УИД 28RS0019-01-2021-000412-49
дело № 2а-281/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2021 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре судебного заседания Винокуровой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Серышевского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Серышевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец администрация Серышевского района Амурской области обратилась в суд с данным административным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Серышевским районным судом Амурской области выдан исполнительный лист № об обязании администрации Серышевского района предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, расположенное на территории <адрес>. На основании указанного исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем УФССП по Амурской области ОСП по Серышевскому району вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения заявителем не исполнены, судебный пристав-исполнитель ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление о взыскании с администрации Серышевского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Данное постановление получено администрацией Серышевского района ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительный документ не исполнен административным истцом в срок в связи со следующим. Согласно приложению № 32 Закона Амурской области от 12.12.2019 № 449-03 "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов", Серышевскому району выделено субвенций для приобретения жилья детям-сиротам из средств областного бюджета - № рублей. Администрацией Серышевского района размещено 11 электронных аукционов, для приобретения жилых помещений для детей-сирот. После проведения аукционов и перехода права собственности на жилые помещения в собственность администрации Серышевского района, все жилые помещения были предоставлены детям - сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения. Законом Амурской области от 24.09.2020 № 581-03 "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" для Серышевского района были дополнительно предоставлены финансовые средства на 2 жилых помещения. Которые также были предоставлены очередникам из числа детей-сирот. Согласно приложению № 34 Закона Амурской области от 11.12.2020 № 651-ОЗ (в ред. от 29.03.2021) "Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" Серышевскому району выделено субвенций в размере № рублей на приобретение 14 жилых помещений. На ДД.ММ.ГГГГ проведено 3 аукциона (2 квартиры предоставлены детям-сиротам), 8 аукционов находятся в работе, 3 квартиры размещены в плане-графике. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в списке детей-сирот для предоставления жилых помещений, ФИО7 значится под №. В связи с тем, что приобретение жилых помещений для указанной категории лиц производится за счет средств областного и федерального бюджетов считает, что административный истец не имел объективной возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. На основании изложенного и руководствуясь ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" просит суд уменьшить размер взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ на ? часть до 37 500 рублей.
Представитель истца администрации Серышевского района Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом. В представленном заявлении представитель Горожанкин С.В., действующий на основании доверенности настаивал на заявленных требованиях, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика Отдела судебных приставов по Серышевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного истца и административного ответчика.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно положениям ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 настоящего Кодекса.
Администрация Серышевского района Амурской области обратилась с административным исковым заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № на администрацию Серышевского района Амурской области возложена обязанность предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного листа серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Серышевским районным судом Амурской области по делу №, предмет исполнения: предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров, возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации Серышевского района. Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
В установленный для добровольного исполнения срок решение суда Администрацией Серышевского района Амурской области исполнено не было.
В связи с чем, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № было постановлено о взыскании исполнительского сбора с администрации Серышевского района в размере 50000 рублей.
Указанное постановление получено представителем администрации ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Поскольку, администрацией Серышевского района добровольно не исполнены требования исполнительного документа, то постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от ДД.ММ.ГГГГ с должника - администрации Серышевского района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю, должником не предоставлено.
На основании п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В силу ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве); при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
В связи с чем, суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.
Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.
Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона № 229-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что администрацией Серышевского района проведено 3 аукциона (2 квартиры предоставлены детям-сиротам), 8 аукционов находятся в работе, 3 квартиры размещены в плане-графике. Расходы на реализацию мер по обеспечению этих лиц жилым помещением производятся из областного бюджета.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, соответствующие принятые администрацией меры для исполнения решения суда, анализируя представленные должником доказательства того, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем вызвано недостаточным финансированием, объективно свидетельствующим об отсутствии его вины, фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии существенных обстоятельств для уменьшения суммы исполнительского сбора.
Таким образом, суд считает, что исполнительский сбор, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому УФССП по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Серышевского района Амурской области, подлежит уменьшению на ? часть, то есть на сумму 12 500 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации Серышевского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Серышевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об уменьшении размера исполнительского сбора - удовлетворить.
Уменьшить на ? часть размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Серышевского района Амурской области по исполнительному производству №, установив его в размере 37 500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54) в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 26 апреля 2021 года.
Судья И.А. Кузнецова