К делу №2-35/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2020 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Ситниковой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Набоковой Б.А.,
с участием представителя истца Удычак С.И. по доверенности – Шеуджен С.Н.,
представителя ответчика МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея по доверенности – Полуэктовой И.А.,
представителя ответчика Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея по доверенности – Ладыженко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Удычак С.И. к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управлению Росреестра по Республике Адыгея, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Адыгея о признании сведений реестровой ошибкой, возложении обязанности, исключении сведений о координатах поворотных точек и признании права собственности на канализацию,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управлению Росреестра по Республике Адыгея, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Адыгея о признании сведений реестровой ошибкой, возложении обязанности, исключении сведений о координатах поворотных точек и признании права собственности на канализацию. В обоснование своих требований указала, что она является собственницей земельного участка категории земель – земли населенных пунктов – под размещение АЗС, площадью 1511 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН 14.05.2015 сделана запись о регистрации №, в связи с чем выдано свидетельство о государственной регистрации права № от 14.05.2015. Также, она является собственником стационарной АЗС, общей площадью 44 кв.м., кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН 14.05.2015 сделана запись о регистрации №, в связи с чем выдано свидетельство о государственной регистрации права № от 14.05.2015. Основанием приобретения права собственности вышеуказанных объектов недвижимости явился договор купли-продажи стационарной АЗС и земельного участка от 28.04.2015. С момента приобретения стационарной АЗС и земельного участка она открыто владеет и пользуется принадлежащими ей объектами недвижимости в границах, огороженных бетонным забором, который построен с момента образования автозаправочного комплекса и по состоянию на сегодняшний день никуда не передвигался. 15.07.2019 Управлением Росреестра по РА в отношении Удычак С.И. проведена внеплановая выездная документарная проверка по адресам: <адрес>, кадастровый № и <адрес>, кадастровый №, в связи с чем составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) №116. Согласно указанного акта, в ходе проведения контрольного мероприятия был осуществлен обмер границ обоих земельных участков на местности с использованием высокоточного геодезического спутникового оборудования. В результате сопоставления результатов замеров с координатами границ земельных участков, содержащимися в ЕГРН, установлено, что границы участков на местности не соответствуют внесенным в ЕГРН:
- по земельному участку с кадастровым номером №, по <адрес>, общей площадью 1511 кв.м. – земельный участок частично огорожен, огорожена тыльная сторона здания операторов АЗС и топливохранилище (склад ГСМ, в связи с чем доступ на территорию земельного участка частично ограничен). Правая от фасада сторона, огороженного земельного участка (склад ГСМ), выходит за пределы границ земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН, в связи с чем выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в несоответствии границ данного земельного участка с западной стороны (справа от фасада) и юго-западной стороны (тыльная сторона от фасада), в результате чего общая площадь занимаемых земельных участков с кадастровыми номерами № и №, составила 40 кв.м.;
- по земельному участку с кадастровым номером №, по <адрес>, общей площадью 765 кв.м. – земельный участок частично огорожен, огорожена только тыльная сторона, в соответствии с чем доступ на территорию земельного участка не ограничен. Юго-западная поворотная точка границы земельного участка смещена в сторону участка с кадастровым номером № на 0,6 м., в связи с чем выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в несоответствии границ данного земельного участка с юго-западной стороны и в результате чего общая площадь занимаемого земельного участка с кадастровым номером № составила 4,8 кв.м.
Также, в акте указано, что Удычак С.И. предпринимаются меры по приведению в соответствие границ земельного участка (переноса ограждения), при этом осуществляются кадастровые работы по выносу границ участка в натуре. По результату проведенных контрольных мероприятий Удычак С.И. выданы предписания на устранение выявленных нарушений земельного законодательства.
С указанным предписанием она не согласна, в связи с чем считает необходимым уточнить границы принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, так как границы ею не изменялись с момента приобретения, на границе стоит забор с бетонным основанием, прочно связанным с землей, который никуда не передвигался. Границы автозаправочного комплекса – АЗС и земельных участков при покупке определялись границей забора. При приобретении земельного участка вместе с АЗС вся документация на весь комплекс была оформлена в установленном законом порядке. При оформлении договора купли-продажи продавцом – ООО «Актан Аил» была предоставлена документация покупателю Удычак С.И. на весь автозаправочный комплекс со стадии строительства. Из представленной документации следует, что строительство АЗС осуществлялось в соответствии с рабочим проектом на строительство стационарной АЗС от 1999 года, разработанного МУП «Горпроект», в соответствии с заказом 288-99, где заказчиком был ООО «Актан Айл». Также, имеется акт приемки законченной строительством стационарной АЗС на 40 куб.м. от 12.05.2000, утвержденный распоряжением Главы Администрации от 12.05.2000 года №1221-р, где комиссией отмечено, что вышеуказанное строительство осуществлено на основании распоряжения Главы Администрации города Майкопа №234-р от 03.02.2000 года. На момент приобретения автозаправочного комплекса и на сегодняшний день весь объект недвижимости является функционирующим со всеми необходимыми коммуникациями. Канализация АЗС как составная часть объекта недвижимости в ЕГРП не внесена. По требованиям ранее действовавшего законодательства не требовалось обязательное оформление канализации как объекта собственности, а в настоящее время это возможно. Считает необходимым восполнить данный пробел в имеющейся документации, так как канализационная система, обслуживающая весь автозаправочный комплекс располагается на смежном земельном участке, находящемся в государственной собственности. Просит суд уточнить границы земельного участка категории земель – земли населенных пунктов – под размещение стационарной АЗС, площадью 1511 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом 40 кв.м. площади занимаемых земельных участков с кадастровыми номерами № и №, по границе забора. Уточнить границы земельного участка, категории земель – земли населенных пунктов – под размещение стационарной АЗС, площадью 765 кв.м., кадастровый №, по <адрес>, с учетом 4,8 кв.м. площади занимаемого земельного участка с кадастровым номером № по границе забора. Признать за Удычак С.И. право собственности на канализацию, входящую в комплекс АЗС, расположенной по адресу: <адрес>.
Впоследствии истец уточнила исковые требования, просила суд признать реестровой ошибкой сведения ЕГРН о координатах поворотных точек границ земельном участке, категории земель – земли населенных пунктов – под размещение стационарной АЗС, площадью 1511 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, внесенные на основании межевания МП «Землеустройство». Обязать Управление федеральной службы регистрации, кадастра и картографии исправить реестровую ошибку путем исключения из ЕГРН сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, заменив уточненную площадь на декларированную. Исключить из ЕГРН сведения о координатах поворотных точек границ земельных участков, граничащих с земельным участком Удычак С.И. с кадастровым номером №. Признать за Удычак С.И. право собственности на канализацию, входящую в комплекс АЗС, расположенной по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца поддержала уточненные требования, дала пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения. Просила уточненные требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея возражали против удовлетворения заявленных требований. Просили в иске отказать.
Представителя ответчика Управления Росреестра по РА и третьего лица АО «Автоколонна 1491», извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Представитель ответчика не представил сведений об уважительности причин неявки, представитель третьего лица в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В связи с чем, суд, в соответствии с ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Удычак С.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как было установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, 28.04.2015 между ООО «Актан-Аил» и Удычак С.И. был заключен договор купли-продажи стационарной АЗС и земельного участка, согласно которому ООО «Актан-Аил» продал, а Удычак С.И. купила Стационарную АЗС, объемом 44,0 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – под размещение стационарной АЗС, площадью 1511 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>.
Также, факт принадлежности вышеуказанного недвижимого имущества подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от 14.05.2015 и № от 14.05.2015.
При этом, из доводов истца и материалов дела усматривается, что 15.07.2019 Управлением Росреестра по РА в отношении Удычак С.И. проведена внеплановая выездная документарная проверка по адресам: <адрес>, кадастровый № и <адрес>, кадастровый №.
По итогам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина №116 от 15.07.2019.
Согласно указанного акта, в ходе проведения контрольного мероприятия был осуществлен обмер границ обоих земельных участков на местности с использованием высокоточного геодезического спутникового оборудования. В результате сопоставления результатов замеров с координатами границ земельных участков, содержащимися в ЕГРН, установлено, что границы участков на местности не соответствуют внесенным в ЕГРН:
- по земельному участку с кадастровым номером №, по <адрес>, общей площадью 1511 кв.м. – земельный участок частично огорожен, огорожена тыльная сторона здания операторов АЗС и топливохранилище (склад ГСМ, в связи с чем доступ на территорию земельного участка частично ограничен). Правая от фасада сторона, огороженного земельного участка (склад ГСМ), выходит за пределы границ земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН. Выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в несоответствии границ данного земельного участка с западной стороны (справа от фасада) и юго-западной стороны (тыльная сторона от фасада), в результате чего общая площадь занимаемых земельных участков с кадастровыми номерами № и №, составила 40 кв.м.;
- по земельному участку с кадастровым номером №, по <адрес>, общей площадью 765 кв.м. – земельный участок частично огорожен, огорожена только тыльная сторона, в соответствии с чем доступ на территорию земельного участка не ограничен. Юго-западная поворотная точка границы земельного участка смещена в сторону участка с кадастровым номером № на 0,6 м. Выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в несоответствии границ данного земельного участка с юго-западной стороны и в результате чего общая площадь занимаемого земельного участка с кадастровым номером № составила 4,8 кв.м.
Также, в акте указано, что Удычак С.И. предпринимаются меры по приведению в соответствие границ земельного участка (переноса ограждения), при этом осуществляются кадастровые работы по выносу границ участка в натуре.
По результату проведенных контрольных мероприятий Удычак С.И. выдано предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства РФ №116/1 от 15.07.2019.
Несогласившись с указанным предписанием истец Удычак С.И. обратилась с настоящим иском в суд.
Так, из доводов истца усматривается, что границы земельного участка ею не изменялись. С момента приобретения недвижимости на границе участка стоит забор с бетонным основанием, прочно связанный с землей, который никуда не передвигался. Границы автозаправочного комплекса – АЗС и земельного участка при покупке определялись границей забора. При приобретении земельного участка вместе с АЗС вся документация была оформлена в установленном законом порядке.
Данные доводы истца подтверждаются материалами дела.
Так, из предоставленной истцу Удычак С.И. продавцом ООО «Актан Аил» при заключении договора купли-продажи документации усматривается, что строительство АЗС осуществлялось в соответствии с рабочим проектом на строительство стационарной АЗС от 1999 года, разработанным МУП «Горпроект», в соответствии с заказом 288-99, где заказчиком был ООО «Актан Айл».
Также, имеется акт приемки законченной строительством стационарной АЗС на 40 куб.м. от 12.05.2000, утвержденный распоряжением Главы Администрации от 12.05.2000 года №1221-р, где комиссией отмечено, что вышеуказанное строительство осуществлено на основании распоряжения Главы Администрации города Майкопа №234-р от 03.02.2000 года.
На момент приобретения автозаправочного комплекса и на сегодняшний день весь объект недвижимости является функционирующим со всеми необходимыми коммуникациями, что сторонами не оспаривается.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент формирования земельного участка и строительства стационарной АЗС, государственному кадастровому учету подлежали земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Согласно ст.12 названного Закона государственный земельный кадастр содержит сведения о земельных участках.
Частями 1, 3 ст.14 данного Закона установлено, что единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
В силу ч.4 ст.17 вышеуказанного Закона сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно ч.ч.1,2,6 ст.19 Закона государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по введению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
В соответствии с ч.ч.1, 2, 3 ст.21 Закона исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в пятидневный срок после их обнаружения.
Исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч.1 ст.3 Закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
На основании ч.ч.1, 2, 4 ст.8 Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе площади, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно п.1 ч.2 ст.14 Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В силу ч.1 ст.43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Части 1, 3, 4 ст. 61 Закона предусматривают, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Часть 6 данной статьи устанавливает, что суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.
В силу ч.10 ст.22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В целях определения границ спорных земельных участков, наличия несоответствий, возможных действий по их устранению, наличия и характеристик систем канализации, судом по ходатайству представителя истца, была назначена и проведена судебная экспертиза.
Согласно Заключению судебной землеустроительной экспертизы установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1511 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов – под размещение стационарной АЗС поставлен на кадастровый учет 09.06.2012 года; уточненная площадь 1511 кв.м. +/-14 кв.м., то есть 14 кв.м. допустимая нормативная погрешность, определенная в результате межевания; право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1511 кв.м. зарегистрировано за Удычак С.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14.05.2015; на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1511 кв.м. расположена стационарная АЗС с кадастровым номером №, право собственности на которую зарегистрировано за Удычак С.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14.05.2015 года; приобретенные Удычак С.И. стационарная АЗС и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежали а праве собственности ООО «Актан-Аил», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права; год ввода в эксплуатацию стационарной АЗС – 2000 год, согласно акта приемочной комиссии от 12.05.2000 года; строительство осуществлено в соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной МУП «Горпроект» (информация из Акта приемочной комиссии от 12.05.2000 года).
Координаты земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1511 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно Кадастровой выписки о земельном участке от 11.08.2015:
X Y
1 432319,12 2227491,73
2 432297,85 2227490,98
3 432295,91 2227525,38
4 432292,61 2227525,28
5 432291,68 2227553,17
6 432298,87 2227553,43
7 432300,98 2227553,65
8 432313,70 2227556,72
9 432317,70 2227558,02
Площадь 1511 +/-14 кв.м. Длины линий: От «А» до «Б» - 66,31 м. От «Б» до «В» - 4,21 м. От «В» до «Г» - 13,09 м. От «Г» до «Д» - 2,12 м. От «Д» до «Е» - 7,19 м. От «Е» до «Ж» - 27,91 м. От «Ж» до «З» - 3,30 м. От «З» до «И» - 34,45 м. От «И» до «А» - 21,28 м.
Границы земельного участка категории земель – земли населенных пунктов – под размещение стационарной АЗС, площадью 1511 кв.м., кадастровый №, площадью 1511 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на местности заборами обозначены частично:
- по фасаду частично установлен железобетонный забор. Часть фасада не имеет ограждения, поскольку выступает подъездом к АЗС;
- левая граница, общая с земельным участком с кадастровым номером № не имеет ограждения, поскольку является проездом к зданию автомойки;
- по задней границе, общей с земельным участком с кадастровым номером № установлены частично кирпичный, частично железный и бетонный заборы;
- по правой границе, общей с земельным участком с кадастровым номером № установлен металлический забор.
Поскольку по фасадной границе участка заборы частично не установлены, определить фактическую площадь не представляется возможным. Осуществляется сопоставление юридических (по данным кадастрового учета) и фактических границ по расположению, конфигурации и длинам линий.
Длины линий: От «А» до «Б» - 31,27 м. От «В» до «Г» - 27,47 м. От «Г» до «Д» - 3,16 м. От «Д» до «Е» - 5,23 м. От «Е» до «Ж» - 24,44 м. От «Ж» до «З» - 2,56 м. От «З» до «И» - 5,3 м. От «И» до «А» - 23,80 м.
При сопоставлении Генерального плана земельного участка, находящегося в техническом паспорте на здание стационарной АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на 21.06.2002 года, с фактическими границами и конфигурацией земельного участка категории земель – земли населенных пунктов – под размещение стационарной АЗС, площадью 1511 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, определенные в результате замеров и координирования установлено, что конфигурация и длины линий (с незначительными отклонениями) соответствуют.
В результате сопоставления юридических и фактических границ земельного участка с кадастровым номером № установлено несоответствие по правой границе, общей с земельным участком с кадастровым номером №, и частично по задней границе, общей с земельным участком с кадастровым номером №. Площадь наложения на земельные участки с кадастровым номером № и с кадастровым номером № составляет 42 кв.м.
Данное несоответствие фактических и юридических границ земельного участка с кадастровым номером № возникло в результате уточнения (межевания) данного земельного участка, поскольку установленные заборы отображены в техническом паспорте на здание стационарной АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на 21.06.2020 года, то есть после ввода в эксплуатацию стационарной АЗС существовавшие сооружения заборов сохранились по настоящее время. Таким образом, для устранения имеющегося несоответствия юридических (по данным кадастрового учета) и фактических границ, необходимо юридические границы привести в соответствие с данными Генерального плана земельного участка из технического паспорта на здание стационарной АЗС по состоянию на 21.06.2002 год, расположенной по адресу: <адрес>, которые соответствуют фактическим границам на момент проведения экспертизы.
Эксперт МБНЭ «АУТАС» ФИО1, составившая экспертное заключение была предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет соответствующее образование, стаж трудовой деятельности в экспертном учреждении – 15 лет.
При таких обстоятельствах суд принимает выводы эксперта и считает установленным, что несоответствие фактических и юридических границ земельного участка с кадастровым номером № возникло в результате уточнения (межевания) данного земельного участка по состоянию на 21.06.2020 года, а для устранения имеющегося несоответствия юридических (по данным кадастрового учета) и фактических границ, необходимо юридические границы привести в соответствие с данными Генерального плана земельного участка из технического паспорта на здание стационарной АЗС по состоянию на 21.06.2002 год, расположенной по адресу: <адрес>, которые соответствуют фактическим границам.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованным в ходе рассмотрения дела межевым планом земельного участка от 06.06.2012.
Допрошенная в судебном заседании от 15.06.2020 эксперт ФИО1 пояснила, что в техническом паспорте за 2002 год отражены все строения и сооружения, относящиеся к АЗС, также отражены конфигурация и заборы, имеющиеся на территории данного земельного участка. Достоверно утверждать, что заборы стоят с 2002 года позволяет сам технический паспорт и проведенные замеры, которые отличаются от данных технического паспорта в считанных сантиметрах. Это говорит о том, что заборы не смещались и не перемещались с 2002 года. По результатам межевания видно, что изменилась конфигурация земельного участка, обрезана задняя часть и изменены длинные линии. При том, что заборы стоят с 2002 года, это говорит о том, что кадастровый инженер неверно определил координаты. Не понятно, на каком основании изменена конфигурация земельного участка, если она закреплена в технической инвентаризации.
Учитывая, что строительство стационарной АЗС осуществлялось в соответствии с рабочим проектом на строительством стационарной АЗС от 1999 года, разработанного МУП «Горпроект» в соответствии с заказом ООО «АктанАйл» 28-99, имеется акт приемки законченной строительством стационарной АЗС от 12.05.2000, утвержденный распоряжением Главы Администрации МО «Город Майкоп» от 12.05.2000 №1221-р, строительство осуществлено на основании распоряжения Главы Администрации МО «Город Майкоп» №234-р от 03.02.2000, положения ч.10 ст.22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также результаты проведенной судебной экспертизы, исследованные судом доказательства позволяют суду сделать вывод, что при постановке на кадастровый учет земельного участка, кадастровой № по адресу: <адрес>, и учете его в Едином государственном реестре недвижимости, с площадью равной 1511 кв.м., допущена реестровая ошибка, которая подлежит исправлению.
Следовательно, требования истца о признании реестровой ошибкой сведений ЕГРН о координатах поворотных точек границ земельном участке кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, внесенные на основании межевания МП «Землеустройство», возложении обязанности на Управление Росреестра по РА исправить реестровую ошибку путем исключения из ЕГРН сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, с заменой уточненной площади на декларированную, исключении из ЕГРН сведений о координатах поворотных точек границ земельных участков, граничащих с земельным участком Удычак С.И. с кадастровым номером № являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также, истцом заявлено требование о признании за Удычак С.И. права собственности на канализацию, входящую в комплекс АЗС, расположенной по адресу: <адрес>.
Из материалов дела усматривается, что при строительстве АЗС по адресу: <адрес>, на смежном с ним земельном участке с кадастровым номером № была обустроена канализация.
Согласно заключению судебной экспертизы в ходе проведенных исследований установлено, что септики и вентиляционные трубы канализации, являющиеся частью канализационной системы из санузлов Стационарной АЗС по адресу: <адрес>, расположены за кирпичным забором, являющимся задней границей, общей с земельным участком с кадастровым номером №, то есть расположены на территории земельного участка с кадастровым номером №.
Объекты канализационной системы (септики и вентиляционные трубы), расположенные на территории земельного участка с кадастровым номером № являются составной частью комплекса автозаправочной станции, расположенной на земельном участке, категории земель – земли населенных пунктов – под размещение стационарной АЗС, площадью 1511 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>, которые возведены согласно проектно-сметной документации, разработанной МУП «Горпроект».
Бытовая канализационная система К1 стационарной АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, построена в соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной МУП «Горпроект» с соблюдением требований СНиП 2.04.03-85 «Канализация наружные сети и сооружения».
Доступ к объектам канализационной системы, выходящей из имеющихся санузлов здания стационарной АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, ограничен, поскольку септики «Г6» и «Г7» и вентиляционные трубы расположены за пределами земельного участка с кадастровым номером № на территории земельного участка с кадастровым номером №.
Площадь необходимого участка для подъезда и обслуживания канализационной системы комплекса автозаправочной станции из земельного участка с кадастровым номером № составляет 479 кв.м. Координаты точке и длины линий:
Точка X Y Длины линий
А 432292,61 2227525,28 От «А» до «Б» - 27,91 м.
Б 432291,68 2227553,17 От «Б» до «В» - 16,79 м.
В 462274,89 2227552,85 От «В» до «Г» - 27,57 м.
Г 432274,89 2227525,28 От «А» до «Г» - 17,72 м.
Площадь – 479 кв.м.
Допрошенная в судебном заседании от 15.06.2020 эксперт ФИО1 пояснила, что септик – это поглотитель закрытого типа, которые относятся именно к определенному объекту, независимо от последующего слива из них отстойных вод. Рассматриваемые 2 септика четко определены и технической инвентаризацией закреплены за зданием АЗС, которое обслуживают. Размер необходимого для обслуживания канализации земельного участка определен ей с учетом необходимого размера площадки для разворота автомобиля (16 м.).
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, того факта, что спорная канализация является составной частью комплекса АЗС и относится к недвижимому имуществу, в отношении которого возможно возникновение прав и обязанностей, суд считает требования истца о признании права собственности на канализацию, входящую в комплекс АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Удычак С.И. к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управлению Росреестра по Республике Адыгея, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Адыгея о признании сведений реестровой ошибкой, возложении обязанности, исключении сведений о координатах поворотных точек и признании права собственности на канализацию – удовлетворить.
Признать реестровой ошибкой сведения ЕГРН о координатах поворотных точек границ земельном участке, категории земель – земли населенных пунктов – под размещение стационарной АЗС, площадью 1511 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, внесенные на основании межевания МП «Землеустройство».
Обязать Управление федеральной службы регистрации, кадастра и картографии исправить реестровую ошибку путем исключения из ЕГРН сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, заменив уточненную площадь на декларированную.
Исключить из ЕГРН сведения о координатах поворотных точек границ земельных участков, граничащих с земельным участком Удычак С.И. с кадастровым номером №.
Признать за Удычак С.И. право собственности на канализацию, входящую в комплекс АЗС, расположенной по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 августа 2020 года.
Председательствующий подпись С.Ю. Ситникова
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2019-006930-72
Подлинник находится в материалах дела №2-35/2020
в Майкопском городском суде Республики Адыгея.