Решение от 16.03.2022 по делу № 2а-1079/2022 (2а-4944/2021;) от 27.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

уникальный идентификатор дела№ 92RS0002-01-2021-007479-71дело № 2а-1079/2022

16 марта 2022 года                                                  город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Моцного Н.В.,

при секретаре судебного заседания Нанян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Луняченко Елены Юрьевны к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Майкиной Ольге Александровне, государственному регистратору Мельник Надежде Юрьевне о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

В декабре 2021 года Луняченко Е.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором просила признать незаконным уведомление Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя от 30 ноября 2021 года № КУВД-001/2021-33141368 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

В иске поставлен вопрос о возложении обязанности на Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя повторно рассмотреть заявление Луняченко Е.Ю. № КУВД-001/2021-33141368 от                   12 августа 2021 года и приложенные к нему документы без учета доводов изложенных в Уведомлении от 30 ноября 2021 года № КУВД-001/2021-33141368 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.

В обоснование требований Луняченко Е.Ю. указывает на неправомерность обжалуемого отказа в осуществление учетно-регистрационных действий вследствие того, что представленный технический план объекта незавершенного строительством жилого дома по содержанию не соответствует требованиям законодательства, а именно к техническому плану не приобщено уведомление о планируемом строительстве.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не прибыли, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не известили, что не является препятствием для рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела и доводы административного искового заявления, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Установлено, что Луняченко Е.Ю. представлены документы и заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности от 12.08.2021 года № КУВД-001/2021-33141368 на незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

Незавершенный строительством жилой дом возведен на земельном участке с кадастровым номером ; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ведение садоводства. Земельный участок принадлежит Луняченко Е.Ю. на праве собственности согласно договору дарения от 10.05.2021 года, о чем в Едином государственном реестре недвижимости осуществлена запись о государственной регистрации права собственности .

27.08.2021 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация права были приостановлены по решению государственного регистратора № КУВД-001/2021-33141368.

10.09.2021 года Луняченко Е.Ю. обратилась с заявлением в апелляционную комиссию Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением об обжаловании вышеуказанного решения, Решением апелляционной комиссии от 07.10.2021 года № 389 в жалобе было отказано.

30.11.2021 года уведомлением № КУВД-001/2021-33141368 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав Луняченко Е.Ю. отказано в осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении объекта незавершенного строительства.

Как следует из оспариваемого решения от 30.11.2021 года, к заявленному Луняченко Е.Ю. объекту незавершенного строительства невозможно применить положения ст. 8.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» и к сложившимся правоотношениям применяются требования ч. 11 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в соответствии с которой технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (в том числе не завершенных строительством) подготавливается на основании указанной в ч. 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (в том числе не завершенных строительством) и являются его неотъемлемой частью.

В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015                 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок.

Согласно ч. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на строительство и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости.

В соответствии с положениями ч. 12 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.

Как следует из п. 3.3. письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 05.03.2021 года № 14-1578-ГЕ/21 «О применении отдельных положений действующего законодательства с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2020 № 404-ФЗ», согласно частям 5, 6, 11 статьи 16 Закона N 340-ФЗ правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения в границах населенного пункта личного подсобного хозяйства, на которых до дня вступления в силу Закона N 340-ФЗ начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2026 направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 ГрК уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 ГрК. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

В соответствии с ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ до 01.03.2026 допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, без представления соответствующих уведомлений.

В этой связи застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять права на жилой или садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2018, до или после 19.12.2020: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьями 51.1 и частями 16 - 21 статьи 55 ГрК или статьей 16 Закона                  N 340-ФЗ.

Учитывая, что указанными выше нормами Закона N 218-ФЗ установлен предмет проверки документов, представленных на осуществление учетно-регистрационных действий в отношении жилого или садового дома, созданных на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, при проведении правовой экспертизы необходимо убедиться в соответствии возведенного объекта недвижимости (сведений о нем в представленных документах) требованиям к параметрам объектов недвижимости, установленных федеральным законом (пункт 39 статьи 1 ГрК, часть 1 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").

При установлении соответствия возведенного объекта недвижимости указанным выше требованиям на момент осуществления учетно-регистрационных действий, основания для приостановления (по причине наличия в органе регистрации прав сведений о несоответствии построенного (реконструированного) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности) отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Таким образом, не упоминание в ч. 12 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» незавершенного строительством жилого дома само по себе не свидетельствует об ином правовом положении данного вида объекта. Следовательно, при решении вопроса о порядке государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством жилой дом следует применять нормы действующие в отношении индивидуальных жилых домов, расположенных на земельных участках с разрешенным видом использования «ведение садоводства».

Таким образом, застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять регистрацию права в упрощенном в соответствии с ч. 12 ст. 70 Закона № 218-ФЗ или в уведомительном в соответствии со ст. 51.1 и частями 16 - 21 ст. 55 ГрК РФ, ст. 16 Закона № 340-ФЗ.

О возможности осуществления таких действий также свидетельствует ответ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.02.2022 года №11-00294/22 (ответ на обращение Луняченко Е.Ю.).

Статья 8.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" устанавливает, что до 1 января 2023 года основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности физического лица на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, созданный или реконструированный на земельном участке, установленный вид разрешенного использования которого соответствует видам разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства", "Для ведения личного подсобного хозяйства" (расположенном в границах населенного пункта), "Ведение садоводства", "Ведение дачного хозяйства", являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества, и технический план объекта недвижимости.

При этом, в п. 3 ст. 8.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС определено, что до 1 января 2023 года при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана здания - объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется использование разрешений на строительство соответствующих объектов недвижимости или уведомлений, предусмотренных частью 11.1 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости. Сведения об объекте индивидуального жилищного строительства или садовом доме, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании декларации о таких объектах недвижимости, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".

Согласно п. 4 ст. 8.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС обязательными условиями, при которых государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права на созданные или реконструированные объекты индивидуального жилищного строительства или садовые дома могут быть осуществлены в порядке, установленном настоящей статьей, являются:

1) площадь созданного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома составляет не более 300 квадратных метров;

2) количество надземных этажей объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома составляет не более трех.

Исходя из анализа приведенных норм и обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что приложение к Техническому плану незавершенного строительством жилого дома уведомления о планируемом строительстве объекта недвижимости не является обязательным, выводы административного ответчика не основаны на требованиях закона, превышают пределы правовой экспертизы.

Согласно положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нарушает право гражданина на осуществление учетно-регистрационных действий.

Принимая по делу решение, суд полагает, что достаточным способом защиты прав административного истца будет возложение на Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя обязанности повторно рассмотреть его заявление.

Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № ░░░░-001/2021-33141368 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░-001/2021-33141368 ░░ 12 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 297 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.03.2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░

░░░░░                                                    /░░░░░░░/                  ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░

-----------------------------------------¬

¦"░░░░░ ░░░░░"                           ¦

¦░░░░░░░ ░░░░░ _____________________    ¦

¦░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░                  ¦

¦░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ¦

¦░░░░░░░░ ░░░░░ ___________ ░░░6¦

¦                      (░░░░░░░░,░░░░░░░)¦

¦"__" _____________ 20__ ░.              ¦

L-----------------------------------------

2а-1079/2022 (2а-4944/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Луняченко Елена Юрьевна
Ответчики
Государственный регистратор Майкина Ольга Александровна
Государственный регистратор Мельник Надежда Юрьевна
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Дело на сайте суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация административного искового заявления
27.12.2021Передача материалов судье
29.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2022Судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
26.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.06.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.06.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее