Дело № 2а-3722/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2021 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Крюк А.А.,
при помощнике Чабас А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куликовой Юлии Владимировны к администрации города Хабаровска, заместителю мэра г.Хабаровска Шевцову А.И. о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
Куликова Ю.В. обратилась в суд с административным иском к администрации города Хабаровска, заместителю мэра г.Хабаровска Шевцову А.И. о признании незаконным решения, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указала, что 24 июня 2021 г. в соответствии с требованиями Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» ею было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия. Дата и время проведения 10 июля 2021 г. с 13:30 часов до 15:00 часов. Цель шествия - выражение общественных настроений, мнений по проблемам политической, экономической, социальной жизни города, края, страны, а так же проблемы экологии; поддержка политически репрессированных граждан, выступление с осуждением политических репрессий. 30.06.2021 года получен ответ от администрации города Хабаровска № 1.1.61-8909 от 29.06.2021 г. о невозможности проведения заявленного публичного мероприятия в связи с тем, что маршрут проведения является местом массового присутствия граждан и не позволяет обеспечить социальную дистанцию и масочный режим, а также создаст угрозу распространения новой коронавирусной инфекции. В соответствии с пунктом 2 Постановления правительства Хабаровского края № 243-пр от 23.06.2021 года О внесении изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 28 августа 2020 г. № 364-пр "Об отдельных ограничительных мероприятиях, установленных в связи с введением режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции" устанавливается количество участников публичных мероприятий до 100 человек. В уведомлении о проведении публичного мероприятия, поданного 25.06.2021г., заявлено количество участник до 100 человек, что не противоречит ограничениям, связанным с распространением коронавирусной инфекции. Так же организаторами назначен старший шествия, ответственный в том числе за выдачу участникам шествия масок, и призыв к соблюдению социальной дистанции 1.5 метра, о чём указано в уведомлении. Также согласно п.2 части 1 ст. 12 орган исполнительной власти, в данном случае администрация города Хабаровска, обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения. Вместо обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения мероприятия, получен отказ в проведении мероприятия. В связи с этим отказ администрации города Хабаровска № 1.1.61-8909 от 29.06.2021 г. в проведении публичного мероприятия на основании того, что маршрут проведения является местом массового присутствия граждан и не позволит обеспечить социальную дистанцию и масочный режим, а так же создаст угрозу распространи новой коронавирусной инфекции, считает незаконным, необоснованным. ограничивающим ее конституционные права.
Просит признать незаконным решение администрации города Хабаровска об отказе проведение публичного мероприятия в форме шествия, содержащееся в письме заместителя мэра города - управляющего делами Шевцова А.И. № 1.1.61-8909 от 29.06.2021г.; обязать администрацию города Хабаровска устранить нарушения закона, содержащееся в письме заместителя мэра города - управляющего делами Шевцова А.И. № 1.1.61-9004 от 29.06.2021г.; обязать администрацию города Хабаровска не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме шествия, назначенного на 10.07.2021г. в период с 13 часов до 15:00 часов, цель и маршрут которого определены в уведомлении ФИО4, Куликовой Ю.В.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело в свое отсутствие.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В возражениях администрация г.Хабаровска выражает несогласие с заявленными требованиями, указывая, что планируемое мероприятие не может быть проведено, в том числе в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
С учетом положений, предусмотренных ст.150 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).
На обеспечение реализации указанного конституционного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54), предусматривающий, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5).
В соответствии с положениями названного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия (часть 4 статьи 5, часть 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В части 3 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ указано на то, какие сведения должны быть указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Согласно пп. 6 ч. 3 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, в уведомлении указываются формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия.
Согласно п.2 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ органа местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия;
В силу ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Как следует из материалов дела, 24.06.2021 от Куликовой Ю.В., ФИО5 в адрес администрации г.Хабаровска направлено уведомление о проведении 10.07.2021 публичного мероприятия в форме шествия. Предполагаемое количество участников – 100 человек.
Из письма администрации г.Хабаровска от 30.06.2021 №1.1.61-8909, за подписью заместителя мэра города Шевцова А.И., постановлением Правительства Хабаровского края от 23.06.2021 №243-пр "О внесении изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 28 августа 2020 г. N 364-пр "Об отдельных ограничительных мероприятиях, установленных в связи с введением режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции" на территории края, в т.ч. в г.Хабаровске действуют ограничения, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции. Заявленный маршрут проведения акции является местом массового присутствия граждан и не позволит обеспечить санитарную дистанцию и масочный режим, а также создаст угрозу распространения коронавирусной инфекции среди жителей города. В связи с чем, заявленное к проведению публичное мероприятие состояться не может.
В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, установлено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ограничительные мероприятия (карантин) могут быть введены, в том числе на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно подпунктов "м", "у", "ф" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в частности принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 23.06.2021 №243-пр "О внесении изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 28 августа 2020 г. N 364-пр "Об отдельных ограничительных мероприятиях, установленных в связи с введением режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции" на территории края, в т.ч. в г.Хабаровске действуют ограничения, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 №274-пр (п.3) установлено, что проведение публичных мероприятий осуществляется с очным присутствием участников не более 10 человек.
Таким образом, в настоящее время, с учетом установленных ограничений, проведение публичного мероприятия в виде шествия с количеством участников 100 человек невозможно в связи с имеющимися ограничениями, направленными на охрану здоровья граждан.
С учетом соблюдения баланса интересов организаторов заявленного мероприятия, обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, нет оснований утверждать о нарушении прав административного истца, гарантированных среди прочего ст. 31 Конституции Российской Федерации; в данном случае, спорное публичное мероприятие не может состояться в заявленном месте по объективным вышеназванным причинам.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий подпись А.А. Крюк
Решение (определение, постановление) суда вступило (не вступило) в законную силу _________
Уникальный идентификатор дела <адрес>
Подлинник находится в материалах дела № 2а-3722/2021 Центрального районного суда г.Хабаровска.