Решение по делу № 2-2453/2024 от 29.07.2024

    КОПИЯ

УИД: 89RS0005-01-2024-003636-21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2024 года                               город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Прядко Е.М.,

при секретаре судебного заседания Ишмуратовой Г.В.,

с участием: помощника прокурора г. Ноябрьска Бородиной К.Н., представителя ответчика Иванова Д.Ф., действующего на основании доверенности ...

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2453/2024 по иску прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Энерго-Газ-Ноябрьск» о возложении обязанности провести техническое обследование коммунальных сетей,

установил:

прокурор города Ноябрьска, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к акционерному обществу «Энерго-Газ-Ноябрьск» о возложении обязанности провести техническое обследование коммунальных сетей.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» на основании концессионного соглашения эксплуатирует объекты жилищно-коммунального комплекса, участвующие в снабжении жителей города Ноябрьска ресурсами: ... Техническое обследование указанных сетей водоснабжения и водоотведения проводилось в 2017 году, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования. Учитывая, что указанные объекты ЖКХ участвуют в снабжении населения города Ноябрьска коммунальными ресурсами, непроведение обследования может создать затруднительные условия потребителей городского округа и может привести к опасности здоровья людей и окружающей среды, в случае ненадлежащего технического состояния указанных коммунальных сетей. В нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Приказа Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр техническое обследование указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства на протяжении предшествующих пяти лет не проводилось, в связи с чем прокурор просит возложить обязанность на АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести техническое обследование сетей горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, внутриквартальных сетей водоотведения ....

В судебном заседании помощник прокурора города Ноябрьска Бородина К.Н. просила заявленные исковые требования удовлетворить, привела доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика Иванов Д.Ф., ссылался на отсутствие оснований для удовлетворения требований иска, полагая, что требования заявлены преждевременно, поскольку составление актов технического обследования и последующее согласование с органом местного самоуправления гор. Ноябрьска определен на ноябрь 2024 года. Также полагает, что прокурор обращаясь в защиту прав неопределенного круга лиц, самостоятельно определил круг пострадавших лиц, ограничиваясь жителями ...

Третьи лица – представители Администрации гор. Ноябрьска, департамента имущественных отношений Администрации гор. Ноябрьска, направили письменный отзыв, в котором изложили правовую позицию аналогичную доводам ответчика, также просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В ходе рассмотрения дела был допрошен специалист Ростехнадзора Иванова Д.В., которая пояснила, что действительно акт технического обследования отсутствует, ввиду его непроведение с 2017 года. Техническое обследование необходимо для определения технических характеристик сетей, их физического износа.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

На территории Российской Федерации отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ.

В соответствии с пунктами 1,4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона №416-ФЗ к числу целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, относится охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения

Согласно положениям п. 2-4, 14-16, 25, 27-29 ст. 2 названного Федерального закона для целей данного закона используются следующие основные понятия:

водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2);

водоподготовка – обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды (п. 3);

водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п. 4);

объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения – инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 14);

централизованная система горячего водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (п. 27);

централизованная система холодного водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и(или) технической воды абонентам (п. 29);

централизованная система водоотведения (канализации) – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28);

организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), –юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. К организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п. 15);

организация, осуществляющая горячее водоснабжение, – юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы. К организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем (п. 16);

техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения – оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 25).

Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 8 Федерального закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Цели проведения технических обследований централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения определены в частях 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ.

В силу части 3 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.

Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления (часть 4 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 года N 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования.

Частью 6 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, пунктом 4 Требований к проведению технического обследования установлено, что обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет.

Согласно п. 3 Требований, цели проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - техническое обследование) определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Задачами проведения технического обследования являются: а) обеспечение принятия эффективных управленческих решений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение) с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; б) определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в) получение (подготовка) исходных данных для разработки схем водоснабжения и водоотведения, планов снижения сбросов, планов мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, установления нормативов водоотведения, а также для определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в том числе бесхозяйных объектов), исходя из их технического состояния.

В соответствии с пунктом 10 Требований к проведению технического обследования состав работ по техническому обследованию включает в себя: камеральное обследование (подпункт "а"); техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт "б"); определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (подпункт "в").

По итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования, содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 30 Требований к проведению технического обследования).

Согласование акта осуществляется путем его подписания уполномоченным представителем органа местного самоуправления, принимавшего участие в проведении технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями к проведению технического обследования (пункт 36 Требований к проведению технического обследования).

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования город Ноябрьск находятся внутриквартальные сети водоотведения ...

ДД.ММ.ГГГГ между субъектом Российской Федерации – Ямало-Ненецким автономным округом, муниципальным образованием город Ноябрьск (концендент) и акционерным обществом «Энерго-Газ-Ноябрьск» (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с предметом соглашения концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать имущество (п.2.1 соглашения), право собственности на которое принадлежит конценденту и осуществлять в отношении населения и иных потребителей города Ноябрьска деятельность по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению с использованием объекта соглашения, а концендент обязуется предоставить концессионеру на срок установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (л.д. 30-71).

Соглашение вступило в силу со дня его подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из концессионного соглашения, а также положений ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» является организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, которая в силу положений ст. 37 того же Федерального закона обязана проводить их техническое обследование.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой гор. Ноябрьска, было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении обязательное техническое обследование указанных выше сетей не проводилось с 2017 года, что создает затруднительные условия потребителей городского округа и, как следствие нарушения прав жителей ..., поскольку может привести к опасности для здоровья людей и окружающей как следствие, среды, в случае ненадлежащего технического состояния указанных коммунальных сетей.

По данному факту прокурором города Ноябрьска на имя директора АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» ДД.ММ.ГГГГ в порядке статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года ... внесено представление ... об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.5-8).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ... за подписью директора АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» прокурору сообщалось, что последнее техническое обследование объекта было проведено в 2017 году, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ оформлен акт о проведении технического обследования централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и водоотведения (л.д. 9-10).

Согласно акту АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» от ДД.ММ.ГГГГ проведено технического обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения города Ноябрьска (л.д. 51-71).

В ходе рассмотрения дела установлено, что с указанного период времени (2017 года) техническое обследование объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения города Ноябрьска, не проводилось, что также не оспаривается ответчиком.

При таких установленных обстоятельствах, принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы в их совокупности, учитывая, что системы водоснабжения и водоотведения предназначены для решения задач по обеспечению населения одним из необходимых для жизнеобеспечения ресурсом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности провести в установленном действующим законодательством порядке техническое обследование сетей водоснабжения и водоотведения ...

Вопреки позиции ответчика, точный круг лиц, в защиту, чьих прав, свобод и законных интересов обратился прокурор, в связи со спецификой спорных правоотношений не может быть определен, поскольку нарушены права и свободы значительного числа граждан ..., а не только его жителей.

Доводы ответчика о том, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения» утвержден график проведения работ по техническому обследованию, а составление актов и последующее согласование с органом местного самоуправления г. Ноябрьска запланировано на ноябрь 2024 года, не свидетельствует о соблюдении сроков проведения технического обследования установленных законодательством в сфере жилищно-коммунального, в связи с чем доводы ответчика о преждевременности требований прокурора, несостоятельны.

Суд отклоняет доводы ответчика о том, что отсутствие или наличие акта обследования не нарушает прав граждан, как неубедительные, поскольку именно акт технического обследования, содержит его результаты и является итогом завершения технического обследования, т.е. свидетельствует о его проведении.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации объектом права собственности муниципального образования г. Ноябрьска, являются сети водоснабжения и водоотведения ..., в связи с чем предусмотренная приказом АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» от ДД.ММ.ГГГГ организация технического обследования всех систем ГВС, ХВС и водоотведения города Ноябрьска, а не части, не является препятствием, для предъявление прокурором города Ноябрьска требований в отношении сетей ..., не свидетельствует об их неправомерности.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае возложения обязанности совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Предложенный прокурором срок для исполнения этой обязанности продолжительностью в 1 год с момента вступления решения суда в законную силу признается судом разумным и способным надлежащим образом соблюсти баланс интересов ответчика и неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором города Ноябрьска подано настоящее исковое заявление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать «Энерго-Газ-Ноябрьск» (ИНН 8905033649, ОРГН 1048900553206) в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести техническое обследование сетей горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, внутриквартальных сетей водоотведения ..., в соответствии с требованиями к проведению технического обследования систем горячего и холодного водоснабжения, систем водоотведения, утвержденными приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционных жалобы, представления прокурора через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 1 октября 2024 г.

Судья:                         (подпись)         Е.М. Прядко

...

2-2453/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Ноябрьска
Ответчики
Акционерное общество "Энерго-Газ-Ноябрьск"
Другие
Иванов Денис Федорович
администрация г. Ноябрьска
Департамент имущественных отношений Администрации г. Ноябрьск
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Прядко Елена Михайловна
Дело на странице суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
29.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2024Передача материалов судье
05.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2024Судебное заседание
17.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2024Дело оформлено
17.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее