дело №12-153/2023
УИД: 91RS0004-01-2023-000146-02
Р Е Ш Е Н И Е
28 марта 2023 года город Симферополь
Судья Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым Цыкуренко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мощенко Андрея Николаевича на постановление начальника управления государственной лесной охраны и контроля старшего государственного инспектора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Федюк С.В. № 314/2022 от 28.12.2022 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в отношении Мощенко Андрея Николаевича,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника управления государственной лесной охраны и контроля, старшего государственного инспектора Республики Крым Федюк Сергея Витальевича о назначении административного наказания от 28.12.2022 № 314/2022 Мощенко Андрей Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.32 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации и подвернут административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Мощенко А.Н. обратился в Киевский районный суд г. Симферополя РК с жалобой, которая мотивирована тем, что согласно постановлению о назначении административного наказания от 28.12.2022 № 314/2022 сотрудниками ГКУ РК «Юго-восточное объединенное лесничество» 05.09.2022 года было обнаружено засорение остатками переработки древесины и других лесных ресурсов в виде сложенных в кучу кустарников на границе территории лесного фонда. В ходе административного расследования установлено, что арендатором поля, граничащего с территорией лесного фонда является Мощенко А.Н. На основании данной информации старший государственный инспектор Республики Крым Федюк С.В. пришел к выводу о вине Мощенко А.Н. Однако никаких реальных фактов, подтверждающих вину Мощенко А.Н. не представлено. В деле отсутствуют показания свидетеля ФИО3, который согласно протоколу, подтверждает факт складирования древесных ресурсов и кустарников именно гражданином Мощенко А.Н. Кроме того, ФИО3 является главным лесничим территориального отдела - Алуштинское лесничество, в связи с чем является заинтересованным лицом в исходе рассмотрения дела, что ставит под сомнение его свидетельские показания. Мощенко А.Н. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 90:15:051401:107 согласно договору аренды земельного участка, в течение 2022 года не производил на арендованном земельном участке никаких работ по вырубке зеленых насаждений. В связи с чем податель жалобы считает, что отсутствуют основания привлечения Мощенко А.Н. к административной ответственности. Кроме того, Мощенко А.Н. не был уведомлен о возбуждении административного дела, проведении административного расследования и о продлении срока административного расследования, чем ГКУ РК «Юго- восточное объединенное лесничество» нарушило нормы КоАП РФ. Мощенко А.Н. не был надлежаще уведомлен о месте и времени составления в отношении него административного протокола, что повлекло нарушение его законных прав как лица, привлекаемого к административной ответственности.
В связи с чем заявитель просит отменить постановление по делу о назначении административного наказания от 28.12.2022 № 314/2022 вынесенное начальником управления государственной лесной охраны и контроля, старшим государственным инспектором Республики Крым Федюк Сергеем Витальевичем в отношении Мощенко Андрея Николаевича, производство по делу об административном правонарушении в отношении Мощенко Андрея Николаевича прекратить.
В судебном заседании Мощенко А.Н. доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что регулярно проживает в г. Симферополе и в течение августа-сентября 2022 года не находился на территории Алуштинского городского округа, засорение остатками переработки древесины и других лесных ресурсов в виде сложенных в кучу кустарников на границе территории лесного фонда не производил. Кроме того, в соответствии с паспортными данными гражданина Мощенко А.Н. 06.06.2017 года он снят с регистрационного учета по адресу г<адрес> и с 06.06.2017 года зарегистрирован по адресу <адрес>. В связи с чем о составлении протокола по делу об административном правонарушении уведомлен не был, в связи с чем не имел возможности предоставить пояснения.
Должностное лицо начальник управления государственной лесной охраны и контроля старшего государственный инспектор Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Федюк С.В. в судебном заседании возражал относительно доводов жалобы, просил отказать.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов согласно ч. 1 ст. 23 ЛК РФ являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
В соответствии с пунктом 6 статьи 111 Лесного кодекса РФ в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно части 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 утверждены «Правила пожарной безопасности в лесах». Правилами установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 утверждены «Правила санитарной безопасности в лесах». Правила устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1614 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Согласно подпункту «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2020 года N 2047 и введенных в действие с 01 января 2021 года, в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.03.2022 № 142 (ред. от 29.09.2022) «Об утверждении перечней населенных пунктов Республики Крым, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества Республики Крым, подверженных угрозе лесных пожаров, начале пожароопасного сезона на территории Республики Крым в 2022 году и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым» в городском округе Алушта установлен особый противопожарный режим. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2022 № 1238.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Судом установлено, что в соответствии с планом-графиком патрулирования лесов на сентябрь от 31.08.2022 года, 05.09.2022 года участковым лесничим Запрудненского участкового лесничества ФИО5 проведено обследование территории (акватории). В ходе обследования территории (акватории) проведены мероприятия: фотографирование, отбор проб и др.
По результатам обследования составлен акт обследования территории на предмет соблюдения законодательства № ЮВЛ2022/00004 от 05.09.2022 года.
Согласно акту обследования территории на предмет соблюдения законодательства № ЮВЛ2022/00004 от 05.09.2022 года, 05.09.2022 года в 08:20 в Запрдненском участковом лесничестве в кв. 34 выд. 66 было обнаружено засорение остатками переработки древесины и других лесных ресурсов, в виде сложенных в кучи кустарников на границе территории лесного фонда, чем нарушены: постановление Правительства РФ от 07.10.2020г № 1614 п. 32. 47 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», постановление Совета министров РК от 16,03.2022 №142, приказ МЧС РК от 19.05.2022 №97-ОСН «Об установлении особого противопожарного режима на территории Республики Крым», приказ Минприроды Республики Крым от 19.08.2022 №821 «Об ограничении пребывания граждан в лесах, въезда в них транспортных средств и ведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности».
Определением участкового лесничего Запрудненского участкового лесничества ФИО5 от 05.09.2022 года в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административном правонарушении и определено провести административное расследование на основании акта обследования территории на предмет соблюдения лесного законодательства от 05.09.2022г. № ЮВЛ2022/00004, содержащего информацию о нарушении лесного законодательства в кв. 34 выд. 66 Запрудненского участкового лесничества, что указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 частью 3 КоАП РФ «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров».
В рамках проведения мероприятий по административному расследованию ГКУ РУ «Юг-восточное объединенное лесничество» направлен запрос Министру экологии и природных ресурсов Республики Крым относительно представления выписки из ЕГРН участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для уточнения арендатора участка, граничащего с территорией лесного фонда.
Согласно выписке из ЕГРН от 06.09.2022 года № КУВИ-001/2022-154607922, арендатором земельного участка, граничащего с территорией лесного фонда, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, Краснокаменское отделение, уч. №, является ФИО1, зарегистрированный по адресу: <адрес>.
12.09.2022 года ГКУ РУ «Юг-восточное объединенное лесничество» направлено уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Мощенко А.Н. по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ковыльная, д. 54, кв. 3, в соответствии с которым Мощенко А.Н. необходимо явиться 21.10.2022 года в 09:00 для составления протокола по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Определением заместителя директора ГКУ РУ «Юг-восточное объединенное лесничество» ФИО6 от 05.10.2022 года продлен срок проведения административного расследования для уведомления лица, совершившего правонарушение о составлении протокола.
27.10.2022 года ГКУ РУ «Юг-восточное объединенное лесничество» направлено уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Мощенко А.Н. по адресу: <адрес>, в соответствии с которым Мощенко А.Н. необходимо явиться 11.11.2022 года в 09:00 для составления протокола по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
11.11.2022 года государственным лесным инспектором Республики Крым участковым лесничим Запрудненского участкового лесничества ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении № ЮВЛ2022/00004 в отношении Мощенко Андрея Николаевича. Протокол составлен в отсутствие Мощенко А.Н., сведения об уведомлении Мощенко Андрея Николаевича: уведомление о времени и месте составления протокола от 27.10.2022 года.
Протоколом об административном правонарушении № ЮВЛ2022/00004 от 11.11.2022 года в отношении Мощенко Андрея Николаевича установлены нарушения обнаружено засорение остатками переработки древесины и других лесных ресурсов, в виде сложенных в кучи кустарников на границе территории лесного фонда, что нарушает: постановление Правительства РФ от 07.10.2020г № 1614 п. 32. 47 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», постановление Совета министров РК от 16,03.2022 №142, приказ МЧС РК от 19.05.2022 №97-ОСН «Об установлении особого противопожарного режима на территории Республики Крым», приказ Минприроды Республики Крым от 19.08.2022 №821 «Об ограничении пребывания граждан в лесах, въезда в них транспортных средств и ведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности».
К протоколу об административном правонарушении № ЮВЛ2022/00004 от 11.11.2022 года в отношении Мощенко Андрея Николаевича приложены: план-схема, фототаблица, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №ЮВЛ2022/00004 от 05.09.2022, запрос в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (исх. №352 от 06.09.2022), ответ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (от 08.09.2022г. №46427/1), запрос в ОМВД по г Алушта (исх, №781 от 12.09.2022), определение об истребовании сведений, необходимых: для разрешения дела об административном правонарушении от 12.09.2022, ответ ОМВД по г. Алушта (от 17.10.2022). уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола, ксерокопия почтовой квитанции об отправке письма с уведомлением (извещением) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, выписка из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 90:15:051401:107.
Определением начальника управления государственной лесной охраны и контроля старшего государственного инспектора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Федюк С.В. от 17.11.2022 года назначено рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении Мощенко Андрея Николаевича на 30.11.2022 года в 10 часов 30 минут.
Копия определения начальника управления государственной лесной охраны и контроля старшего государственного инспектора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Федюк С.В. от 17.11.2022 года направлена Мощенко А.Н. по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ковыльная, д. 54, кв. 3 (ШПИ 29502274062012).
Постановлением начальника управления государственной лесной охраны и контроля, старшего государственного инспектора Республики Крым Федюк Сергея Витальевича о назначении административного наказания от 28.12.2022 № 314/2022 Мощенко Андрей Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.32 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации и подвернут административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол и постановление об административном правонарушении могут быть составлены в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления акта.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации ФИО1 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ он снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 49).
Вместе с тем, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении № ЮВЛ2022/00004 от 11.11.2022 года, а также постановления от 28.12.2022 № 314/2022 в отношении ФИО1 направлялись по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенные обстоятельства суд приходит к выводу о ненадлежащем извещении Мощенко Андрея Николаевича о составлении протокола № ЮВЛ2022/00004 от 11.11.2022 года, а также постановления от 28.12.2022 № 314/2022 по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в отношении Мощенко Андрея Николаевича.
Исследовав план-схему, а также фототаблицу, приложенные к протоколу об административном правонарушении № ЮВЛ2022/00004 от 11.11.2022 года в отношении Мощенко Андрея Николаевича судом установлено, что из представленных материалов невозможно установить, где именно произошло засорение остатками переработки древесины и других лесных ресурсов в виде сложенных в кучу кустарников на границе территории лесного фонда. Также из представленных материалов не следует, что засорение произведено непосредственно Мощенко А.Н.
Доводы о том, что Мощенко А.Н. является арендатором смежного земельного участка, не свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Причастность Мощенко А.Н. – арендатора смежного земельного участка к совершенному деянию материалами дела не подтверждены. В связи с чем суд приходит к выводу, что указанными материалами, а именно: фототаблица и план-схема, вина Мощенко А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ не подтверждается.
На основании выше изложенного, учитывая выясненные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что доводы жалобы Мощенко А.Н. относительно ненадлежащего извещения, и отсутствия оснований для привлечения Мощенко А.Н. к административной ответственности, являются обоснованными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
В связи с чем, постановление начальника управления государственной лесной охраны и контроля старшего государственного инспектора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Федюк С.В. № 314/2022 от 28.12.2022 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в отношении Мощенко Андрея Николаевича подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении Мощенко А.Н. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Жалобу Мощенко Андрея Николаевича – удовлетворить.
Постановление начальника управления государственной лесной охраны и контроля старшего государственного инспектора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Федюк С.В. № 314/2022 от 28.12.2022 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в отношении Мощенко Андрея Николаевича – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья А.С. Цыкуренко