Дело № 12-29/2022
УИД 44RS0006-01-2021-001712-27
Р Е Ш Е Н И Е
1 апреля 2022 года гор. Галич
Судья Галичского районного суда Костромской области Виноградов В.В.,
рассмотрев жалобу главы Галичского муниципального района Костромской области Потехина Александра Николаевича на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области от 21 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38, ч. 1 и ч. 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 21 июня 2021 года администрация Галичского муниципального района Костромской области была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38, ч. 1 и ч. 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях, и ей, с применением ст. 4.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч).
Как следует из постановления старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 21 июня 2021 года, основанием для привлечения администрации Галичского муниципального района Костромской области к административной ответственности послужило обнаружение 12.03.2021 г. в районе координат 58.431157, 42.493972 (<адрес> область, <адрес> район, пересечение автодороги ведущей к дер. <адрес> с водным объектом <адрес>) перекрытия, путем сплошного завала бревнами, русла реки <данные изъяты> с целью организации переезда автотранспортных средств через водный объект, и создание искусственного заграждения (плотина) на путях массовой миграции объектов животного мира. То есть, нарушены п. 3, 8, 26 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», фактически создано искусственное заграждение (плотина) на путях массовой миграции объектов животного мира.
<дата> в районе координат 58.431157, 42.493972 <адрес> область, <адрес> район, пересечение автодороги ведущей к дер. <адрес> с водным объектом <адрес>) был установлен факт демонтажа переправы через реку Едомша (изъятые из водного объекта бревна размещены по правому и левому берегу реки, хаотично навалены непосредственно в русле, в результате чего образован завал из бревен), чем нарушен водный режим, создано замутнение воды.
В результате ненадлежащей организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в границах Галичского муниципального района Костромской области и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, администрацией Галичского муниципального района допущено нарушение природоохранного законодательства выразившееся в нарушении, норм, регулирующих отношения по использованию и охране водных биологических ресурсов Российской Федерации: нарушение правил охраны водных биологических ресурсов, которое может повлечь тяжкие последствия на водные биологические ресурсы и среду их обитания; осуществление деятельности оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания; осуществление деятельности оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В жалобе глава Галичского муниципального района Костромской области Потехин А.Н. просит отменить названное постановление, вынесенное старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Киселевым О.Р. в отношении администрации Галичского муниципального района Костромской области о привлечении к административной ответственности по статье 8.38, части 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, считая, что дело об административном правонарушении не было рассмотрено в полном объеме, объективно и всесторонне, а вынесенное постановление по делу об административном правонарушении от 21 июня 2021 года № 325 необоснованно и незаконно. Объективная сторона состава административного правонарушения, установленного статьями 8.38 и 8.48 КоАП РФ, выражается в совершении прямо перечисленных в данных нормах действий, если они могут повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, а также оказать негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Следовательно, для привлечения виновного лица к административной ответственности по этим нормам необходимо доказать как факт совершения одного из указанных в статьях 8.38 и 8.48 КоАП РФ действий, так и угрозу массовой гибели рыбы или других водных животных и неблагоприятного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания. Администрация Галичского муниципального района Костромской области каких-либо действий по производству сплава древесины, строительству мостов, дамб, транспортировке древесины или других лесных ресурсов, осуществлению взрывных или иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов, а также строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, внедрению новых технологических процессов, территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию на автомобильной дороге «<адрес>» в месте пересечения с рекой <адрес> не производила. Кроме того, указанная автомобильная дорога социального и внутрихозяйственного значения не имеет и не эксплуатируется. Транспортное сообщение с населенными пунктами северо-востока Галичского муниципального района осуществляется по автомобильной дороге «<адрес>». При проведении администрацией Галичского муниципального района Костромской области рейдовых мероприятий в рамках муниципального земельного контроля был обнаружен завал русла реки Едомша лесоматериалами, которые находятся на 1 км. автомобильной дороги «<адрес>». По данному факту директору департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> области 23 марта 2021 года было направлено соответствующее письмо, которое было представлено в материалы дела об административном правонарушении. Само обнаружение <дата> в районе координат 58.431157, 42.493972 <адрес> область, <адрес> район, пересечение автодороги ведущей к деревне <адрес> водным объектом с реки Едомша) факта перекрытия путем сплошного завала бревнами русла реки Едомша с целью организации переезда автотранспортных средств через водный объект и <дата> в том же месте факта демонтажа переправы через реку Едомша не может являться основанием для привлечения Заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.38 и частью 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ, за бездействие администрации Галичского муниципального района Костромской области при выполнении обязанностей по организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения, отсутствие муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также неисполнение мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, поскольку указанными нормами ответственность за данные действия (бездействия) не предусмотрена. Соответственно, юридическая квалификация действий (бездействий) администрации Галичского муниципального района Костромской области не соответствует диспозиции статьи 8.38, части 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.38, частями 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в отношении администрации Галичского муниципального района Костромской области старшим государственным инспектором Киселевым О.Р. не исследованы представленные возражения Заявителя, им не дана надлежащая правовая оценка. В постановлении отсутствует какое-либо указание на то, что Заявителем при рассмотрении дела были представленные письменные возражения и доводы.
В судебном заседании представитель Галичского муниципального района Костромской области – управляющий делами администрации Галичского муниципального района Костромской области Гришина Е.Б., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в жалобе, настаивала на её удовлетворении, просила отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо административного органа – старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Киселев О.Р. возражал против доводов жалобы, считая постановление от 21.06.2021 г. законным и обоснованным, вынесенным в полном соответствии с требованиями КоАП РФ, представив письменный отзыв относительно доводов жалобы.
Представитель административного органа - государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Праздников А.В., действующий на основании доверенности, возражал против доводов жалобы, считая постановление от 21.06.2021 г. законным и обоснованным, вынесенным в полном соответствии с требованиями КоАП РФ, поддержал доводы письменного отзыва относительно доводов жалобы.
Рассмотрев материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, обязательным условием наступления административной ответственности является наличие вины в совершении административного правонарушения. Это обстоятельство является юридически значимым и подлежит доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.(ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ)
Согласно статьи 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ст. 22 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ, любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Согласно пункта 2 статьи 7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. и пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды
Требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности регламентируются статьей 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20.12.2004 г.
В соответствии с частью 1 статьи 50 названного закона при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 50). Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 50).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.(далее – Правила) Пунктом 2 указанных Правил установлено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов (пункт «г» пункта 2 Правил).
Постановлением Правительства РФ № 997 от 13.08.1996 года утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (далее – Требования).
В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается: установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных; устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока (пункт 3 Требований).
При пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков) должна обеспечиваться свободная миграция рыб и наземных животных (п. 26 Требований).
Статьей 8.38 КоАП РФ установлена ответственность за производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
Ответственность юридических лиц за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, установлена ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.
За территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства установлена ответственность по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что <дата> в районе координат 58.431157, 42.493972 (<адрес>, пересечение автодороги ведущей к дер. <адрес> с водным объектом <адрес>) обнаружено перекрытие, путем сплошного завала бревнами, русла реки Едомша с целью организации переезда автотранспортных средств через водный объект, и создание искусственного заграждения (плотины) на путях массовой миграции объектов животного мира. 15.04.2021 г. в районе координат 58.431157, 42.493972 (<адрес>, пересечение автодороги ведущей к дер. <адрес> с водным объектом <адрес>) был установлен факт демонтажа переправы через реку <адрес> (изъятые из водного объекта бревна размещены по правому и левому берегу реки, хаотично навалены непосредственно в русле, в результате чего образован завал из бревен), чем нарушен водный режим, создано замутнение воды, что является нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, которое может повлечь тяжкие последствия на водные биологические ресурсы и среду их обитания; осуществление деятельности оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания; осуществление деятельности оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Администрация Галичского муниципального района Костромской области как юридическое лицо не обеспечило выполнения требований правил охраны водных биологических ресурсов при осуществлении деятельности (допустило создание искусственного заграждения (плотины) переправы через <адрес> и выполнила её демонтаж), которая может повлечь тяжкие последствия на водные биологические ресурсы и среду их обитания; осуществило иную деятельность оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания; осуществило иную деятельность оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.38 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ и ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.
Доказательств обратного представителем заявителя суду представлено не было.
Бездействиям и действиям администрации Галичского муниципального района Костромской области должностным лицом административного органа дана правильная юридическая оценка, его виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ (2 правонарушения), ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ (2 правонарушения) и ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ (2 правонарушения), подтверждена совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении № 325,№ 326, № 327, № 328, № 329, № 330 от 08.06.2021 г., плановым (рейдовым) заданием № 23/1687 от 15.03.2021 г., протоколами осмотра местности от <дата>, <дата> и <дата>; актами осмотра местности от <дата>, от <дата>, от <дата>, <дата> с фототаблицами; ответом на запрос № 23-07/305 от <дата> о принадлежности автомобильной дороги «Степаново-Березовец-Солигалич»; копией муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Галичского муниципального района Костромской области в 2021 году; оценкой специалиста неблагоприятного воздействия на водные биоресурсы по материалу дела об административном правонарушении содержащим признаки состава административного правонарушения предусмотренного ст. 8.33, 8.38.,8.42, 8.48 КоАП РФ (размещение переправы через водный объект – реки Едомша в Галичском районе Костромской области в районе местности с координатами 58.431157, 42.493972), другими материалами дела.
Указанные доказательства оценены должностным лицом административного органа в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, оснований для переоценки выводов о виновности заявителя не имеется.
Наказание юридическому лицу – администрации Галичского муниципального района Костромской области назначено с учетом данных пояснений (возражений) представителями юридического лица, обстоятельств, влияющих на назначение наказания, обстоятельств правонарушения, в пределах санкции ст. 8.38 КоАП РФ, ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ и ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 2.10, 3.1, 3.5, 4.1 и 4.4 КоАП РФ.
При этом назначенное административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению правил охраны водных биологических ресурсов, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Оснований для применения к юридическому лицу – администрации Галичского муниципального района Костромской области административного наказания в виде предупреждения суд не усматривает, основания для признания совершенного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП отсутствуют.
Как указано выше, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Обжалуемое постановление вынесено в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления должностного лица административного органа.
При указанных обстоятельствах прихожу к выводу, что основания для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа отсутствуют.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области от 21 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38, ч. 1 и ч. 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях в отношении администрации Галичского муниципального района Костромской области оставить без изменения, а жалобу главы Галичского муниципального района Костромской области Потехина Александра Николаевича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 суток.
Судья В.В. Виноградов