Судья Карпова О.А. |
№ 33-3031/2022 УИД 51RS0006-01-2021-002514-65 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
12 октября 2022 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
при секретаре
председательствующего |
Брандиной Н.В., |
судей |
Засыпкиной В.А., Сазановой Н.Н. |
Бойковой А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № * по иску Усольцевой Е. А. к государственному областному казенному учреждению «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержке населения» о возложении обязанности принять решение по заявлению о предоставлении субсидии, взыскании невыплаченной субсидии,
по апелляционной жалобе Усольцевой Елены Александровны на решение Мончегорского городского суда Мурманской области от _ _ .
Заслушав доклад судьи Засыпкиной В.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Усольцева Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному областному казенному учреждению «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее - ГОКУ «Мончегорский межрайонный ЦСПН», Учреждение) о признании действий, бездействия незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет субсидии на оплату жилого помещения, о предоставлении субсидии, взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указывала, что с 2003 года по январь 2020 года являлась долевым собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... Решением ГОКУ «Мончегорский межрайонный ЦСПН» от _ _ № * ей была предоставлена субсидия на период с 01.06.2018 по 31.10.2018. Ссылаясь на постановление Правительства Мурманской области от 08.11.2018 № 507-ПП, указывает, что в нарушение п. 24 Порядка предоставление субсидии ответчик не произвел перерасчет субсидии за 3 квартал 2018 года в ноябре 2018 года. Фактически ее расходы за коммунальные услуги в октябре составили 4086 рублей 92 копейки, в ноябре 2018 года – 4086 рублей 92 копейки, а всего 8173 рублей 84 копейки. Для перечисления субсидии ответчику был предоставлен расчетный счет в АО «Тинькофф Банк». Указывает, что субсидия за октябрь и ноябрь 2018 года ей выплачена не была.
12 декабря 2018 года Усольцева Е.А. направила пакет документов на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с декабря 2018 года по май 2019 года. Однако в нарушение п. 42 Порядка предоставления субсидии её обращение ответчиком не было рассмотрено, решение о назначении или об отказе в назначении субсидии не принято.
Просила признать незаконными действия ответчика по перечислению на расчетный счет ПАО «Сбербанк» субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги; признать незаконным бездействие в части перерасчета субсидии в связи с увеличением прожиточного минимума в Мурманской области за 3 квартал 2018 года; обязать ответчика произвести перерасчет субсидии; принять решение по заявлению о предоставлении субсидии от 12 декабря 2018 года; взыскать невыплаченную субсидию на оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 8195 рублей 74 копейки; взыскать судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда с даты вынесения судебного решения по день фактического исполнения.
Определением суда от _ _ истцу отказано в принятии уточненных исковых требований: о признании незаконным отказа ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» в регистрации документов о предоставлении ежемесячной субсидии от 12.12.2018; об обязании ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» зарегистрировать заявление о предоставлении ежемесячной субсидии от 12.12.2018. Принято к производству заявление истца об уточнении исковых требований в части взыскания с ответчика невыплаченной субсидии на оплату жилого помещения за октябрь и ноябрь 2018 года в размере 5207 рублей 20 копеек.
Определением суда от _ _ прекращено производство по делу в части требований истца о признании незаконными действий ответчика по перечислению на расчетный счет ПАО «Сбербанк» субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги; признании незаконным бездействия в части перерасчета субсидии в связи с увеличением прожиточного минимума в Мурманской области за 3 квартал 2018 года; возложении обязанности произвести перерасчет субсидии; взыскании судебной неустойки в связи с отказом истца от заявленных требований в указанной части.
Судом постановлено решение, которым Усольцевой Е. А. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, не согласившись с решением суда, Усольцева Е.А. просит решение суда отменить и направить дело в суд первой инстанции для разрешения по существу уточненных требований от _ _ .
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд незаконно отказал ей в принятии уточненных исковых требований.
Указывает, что определение об отказе в принятии уточненных требований, не отвечает положениям ст. 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на положения п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, полагает, что указанные Правила не устанавливают исчерпывающий перечень представляемых заявителем документов, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
При этом указывает, что уполномоченные органы, на основании межведомственных запросов могут самостоятельно получить сведения о заявителе, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, в том числе о доходах заявителя и членах его семьи.
Приводит довод о том, что в соответствии с п. 12 Правил, граждане освобождаются по решению органа от обязанности представления всех или части документов, в том числе указанных в п. 8 Правил, включая сведения о доходах.
Полагает, что судом неверно приняты во внимания возражения ответчика, так как доказательств в обоснование своих возражений стороной ответчика не представлено.
Указывает, что право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги не может быть поставлено в зависимость от наличия у гражданина задолженности по этим платежам, образовавшейся по уважительной причине в связи с незаконным приостановлением выплаты субсидии для осуществления данных платежей.
Также указывает, что ответчик вправе учесть переплаты за коммунальные услуги только в той части, в какой субсидии компенсированы фактические расходы по коммунальным услугам.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» Юрласова В.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей, и перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (части 3 и 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Согласно Правилам, право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (подп. 2 «г» п. 3).
Пунктом 8 Правил установлен перечень документов, которые граждане должны представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства для получения субсидии представляют.
Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.?
Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней, с даты истечения срока, предоставления субсидий представляет уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидий.
В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Усольцевой Е.А. на основании заявления от _ _ № * была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЖКУ) по адресу: ..., на период с 01.06.2018 по 30.11.2018.
Согласно расчетному листку за июнь 2018 года, Усольцевой Е.В. произведен расчет субсидии на оплату ЖКУ за шесть месяцев 2018 года, которая составила в июне – 4747 рублей 21 копейка, в июле – 4959 рублей 77 копеек, в августе – 4967 рублей 25 копеек, в сентябре – 4963 рубля 51 копейка, в октябре – 4963 рублей 51 копейка, в ноябре – 3843 рублей 23 копейки.
По результатам расчета субсидии от 27.12.2018, начисление субсидии производилось на основании предоставляемых ресурсоснабжающими организациями в рамках заключенных соглашений об информационном взаимодействии, сведений о начисленной плате за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу регистрации по месту жительства: .... Расчет в текущем месяце осуществлялся Учреждением по данным ресорсоснабжающих организаций о начисленной плате по ЖКУ за прошедший месяц, а в последующем месяце при поступлении фактических данных производился перерасчет. При расчете субсидии учитывался общий доход семьи Усольцевой Е.А., состоящий из двух человек; региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2018 год для муниципального образования г. Оленегорск на одну семью, состоящую из двух человек; максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальные услуги в совокупном доходе семьи; среднедушевой доход семьи; величина прожиточного минимума семьи.
Согласно представленным результатам расчета начисленная за июнь - октябрь 2018 года Усольцевой Е.А. субсидия выплачена в полном размере, за ноябрь 2018 года субсидия не выплачена.
При этом судом первой инстанции установлено, что за октябрь 2018 года фактическое начисления платы за жилищно-коммунальные услуги по спорному адресу составило – 1007 рублей 07 копеек, то есть за октябрь 2018 года произошла переплата субсидии в размере 4963 рубля 51 копейка. Поскольку размер субсидии в октябре 2018 года превысил фактические расходы семьи Усольцевой Е.А. на оплату ЖКУ, начисленная за ноябрь 2018 года субсидия, в размере 3843 рубля 23 копейки не была выплачена истцу.
При определении размера субсидии Учреждением учтены все начисленные платежи за содержание жилого помещения, за коммунальные услуги, взнос на капитальный ремонт, а также произведенный перерасчет за услугу электроснабжения в размере 4847 рублей 30 копеек.
Также судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что мировым судьей Вологодской области по судебному участку № * от _ _ было рассмотрено гражданское дело по иску ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» к Усольцевой Е.А. о взыскании излишне выплаченной субсидии в размере 1096 рублей 32 копейки. Определением мирового судьи, вступившим в законную силу _ _ , производство по данному делу прекращено в связи с отказом истца от иска. В ходе рассмотрения дела, в судебном заседании _ _ , истец Усольцева Е.А. пояснила, что денежные средства в размере 1096 рублей 32 копейки она уплатила ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения», в связи с чем, производство по делу было прекращено.
_ _ Усольцевой Е.А. подано заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг посредством регионального портала электронных услуг Мурманской области, с приложением документов.
Из ответа начальника отдела ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» от 13.12.2018 № 3733-0 следует, что заявление Усольцевой Е.А. было возвращено в связи с непредоставлением документов, указанных в п. 2.6.1 Административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, в том числе в связи с отсутствием квитанции по начислению расходов по капительному ремонту НКО «ФКР МО» за ноябрь 2018 года.
Действия ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения», связанные с отказом в приеме заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Усольцевой Е.А. не обжаловались. На дату рассмотрения дела заявления о предоставлении данной субсидии в ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» не имеется, в связи с чем, суд первой инстанции отказал в требовании истца об обязанности принять решение по заявлению истца от 12.12.2018 о предоставлении субсидии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовал в совокупности представленные сторонами доказательства, применил к сложившимся правоотношениям положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы жалобы истца не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Основания для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлены частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 этого же Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги по общему правилу вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
Частью 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и содержит указание на то, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Правилами финансирования расходов на предоставление субсидий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»), предусмотрено, что финансирование расходов на выплату субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а согласно пункту 71 этих Правил порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также согласно пункту 42 Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
Таким образом, обязанность уполномоченного органа, в данном случае ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения», по предоставлению субсидии возникает при условии выполнения законодательно установленных требований, возлагаемых на претендента на получение субсидии.
То есть, возникновение права истца на субсидии связано с выполнением им требований закона, в частности, лицо, претендующее на предоставление субсидии, обязано представить в уполномоченный орган соответствующее заявление и пакет документов, подтверждающих право заявителя на субсидии (пункты 8 и 9 Правил).
В силу п. 6 Правил субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Представление заявителем неполных и/или заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункт 14 Правил).
По общему правилу, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Из разъяснений, содержащихся в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).
Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнения гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. Таким образом, действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на ноябрь 2018 года по адресу истца имелась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы о том, что задолженность истца образовалась по уважительной причине, в связи с незаконным приостановлением выплаты субсидии для осуществления данных платежей, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку истец не представил доказательства невозможности оплаты задолженности либо заключения соглашения о порядке погашения этой задолженности.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на положения Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее - Правила), отклоняется судебной коллегией ввиду следующего.
Разделом 2 указанных Правил определен перечень документов (сведений), необходимых для предоставления субсидии, и порядок их рассмотрения.
В соответствии с подпунктами «б,д» п. 8 раздела 2 Правил для получения субсидии граждане и члены их семей предоставляют в Учреждение по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документа, подтверждающего доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии, а также документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги.
Непредставление документов, указанных в разделе 2 Правил, является основанием для отказа в приеме документов.
Заявление и документы, предусмотренные разделом 2 Правил, могут представляться в Учреждение в письменном виде лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа (пакета документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе.
Из материалов дела усматривается, что при обращении с заявлением о предоставлении субсидии Усольцева Е.А. не представила документы, перечень которых определен подпунктами «б,д» п. 8 раздела 2 Правил, в связи с чем, заявление было возвращено заявителю с указанием на выявленные недостатки. Решение о предоставление либо об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг не принималось, в связи с чем, отказ в возложении на ответчика обязанности принять решение по заявлению истца от _ _ о предоставлении субсидии признан судом первой инстанции правомерно, с чем соглашается судебная коллегия.
Довод жалобы о том, что уполномоченные органы, на основании межведомственных запросов могут самостоятельно получить сведения о заявителе, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, в том числе о доходах заявителя и членах его семьи, так же отклоняется судебной коллегией.
В пункте 12 Правил предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, указано, что при наличии у уполномоченного органа возможности, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, получить сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидий, расчета их размеров, сравнения размера предоставляемой субсидии с фактическими расходами семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, граждане освобождаются по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.
Изложенным выше п. 12 Правил оговаривается наличие у уполномоченного органа возможности принять решение об освобождении граждан от обязанности предоставления всех или части документов, а Регламент определил перечень документов и информации, которые могут находиться в распоряжении государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, организаций и могли быть запрошены ответчиком для получения сведений о доходах заявителя и членов его семьи.
Как следует из материалов дела, истец представила лишь копии справок о доходах, между тем никаких действий, по предоставлению подлинников указанных справок в уполномоченные органы не предприняла, доказательств невозможности предоставления справок о доходах в уполномоченные органы не представила, в виду чего у ответчика отсутствовали основания для направления соответствующего запроса.
Более того, уполномоченным органом не принимались решения об освобождении истца от обязанности предоставления всех или части документов.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в принятии и рассмотрении уточненного искового заявления, о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права не свидетельствуют. В представленном Усольцовой Е.А., в судебном заседании _ _ , уточненном исковом заявлении, она изменила предмет и основание иска, что в силу действующего гражданского процессуального законодательства (статья 39 ГПК РФ) является недопустимым, в связи с чем, оснований для принятия к производству суда уточненного искового заявления в рамках рассматриваемого гражданского дела не имелось. Отказ в принятии уточненного искового заявления мотивирован судом в протокольном определении. Кроме того, к представленному уточненному исковому заявлению не было приложено уведомление о вручении его ответчику, что нарушает требования ч. 6 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 331 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия исходит из того, что законодательством не предусмотрено обжалование отказа в принятии уточненного искового заявления, а также принимает во внимание, что протокольное определение не исключает возможности дальнейшего движения дела, кроме того истец вправе обратиться в суд с данными требованиями в рамках отдельного искового производства.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от _ _ года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Усольцевой Е. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи