Дело № 5-6453/21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 апреля 2021 г. г. Махачкала
Судья Ленинского районного суда г. Махачкалы Магомедов С.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (ОГРН 1020502625219, ИНН 0562042520),
УСТАНОВИЛ:
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Республики Дагестан – консультант отдела контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Минприроды РД Абдуллатипов И.А. направил в суд материалы в отношении администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ.
Представитель администрации г. Махачкалы Хамзаев З.Д. в ходе рассмотрения дела вину в совершении вменяемого административного правонарушения не признал, пояснил, что субъектом указанного правонарушения может являться специализированная организация МБУ «Махачкала-1», при этом представленные доказательства не подтверждают факт совершения указанного правонарушения со стороны уполномоченных органов городского округа.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно ч.3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, бесспорно подтверждающие наличие вины администрации ГОсВД «город Махачкала» в совершении указанного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении № 032/А от 29.12.2020 составлен на основании акта № 001 комиссионного осмотра (обследования) от 18.11.2020, выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000067:757.
Акт № 001 комиссионного осмотра (обследования) от 18.11.2020 содержал сведения о том, что выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов и строительного мусора. На земельном участке площадью 2500 кв. м строительный мусор и твердо-коммунальные отходы размещены хаотично навалом. На момент обследования общий объем строительного мусора, твердых коммунальных отходов 4-5 класса опасности на указанном земельном участке с учетом среднего значения высоты наваленных отходов – 0.2 м составило 2500 кв.м * 0.2 м = 500 куб. м.
При описании местоположения выявленной территории сделана ссылка на сведения публичной кадастровой карты, размещенной на сайте.
При этом в указанном акте, как и в других представленных материалах не содержится сведений о том, каким образом устанавливалось на местности местоположение выявленной территории с отходами.
Установлено, что территория с выявленными отходами не отграничена от других земель забором, что позволяло бы установить ее владельца.
Точные сведения о нахождении данной территории в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 05:40:000067:757 отсутствуют, специалисты в области геодезии при проведении обследования и составлении указанного акта не привлекались.
Представители администрации г. Махачкалы при проведении указанного комиссионного обследования также не участвовали и соответственно факт принадлежности ГОсВД «город Махачкала» указанной территории не подтверждали.
Выписка из ЕГРН, представленная в суд, будучи документом, содержащим характеристики объекта недвижимости, в данном случае земельного участка с кадастровым номером 05:40:000067:757, сама по себе доказательством совершения или несовершения указанного административного правонарушения являться не может.
Привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ на основании предположений и домыслов о принадлежности территории с отходами законом не допускается.
Кроме того, заслуживают внимания доводы администрации г. Махачкалы о том, что муниципальным нормативным правовым актом определен отраслевой орган, на который возлагается ответственность за надлежащее исполнение обязанностей в сфере транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Положением о муниципальном казенном учреждении "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 02.08.2018 N 27-5, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Махачкалы, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города Махачкалы (п. 1).
Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п. 2).
Основной целью деятельности Управления является реализация государственной и муниципальной политики по организации решения вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в пределах полномочий, установленных законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами. Предметом деятельности Управления является разработка, формирование и проведение единой политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (п.п. 10-11).
Согласно п. 12.2 указанного Положения Управление осуществляет функции участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, фактически лицом, ответственным за организацию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы, которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
В деле не имеется никаких сведений о том, по какой причине уполномоченными должностными лицами Минприроды РД не рассмотрен вопрос о возможности привлечения Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы к ответственности по указанному правонарушению.
Также суд отмечает, что согласно подп. 8 п. 2 ст. 7 Устава городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", принятого решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 07.04.2016 N 8-7, в соответствии с Законом Республики Дагестан от 8 февраля 2016 года N 9 "Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов в его составе" за внутригородскими районами закрепляются также вопросы участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Основания, по которым не рассмотрен вопрос о возможности привлечения к ответственности уполномоченных органов внутригородского района «Ленинский район» г.Махачкалы, на территории которого обнаружена свалка, также не представлены суду.
При таких обстоятельствах установить вину администрации г. Махачкала в совершении вменяемого административного правонарушения не представляется возможным ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих данный факт.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в том числе в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (ОГРН 1020502625219, ИНН 0562042520) прекратить в связи с отсутствием состава данного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РД в течение 10 дней со дня получения.
Судья С.И. Магомедов