Дело № 2-282/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 года р.п. Средняя Ахтуба
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Бескоровайновой Н.Г.,
с участием истца Прокопенко Т.В., представителя третьего лица Комитета <.....> П.В.В.,
при секретаре Рябовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> гражданское дело по иску Прокопенко Т.В. к администрации <.....> о признании отказа незаконным, признании права на получение жилищного сертификата,возложении обязанности включить в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственных жилищных сертификатов,
УСТАНОВИЛ:
Прокопенко Т.В. обратиласьв суд с иском к ответчику с требованиями уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ о признании отказа незаконным, признании права на получение жилищного сертификата, возложении обязанности включить в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственных жилищных сертификатов.
В обоснование требований указала, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной масштабными пожарами на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГлишилась принадлежащего ей и ее детям на праве общей долевой собственности недвижимого имущества– жилого дома и хозяйственных построек, находящихся по адресу: <адрес>, в котором она и ее дети официально зарегистрированы не были. Утраченное домовладение являлось единственным жилым помещением ее семьи.
Решением <.....> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Прокопенко Т.В. и членов ее семьи: сыновей ПСС, ПМВ, ПИВ в указанном жилом помещении. Администрацией <.....> отказано во включении в список на получение государственного жилищного сертификата в связи утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Сославшись на изложенные обстоятельства, Прокопенко Т.В. обратилась в суд с иском о признании отказа незаконным, признании права на получение жилищного сертификата, а также просил возложить обязанность на администрацию <.....> включить ее и членов ее семьи – сыновей ПСС и ПИВ в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС с целью получения государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель администрации <.....> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, с иском не согласен, указывает, что Прокопенко Т.В. обоснованно отказано во включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>, на получение государственных жилищных сертификатов, поскольку на момент чрезвычайной ситуации у Прокопенко Т.В. не имелось регистрации по адресу <адрес>, тогда как наличие регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении является обязательным условием на включение граждан в вышеуказанный список в соответствии с п. 2 Постановления правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».
Представитель <.....> П.В.В. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, поддержал доводы поданных ранее возражений на исковое заявление, а также ссылался на то, что для включения в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, является одновременное наличие следующих условий: постоянное проживаниеи регистрацияна момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жиломпомещении, утрата единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно справке о факте пожара отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <.....> от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар по адресу: <адрес>. В результате пожара огнем уничтожен жилой дом, хозяйственные постройки.
В список пострадавших от пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на территории <.....>, представленный администрацией <.....>, включены Прокопенко Т.В., сыновья – ПСС, ПИВ, ПМВ
Прокопенко Т.В. и членам ее семьи - ПСС, ПИВ принадлежит на праве общей долевой собственности по ? доли каждому жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11,12,13,20).
В судебном заседании установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации Прокопенко Т.В. и члены ее семьи - ПСС, ПИВ были зарегистрированыв жилом помещении, по адресу: <адрес>.
Согласно представленным свидетельствам о рождении Прокопенко Т.В. является матерью ПСС, ПИВ
Вышеуказанные обстоятельства установлены также решением <.....> от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт постоянного проживания Прокопенко Т.В. и членов ее семьи - ПСС, ПИВ в указанном спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории <адрес>.
Прокопенко Т.В. обратилась в администрацию <.....> с просьбой о включении в список граждан на получение жилищного сертификата ее и членов ее семьи.
В ответ на обращение администрация <.....> ДД.ММ.ГГГГ сообщилазаявителю о том, что она и члены ее семьи не включены в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>, на получение государственных жилищных сертификатов, так как государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении, утраченное жилое помещениеявлялось единственным.
Не согласившись с отказом, указывая, что утраченное жилье являлось для семьи Прокопенко Т.В. единственным и решением суда установлен факт постоянного проживания в данном домовладении как самой Прокопенко Т.В., так и членов ее семьи – сыновей ПИВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ПСС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец просит признать за ним право на получение жилищного сертификата и обязать администрацию включить ее и членов ее семьи в соответствующий список.
Обращаясь с требованиями о признании отказа во включении в список незаконным истец фактически ставит вопрос о признании за ней права на получение жилищного сертификата.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 названного Федерального закона).
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации 07.06.1995 приняло Постановление № 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", которым признало необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Согласно абз. 2 п. 2 названного Постановления (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.03.2015 № 213) государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении,
утраченное жилое помещение являлось единственным.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
При этом, к членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 г. № 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Из приведенного выше п. 2 Постановления Правительство Российской Федерации от 07 июня 1995 г. № 561 следует, что жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; граждане одновременно должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
В остальных случаях риск гибели жилого помещения несет его собственник (ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных выше требований норм права следует, что право граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на оказание помощи, законодатель связывает с нуждаемостью граждан в жилом помещении, которое выражается в постоянном проживании в утраченном (пострадавшем) жилом помещении, регистрацией в нем, а также в том, чтобы утраченное жилое помещение для пострадавшего являлось единственным, что в данном случае подтверждается материалами дела.
Установление решением <.....> от ДД.ММ.ГГГГ факта постоянного проживания Прокопенко Т.В. и ее сыновей ПИВ и ПСС по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории <адрес> дает истцу основания претендовать на предоставление жилья путем получения государственного жилищного сертификата в силу изложенного выше.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 3).
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица, указывающих на отсутствие совокупности оснований, а именно отсутствие регистрации Прокопенко Т.В. по месту жительства, как на основание, для отказа во включении в список на получение жилищного сертификата, суд находит несостоятельным, поскольку в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных и сохраняющих свою силу в судебных актах (Постановление от 4 апреля 1996 года № 9-П, Постановление от 2 февраля 1998 года № 4-П) и Верховного Суда РФ (Определение от 24 февраля 2015 года N 47-КГ14-13), положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, который, является административным актом, и сама по себе (регистрация) не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению.
При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеизложенным, отсутствие регистрации Прокопенко Т.В. и ее сыновей ПИВ, ПСС по адресу <адрес>, не может являться безусловным основанием к отказу в иске, поскольку регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Исходя из совокупности представленных доказательств и конкретных обстоятельств дела, учитывая, что истец и ее дети ПСС, ПИВ являлись собственниками, она и члены ее семьи (дети ПСС, ПИВ) согласно решению суда в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации постоянно проживали, это жилое помещение, находящееся в их собственности, являлось единственным жильем пригодным дляпроживания, суд приходит к выводу о наличии у Прокопенко Т.В. права на получение жилищного сертификата, при том, что суд полагает доказанным факт утраты Прокопенко Т.В., ПСС, ПИВ единственного жилья, в результате чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> и необоснованности отказа по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ <.....> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <.....> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-282/18,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.