50МS0050-01-2022-001340-12
Дело № 2-3260/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2024 года г.о. Балашиха
Московская область
Железнодорожный городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Артемовой Е.В.,
с участием истца Бохана И.Н.,
представителя ответчика ООО «СКОПАИНВЕСТ» Афанасьевой Е.А.,
при секретаре Абгарян М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бохана Ильи Николаевича к ООО «СКОПАИНВЕСТ», МУП Городского округа Балашиха «Балашихинские Коммунальные Системы» об обязании произвести перерасчет платы за отопление, обязании производить расчет коммунальной услуги в соответствии с действующим нормативом, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Бохан И.Н. обратился в суд с иском к ООО «СКОПАИНВЕСТ», МУП Городского округа Балашиха «Балашихинские Коммунальные Системы» об обязании произвести перерасчет платы за отопление, обязании производить расчет коммунальной услуги в соответствии с действующим нормативом, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа, указав, что Бохан Илья Николаевич является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>.
18 апреля 2022 года Боханом И.Н. был получен платежный документ за указанное жилое помещение и коммунальные услуги за апрель 2022 года от управляющей компании ООО «СКОПАИНВЕСТ», лицевой счет № на итоговую сумму за коммунальную услугу «отопление» 1747,47 рублей. В платежном документе от 18 апреля 2022 года в графе «перерасчет» напротив коммунальной услуги «отопление» появилась информация о перерасчете в сторону увеличения указанной услуги на сумму 443,43 рублей. Итоговая сумма, с учетом указанного перерасчета, была им оплачена в полном объеме 19 апреля 2022 года в размере 3630 рублей.
18 мая 2022 года Боханом И.Н. был получен платежный документ за указанное жилое помещение и коммунальные услуги за май 2022 года от управляющей компании ООО «СКОПАИНВЕСТ», лицевой счет № на итоговую сумму за коммунальную услугу «отопление» 2804,04 рублей. В платежном документе от 18 мая 2022 года в графе «перерасчет» напротив коммунальной услуги «отопление» появилась информация о перерасчете в сторону увеличения указанной услуги на сумму 1500 рублей. Итоговая сумма, с учетом указанного перерасчета, была им оплачена в полном объеме 20 мая 2022 года в размере 4686,57 рублей.
Истец является добросовестным собственником жилого помещения, осуществляет оплату коммунальных платежей равномерно в течение всего календарного года. Ответчик незаконно изменил в платежных документах от 18 апреля 2022 года и 18 мая 2022 года норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, который ранее составлял 0,01330 Гкал/кв.м, а теперь был изменен на 0,01500 Гкал/кв.м, что привело к необоснованному увеличению ежемесячной оплаты коммунальной услуги по отоплению на 147,81 рублей. Ввиду того, что в данном случае никаких изменений не вносилось в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, который регулируется действующим постановлением Администрации Городского округа Балашиха Московской области от 30 ноября 2009 года № 952/1-ПА «Об установлении тарифов и размера платы за жилищно-коммунальные услуги в городском округе Балашиха», то очевидно, что действия ответчиков по изменению вышеуказанного норматива являются незаконными, а дальнейшие расчеты коммунальной услуги за отопление являются неправильными.
Истец полагает, что коммунальная услуга «отопление» оказана ему ненадлежащим образом или ненадлежащего качества, поскольку не соответствует требованиям нормативных актов, регулирующих нормативы потребления коммунальной услуги «отопление». Управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: <адрес> является ООО «СКОПАИНВЕСТ».
С учетом уточнения исковых требований, просит суд произвести перерасчет платы Бохану Илье Николаевичу за коммунальную услугу «отопление» за апрель 2022 года и май 2022 года, оказанную ненадлежащим образом (ненадлежащего качества), выразившуюся в нарушении порядка расчета указанной услуги, повлекшей необоснованное увеличение ее платы на общую сумму 2239,05 рублей.
Взыскать с ООО «СКОПАИНВЕСТ» в пользу Бохана Ильи Николаевича денежные средства в размере 2239,05 рублей, штраф за период с января 2021 года по февраль 2023 года в размере 61166,08 рублей; компенсацию морального вреда.
Обязать МУП Городского округа Балашиха «Балашихинские Коммунальные Системы» производить расчет коммунальной услуги «отопление» в отношении Бохана Ильи Николаевича надлежащим образом, в соответствии с действующим нормативом потребления коммунальной услуги «отопление», который составляет 0,01330 Гкал/кв.м.
Истец Бохан И.Н. в судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержал. На удовлетворении уточненных исковых требований настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «СКОПАИНВЕСТ» Афанасьева Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что ООО «СКОПАИНВЕСТ» является ненадлежащим ответчиком, поскольку коммунальную услугу «отопление» управляющая компания не предоставляет. Между Боханом И.Н. и МУП Городского округа Балашиха «Балашихинские Коммунальные Системы» заключен прямой договор на поставку коммунальной услуги «отопление» на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом № от 20 марта 2020 года. Просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика МУП Городского округа Балашиха «Балашихинские Коммунальные Системы» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором указал, что МУП «БКС» является поставщиком тепловой энергии в мкр. Железнодорожный г. Балашиха, в том числе для многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Вышеуказанный многоквартирный дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП) и одним общим общедомовым прибором учета (ОДПУ) тепловой энергии. В силу прямого указания закона, стороны обязаны в расчетах применять показания единого общедомового прибора учета тепловой энергии на вводе в ИТП, что подтверждается п. 30 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утр. Приказом Минстроя России от 17 марта 2014 года № 99/пр, согласно которому коммерческий учет на объектах потребителя, оборудованных ИТП, осуществляется в точках измерения на вводе в ИТП. Поскольку в многоквартирном доме имеется ИТП и он оборудован одним общим общедомовым прибором учета тепловой энергии, то и фактический объем потребленной тепловой энергии определяется на основании данных приборов учета. Оплате потребителем подлежит весь фактически отпущенный объем тепловой энергии. По окончанию 2021 года, исходя из объема тепловой энергии, отпущенного на отопление, с учетом общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, был определен персональный удельный норматив отпуска тепловой энергии на отопление на 2022 год в размере 0,015 Гкал, который необходимо применять в расчетах с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года. По окончанию 2022 года, исходя из объема тепловой энергии, отпущенного на отопление, с учетом общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, был определен персональный удельный норматив отпуска тепловой энергии на отопление на 2023 год в размере 0,0139 Гкал, который необходимо применять в расчетах с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года. Таким образом, расчет истца ничем не подтверждается и не основан на показаниях действующего прибора учета. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «ЕРЦ г. Железнодорожного» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав истца, представителя ООО «СКОПАИНВЕСТ», исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании ст. 9 Гражданского кодекса РФ, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Указанный основополагающий принцип осуществления гражданских прав закреплен также и положениями ст. 10 Гражданского кодекса РФ, в силу которых не допускается злоупотребление правом.
На основании ч. 3 и 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя: плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст.ст. 153-155 Жилищного кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Аналогичные положения содержатся в пункте 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Общим правилом и принципом оплаты коммунальных услуг согласно этим Правилам является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю и пользование ими со стороны потребителя.
Ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил содержания, общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Предусмотренный абзацем третьим пункта 42(1) Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Собственники и пользователи всех помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются данные помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.
Начисление платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение и отопление) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с п. 42(1) Правил N 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В силу п. 59 (1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с п. 60 (1) Правил N 354, по истечении указанного в п. 59 (1) Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном в п. 42 (1) Правил N 354.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
где
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Бохан Илья Николаевич является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
ООО «СКОПАИНВЕСТ» выбрана управляющей организацией <адрес>, на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 1-2020 от 20 марта 2020 года.
Указанный протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 1-2020 от 20 марта 2020 года является действующим, что также подтверждается решением Железнодорожного городского суда Московской области от 26 апреля 2021 года.
Также на общем собрании от 20 марта 2020 года принято решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме (ул. Ленина, д. 1/5), действующими от своего имени, договоров электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и отопления (теплоснабжения) с ресурсоснабжающими организациями, а также с региональным оператором по обращению с ТКО на оказание коммунальных услуг с внесением платы за эти услуги данным организациям (п. 9 протокола общего собрания).
Таким образом, судом установлено, что в период возникновения спорных правоотношений МУП «БКС» являлось теплоснабжающей организацией, и собственники многоквартирного дома по <адрес> заключили с МУП «БКС» прямой договор на поставку коммунальной услуги «отопление», что подтверждается протоколом № от 20 марта 2020 года.
По смыслу норм действующего законодательства, для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в многоквартирных домах, в которых горячая вода приготавливается с помощью оборудования, расположенного в многоквартирном доме и относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, собственники вправе принять решение о заключении с ресурсоснабжающими организациями: договора теплоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по теплоснабжению (для приготовления горячей воды) и договора холодного водоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по холодному водоснабжению (в том числе для приготовления горячей воды).
Такие коммунальные услуги поименованы в пункте 55 Правил N 354 и в соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса РФ (аналогия закона) могут предоставляться потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах ресурсоснабжающей организацией в отсутствие лица, управляющего многоквартирным домом (статья 164 ЖК РФ), или в период до заключения лицом, управляющим многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (часть 9 статьи 157.2 ЖК РФ).
Ресурсоснабжающая организация, предоставляющая коммунальный ресурс для приготовления горячей воды с использованием внутридомового оборудования многоквартирного дома, в случае наличия прямых договоров с потребителями, предъявляет к оплате стоимость соответствующей составляющей в плате за горячее водоснабжение, определенную согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг (Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 3080-ОО/06 от 04 февраля 2020 год, Письмо Минстроя России от 22 января 2019 года N 1324-ОО/06).
В соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и об определении даты заключения соответствующих договоров.
Таким образом, несмотря на управление многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающими организациями в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договорами.
Так, в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Однако, по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.
Согласно ч. 6 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
В соответствии с ч. 7.5 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Жилищный кодекс Российской Федерации в ч. 2 ст. 154, ч. 9.1 ст. 156 выделяет отдельно плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (коммунальные ресурсы).
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить отдельно плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации на основании прямых договоров и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, управляющей организации.
В судебном заседании установлено, что МУП «БКС» является поставщиком тепловой энергии для многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Вышеуказанный многоквартирный дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП) и одним общим общедомовым прибором учета (ОДПУ) тепловой энергии.
В силу прямого указания закона стороны обязаны в расчетах применять показания единого общедомового прибора учета тепловой энергии на ввод в ИТП, что подтверждается п. 30 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителями, утв. Приказом Минстроя России от 17 марта 2014 года № 99/пр, согласно которому коммерческий учет на объектах потребления, оборудованных ИТП, осуществляется в точках измерения на вводе в ИТП.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Согласно п.п. 13, 54 Правил № 354, управляющая компания приобретает коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации в целях предоставления коммунальных услуг, в том числе и для самостоятельного приготовления коммунальной услуги. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, поскольку в многоквартирном доме (<адрес>) имеется ИТП и он оборудован одним общим общедомовым прибором учета тепловой энергии, то и фактический объем потребленной тепловой энергии определяется на основании данных приборов учета. Оплате потребителем подлежит весь фактически отпущенный объем тепловой энергии.
В соответствии с Правилами №, в отношении многоквартирных домов, оснащенных ОДПУ тепловой энергии, по окончанию отчетного календарного года, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, должен быть скорректирован исходя из фактического объема тепловой энергии, отпущенного на отопление. В этом случае, при оплате услуг по отоплению равномерно в течение календарного года, плата за отопление корректируется исполнителем услуг в I квартале года, следующего за расчетным годом.
Вместе с тем, по расчету истца по <адрес> по адресу: <адрес>, за апрель 2022 года и май 2022 года собственнику <адрес> Бохану И.Н. выполнена корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению в размере 443,43 рублей (апрель) и 1500 рублей (май) в сторону увеличения.
Однако, довод стороны истца нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.
Как было указано выше, действующим законодательством установлена обязанность производить периодическую корректировку платы за отопление по формуле:
где
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации по формуле №, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Таким образом, при проведении корректировки должны учитываться все показатели общедомового прибора учета за календарный год. Каких-либо исключений, вышеуказанная формула не содержит.
Таким образом, по окончании года размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.
Исчисленные в установленном порядке показатели объема потребления коммунальной услуги отопление и платы за данную коммунальную услугу принимаются при корректировке размера платы за коммунальную услугу отопление в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, в связи с чем, отсутствие за какой-либо период года показаний прибора, не лишает права потребителей на корректировку платы за этот год.
Корректировка размера платы за отопление производится в строго установленные законодательством сроки. Иной период проведения корректировки платы за отопление, равно как и применение корректировки платы за отопление за отдельные периоды, кроме года, не предусмотрены.
Вместе с тем, обязанность проведения корректировки возникает именно при использовании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а не при круглогодичном применении нормативов потребления коммунальных услуг в связи с отсутствием прибора учета.
Ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При оборудовании многоквартирного дома приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний этого прибора учета (п. 42 Правил N 354).
Расчет нормативов потребления производится по правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306.
Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на 1 кв.м площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.
Расчет платы за отопление населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу.
Таким образом, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года, независимо от того, что ежемесячное потребление тепловой энергии не может быть равномерным в силу климатических и погодных условий.
В целях проведения корректировки размера платы за отопление размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Соответственно, объем потребляемой коммунальной услуги подтверждается показаниями общедомового прибора учета и на абоненте лежит обязанность оплатить фактически потребленную коммунальную услугу.
В этой связи, суд не может признать правомерной позицию истца, исходя из которой, в спорный период он расчетным путем производит исчисление фактически потребленной тепловой энергии для нужд отопления, а затем и размера платы за отопление при отсутствии каких-либо показаний приборов учета, при этом изменяя установленный норматив потребления в размере 0,015 Гкал на 0,0133 Гкал, ссылаясь на норматив потребления, который регулируется постановлением Администрации Городского округа Балашиха от 30 ноября 2009 года № 952/1-ПА «Об установлении тарифов и размера платы за жилищно-коммунальные услуги в городском округе Балашиха».
Материалами дела подтверждается, что МУП «БКС» по окончанию 2021 года, исходя из объема тепловой энергии, отпущенного на отопление, с учетом общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, был определен персональный удельный норматив отпуска тепловой энергии на отопление на 2022 год в размере 0,015 Гкал, который необходимо применять в расчетах с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.
По окончанию 2022 года, исходя из объема тепловой энергии, отпущенного на отопление, с учетом общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, был определен персональный удельный норматив отпуска тепловой энергии на отопление на 2023 год в размере 0,0139 Гкал, который необходимо применять в расчетах с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.
По мнению суда, в указанном случае, истцом, при расчете корректировки допускается подмена понятий "размер платы за потребленную услугу" на "размер фактически потребленной услуги", что, по сути, не одно и то же.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры истца произведена ответчиком по формуле, установленной пунктом 3 Приложения N 2 Правил N 354. Иной расчет не имеет правового обоснования и необходимость его применения стороной истца в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не доказана.
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на следующее. Как следует из пояснений сторон, результаты расчета корректировки (будет ли корректировка в сторону уменьшения, либо увеличения) нельзя спрогнозировать, поскольку они основаны на показателях общедомового прибора учета за календарный год. При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что на стороне ответчика может иметь место неосновательное обогащение, нельзя признать обоснованными.
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Одним из основополагающих принципов гражданского судопроизводства является принцип состязательности и равноправия сторон в процессе, который обеспечивается судом путем правильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, распределения между сторонами бремени доказывания, создания сторонам условий для предоставления доказательств и их исследования, объективной и всесторонней оценки доказательств, с отражением данной оценки в решении.
Таким образом, проанализировав все представленные доказательства в совокупности, с соблюдением норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд считает, что заявленные исковые требования Бохана И.Н. удовлетворению не подлежат.
Суд полагает, что ссылки стороны истца на судебную практику, содержащуюся в определениях Верховного Суда РФ, нельзя признать обоснованными, поскольку фактические обстоятельства по указанным выше спорам не тождественны обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения настоящего дела.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении основных требований истца, оснований для взыскания компенсации морального вреда, штрафа также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
Иск Бохана Ильи Николаевича к ООО «СКОПАИНВЕСТ», МУП Городского округа Балашиха «Балашихинские Коммунальные Системы» об обязании произвести перерасчет платы за отопление, обязании производить расчет коммунальной услуги в соответствии с действующим нормативом, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.
Копия верна
Судья Е.В. Артемова
Секретарь
Мотивированный текст решения
изготовлен 05 августа 2024 года