые требования, принял решение, подлежащее отмене.
Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 ГПК РФ. В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке названы в статье 330 ГПК РФ, в их числе нарушение или неправильное применение судом норм материального или норм процессуального права.
Из приведенных положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в случае установления судом апелляционной инстанции неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, которые легли в основу ошибочных выводов суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции обязан исправить ошибку суда первой инстанции путем отмены решения суда первой инстанции (полностью или в части) и принять по делу новое решение с указанием мотивов, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение Ленинского районного суда Республики Крым от 19 августа 2021 года по вышеуказанным мотивам подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Смирновой Л.Ю.
Руководствуясь статьями 327-329, 330 ч.1 п.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 19 августа 2021 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Смирновой Людмилы Юрьевны к администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Авдееву Сергею Ивановичу, третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании права собственности на земельный участок и садовый дом в порядке наследования по закону отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно.
Кассационная жалоба может быть подана в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 апреля 2022 года.
Председательствующий: Романова Л.В.
Судьи: Беляевская О.Я.
Корсакова Ю.М.