Дело № 2а-28/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
16 января 2018 года г. Клинцы
Клинцовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Лахтиков А.А.,
при секретаре Яковенко О.А.,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Клинцовского района Брянской области Абариновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Клинцовского района Брянской области к Смолевичской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия незаконным и о понуждении к обращению в межмуниципальный отдел по Клинцовскому, Красногорскому и Гордеевскому районам и г. Клинцы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи – автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <адрес>,
установил:
Прокурор Клинцовского района Брянской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности и о безопасности дорожного движения в Смолевичской сельской администрации Клинцовского района. Проверкой установлено, что на территории данного муниципального образования расположена автомобильная дорога местного значения, расположенная по адресу: <адрес>, которая не имеет собственника, правоустанавливающие документы на нее отсутствуют. Данный объект включен в реестр муниципального имущества Смолевичской сельской администрации Клинцовского района, однако право собственности сельского поселения на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Оформление права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах населенных пунктов необходимо для обеспечения осуществления сельской администрацией установленных федеральными законами полномочий, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения. Нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства создает угрозу жизни и здоровью граждан, затрагивает права и законные интересы пользователей автомобильных дорог, так как могут возникнуть трудности в их содержании и обслуживании. В связи, с чем административный истец просит суд признать незаконными бездействие Смолевичской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, выразившееся в не обращении в межмуниципальный отдел по Клинцовскому, Красногорскому и Гордеевскому районам и г. Клинцы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи – автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, и обязать административного ответчика обратиться в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи.
В судебном заседании представитель административного истца Абаринова Н.А. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель административного ответчика Смолевичской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился. Как следует из ходатайства в суд главы Смолевичского сельского поселения Шашуро С.Н., он просит рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие, административные иски признает в полном объеме.
Представитель третьего лица на стороне административного истца межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и Гордеевскому районам и г. Клинцы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился.
В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о дне судебного разбирательства.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
РР· положений Рї. 1 Рё Рї. 6 СЃС‚. 3 Федерального закона РѕС‚ 08.11.2007 в„– 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах Рё РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ деятельности РІ РФ» следует, что автомобильная РґРѕСЂРѕРіР° - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств Рё включающий РІ себя земельные участки РІ границах полосы отвода автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё Рё расположенные РЅР° РЅРёС… или РїРѕРґ РЅРёРјРё конструктивные элементы (РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРµ полотно, РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРµ покрытие Рё подобные элементы) Рё дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных РґРѕСЂРѕРі; дорожная деятельность - деятельность РїРѕ проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту Рё содержанию автомобильных РґРѕСЂРѕРі. РџРѕРґ содержанием автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё понимается комплекс работ РїРѕ поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё, оценке ее технического состояния, Р° также РїРѕ организации Рё обеспечению безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. Р’ силу С‡. 1 СЃС‚. 6 Закона автомобильные РґРѕСЂРѕРіРё РјРѕРіСѓС‚ находиться РІ федеральной собственности, собственности субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, муниципальной собственности, Р° также РІ собственности физических или юридических лиц.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьи 1, 4, 5 и 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года №150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ч.1 ст.17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї.9 СЃС‚.5 ФЗ «Об автомобильных дорогах Рё Рѕ РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселения являются автомобильные РґРѕСЂРѕРіРё общего пользования РІ границах населенных пунктов поселения, Р·Р° исключением автомобильных РґРѕСЂРѕРі общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных РґРѕСЂРѕРі.
Пунктом 6 ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из положений ст. 2 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.1 ст.34 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно п.3 ч.1 ст.14, ч.1 ст.51 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.3).
В ходе проведенной прокуратурой Клинцовского района проверки установлено, что на территории Смолевичского сельского поселения Клинцовского района Брянской области имеется автомобильная дорога общего пользования местного значения сельского поселения, расположенная по адресу: <адрес>, на которую право собственности не оформлено надлежащим образом в установленном законом порядке.
Смолевичская сельская администрация Клинцовского района в установленном законом порядке не обратилась с заявлением о принятии данного сооружения на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с целью последующего обращения объекта в муниципальную собственность, вышеуказанный объект недвижимости не относится к муниципальной собственности сельского поселения, в реестр муниципальной собственности указанного сельского поселения не включен.
Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих административному ответчику осуществить данные мероприятия, не установлено.
Нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства создает угрозу жизни и здоровью граждан, затрагивает права и законные интересы пользователей автомобильных дорог. Кроме того, отсутствие необходимых правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на автомобильные дороги, создает трудности в их содержании и обслуживании, так как расходование средств бюджета поселения на содержание объектов, не относящихся к муниципальной собственности, является нецелевым использованием бюджетных средств.
При таких обстоятельствах требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
В силу ст.ст. 187 Кодекса административного судопроизводства РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Указанный прокурором срок устранения выявленных нарушений является приемлемым для административного ответчика, в связи, с чем, в соответствии с характером заявленных требований суд устанавливает именно этот срок для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Клинцовского района Брянской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Смолевичской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, выразившееся в не обращении в межмуниципальный отдел по Клинцовскому, Красногорскому и Гордеевскому районам и г. Клинцы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи – автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <адрес>.
Обязать Смолевичскую сельскую администрацию Клинцовского района Брянской области обратиться в межмуниципальный отдел по Клинцовскому, Красногорскому и Гордеевскому районам и г. Клинцы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи – автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.
Председательствующий судья Лахтиков А.А.