УИД 62RS0001-01-2022-000648-43
№2а-1044/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2022 года г. Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Нестерова С.И.,
при секретаре Лагуткиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению ООО «Русь» к старшему судебному приставу ОСП по г.Рязани и Рязанскому району Калужскому С.И., УФССП России по Рязанской области, о признании действия (бездействие) должностного лица службы судебных приставов незаконным,
установил:
ООО «Русь» обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области Турсуновой В.Н., УФССП России по Рязанской области, о признании действия (бездействие) должностного лица службы судебных приставов незаконным.
Заявленные требования мотивированы тем, что 22 ноября 2021г. в ОСП по г.Рязани и Рязанскому району было направлено заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа № от 27.09.2016г. от 27.09.2016г. по делу №. выданного Железнодорожным районным судом г.Рязани о взыскании с Денисова Олега Анатольевича задолженности по кредитному договору в сумме <данные изъяты>
До настоящего времени исполнительное производство не возбуждено, постановление о возбуждении исполнительного производства до настоящего времени взыскателем не получено, чем нарушены права и законные интересы ООО «Русь» как взыскателя по исполнительному производству.
Административный истец считает, что подобный факт бездействия стал возможным в результате отсутствия должного контроля со стороны начальника отделения - старшего судебного пристава. Административный истец просит суд признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г.Рязани и Рязанскому району Турсуновой В.Н. выразившееся в не своевременном принятии процессуального решения в приеме исполнительного документа к исполнению, либо отказу в его принятии; в не своевременном возбуждении исполнительного производства и не своевременном исполнении требований исполнительного документа; в несвоевременном направления постановления о возбуждении в адрес взыскателя, либо постановление об отказе в принятии исполнительного документа.
Обязать старшего судебного пристава ОСП по г.Рязани и Рязанскому району Турсунову В.Н. рассмотреть заявление ООО «Русь» о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Денисова О.А. на основании исполнительного документа ФС 005955097 от 27.09.2016г. Совершить исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения для исполнения требований исполнительного документа.
При установлении утраты исполнительного документа обязать старшего судебного пристава ОСП по г.Рязани и Рязанскому району Турсунову В.Н. обратиться в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа.
В соответствии со ст. 364 КАС РФ при установлении утраты исполнительного документа, наложить на старшего судебного пристава ОСП по г.Рязани и Рязанскому району Турсунову В.Н. судебный штраф в порядке и размеру установленных ст.ст. 122, 123 КАС РФ.
Взыскать с УФССП по Рязанской области 7000 руб. судебные расходы на оплату услуг представителя.
Определением суда от 22 февраля 2022г. в соответствии со ст. 43 КАС РФ произведена замена ненадлежащего административного ответчика - начальника ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области Турсуновой В.Н, надлежащим –начальника ОСП по г.Рязани и Рязанскому району - Калужского Сергея Игоревича.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Административный ответчик - начальник ОСП по г. Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области Калужский С.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика - УФССП России по Рязанской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Заинтересованное лицо Денисов О.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.121 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007г., постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно положениям п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно разъяснениям, данным в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Закон №118-ФЗ) старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании ч. ч. 7, 8 ст. 30 названного закона заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Статьями 1 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", ст. ст. 2 и 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что задачей судебных приставов является правильное и своевременное исполнение исполнительных документов, своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения, судебный пристав не должен допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что 27.09.2016г. Железнодорожным районным судом г.Рязани был выдан исполнительный лист № по делу №. о взыскании с Денисова Олега Анатольевича в пользу ПАО «Сбербанк России» задолженности по кредитному договору в сумме <данные изъяты>., расходов по государственной пошлине в размере <данные изъяты>.
Административный истец ссылается на то, что 22.11.2021г. почтовой связью в адрес ОСП по г.Рязани и Рязанскому району было направлено заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Денисова О.А., исполнительный лист № от 27.09.2016г., определения о замене взыскателя, выписка из ЕГРЮЛ (идентификатор почтового отправления – №
По утверждению истца вышеуказанный исполнительный документ был получен ОСП по г.Рязани и Рязанскому району 29 ноября 2021г.
Оценив обстоятельствам дела и представленные доказательства по правилам, установленным ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 10 Федерального закона "О судебных приставах" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации. Старший судебный пристав:
организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, своевременное принятие, регистрация исполнительных документов, передача их для непосредственного исполнения судебным приставам-исполнителям, организация своевременного совершения исполнительных действий являлись прямыми обязанностями старшего судебного пристава.
При этом ч. 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
В данном случае, административном истцом представлен отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, согласно которому письмо было отправлено ООО «Русь» и вручено ОСП по г.Рязани и Рязанскому району 29 ноября 2021г. Между тем из приложенных истцом документов не усматривается, что данное почтовое отправление содержало названные выше документы, в т.ч. исполнительный документ и заявление о возбуждении исполнительного производства, поскольку квитанции заказного почтового отправления и описи вложения в письмо с номером почтового идентификатора к иску приложено не было. Почтовое уведомление, подтверждающее получение сотрудником ОСП по г.Рязани и Рязанскому району корреспонденции с почтовым идентификатором № также не представлено.
Таким образом административный истец не доказал нарушение своих прав оспариваемым бездействием со стороны должностного лица службы судебных приставов, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в несвоевременном возбуждении исполнительного производства; возложении обязанности рассмотреть заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении Денисова О.А. не имеется.
Рассматривая требования административного истца о возложении обязанности на старшего судебного пристава ОСП по г.Рязани и Рязанскому району обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного документа, суд приходит к следующему.
Так, в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт (ч. 2 ст. 12 Закона "Об исполнительном производстве"). Порядок выдачи судом дубликата исполнительного листа или судебного приказа определен в ст. 430 ГПК РФ - суд, принявший решение (вынесший судебный приказ) может выдать дубликаты исполнительных документов в случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа.
При этом ст. 430 ГПК РФ, равно как ч. 2 ст. 12 Закона "Об исполнительном производстве" не определяет круг лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче дубликата утраченного подлинника исполнительного документа.
Вместе с тем, системное толкование положений ст. ст. 428, 430 ГПК РФ и ч. 2 ст. 12, ч. ч. 1, 2 ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве" позволяет сделать вывод о том, что подлинник исполнительного листа выдается судом только взыскателю. Дубликат утраченного исполнительного листа выдается судом, как по заявлению взыскателя, так и по заявлению судебного пристава-исполнителя.
Так, взыскателем является гражданин (организация) в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ (ч. 3 ст. 49 Закона "Об исполнительном производстве"), следовательно, он прямо заинтересован в правильном и своевременном исполнении требований исполнительного документа. Принимая во внимание, что основанием для возбуждения исполнительного производства является предъявление в службу судебных приставов исполнительного документа с заявлением, подписанным взыскателем и (или) его представителем, за исключением иных случаев, прямо предусмотренных законом (ч. ч. 1 и 2 ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве"), то не вызывает сомнения, что дубликат утраченного исполнительного документа, который ранее не предъявлялся к исполнению (т.е. на стадии разрешения вопроса о самой возможности предъявления для возбуждения исполнительного производства) имеет право требовать и получить только взыскатель (или его представитель).
Приказом ФССП России от 10 сентября 2013 года N 292 утверждено Положение порядка действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, и организационных условиях предотвращения их утраты в подразделениях судебных приставов (вместе с "Положением о порядке действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, и организационных условиях предотвращения их утраты в подразделениях судебных приставов") (далее - Положение).
Подпунктом 3.2 пункта 3 Положения установлено, что при выявлении фактов утраты исполнительных документов начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России дает поручение судебному приставу-исполнителю о самостоятельном обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа.
В данном случае утрата исполнительного документа именно по вине судебных приставов-исполнителей не подтверждена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.177-180 КАС РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░